Начну с выставки, которая развернулась в художественной школе. Это экспозиция картин юных художников, которые в разные годы учились в художке. Многие из авторов теперь уже солидные, взрослые люди, живут в разных городах, у них семьи, дети, работа. Удивительно наблюдать за детской психологией восприятия мира, которая менялась на протяжении этих 50 лет. Знакомлюсь с работами.
Очень необычная картина 13-летней девочки, которую она написала в 1986 году. Впрочем, почему необычная? Вполне типичный сюжет для тех лет: резиновые сапоги, малярные помазки, табуретка, чтобы белить потолок и стены. Но в картине присутствует всепобеждающий дух радости и обновления! Простите за излишний пафос, но, глядя на эту детскую работу, начинаешь испытывать некоторую ностальгию по ушедшей эпохе, где люди не знали евростандартов, а качественно побеленный потолок считался необходимой нормой.
Позвольте несколько фраз, которые не совсем касаются этой выставки – светлой и радужной. Я хочу сказать о творческом самовыражении, которое было свойственно людям в разные исторические времена. В эпоху социализма во главу угла ставились труд и созидание, но в наши дни эти понятия несколько обесценились. Сегодня, на мой взгляд, на первый план в любом творчестве выходит собственное «я». С одной стороны, это хорошо: упразднение идеологических стандартов позволяет видеть мир в его широчайшем разнообразии. С другой -
любое «яканье» при ближайшем рассмотрении начинает выглядеть слишком уж одинаково. И опять превращается в определенный стандарт.
Клавдия Александровна Матвеева, педагог художественной школы, словно ловит мои мысли:
- Сегодня много каких-то мультяшных образов в живописи, - говорит она, имея в виду, что дети, беспрестанно сидя в интернете, невольно впитывают новоявленные творческие методы и пользуются только ими. - Советские дети много читали, знали историю своей страны, поэтому в их рисунках всегда наблюдаются характеры, чувства, эмоции, - уверяет педагог.
Она показывает мне работу своего ученика, который написал картину еще в советские годы. Сюжет сложный: баталия русских витязей с западными рыцарями. Маленький мальчик в те годы, не обладая мастерской техникой, сумел отразить торжество победного духа.
А вот ещё одна удивительная картина. Сюжет незамысловатый: молодая воспитательница детского сада ведет малышей на прогулку, в их руках цветы, на лицах - радость от мимолетных впечатлений.
- Посмотрите, сколько жизни в этой картине! - утверждает Клавдия Александровна.
О советской школе живописи она всегда говорит только с восторгом, несколько критически воспринимая современные образцы искусства.
- Может, вы просто ворчите, Клавдия Александровна? – шутливо спрашиваю её.
Впрочем, на уроках этого педагога истории искусства дети получают огромный запас знаний, который полностью компенсирует их пробелы в современном образовании.
К нашей беседе присоединяется молодой педагог начального и основного звена школы Арина Яковлева:
- Сегодняшние дети смелее, они не боятся браться за что-то новое, что касается художественных техник, - говорит она.
Клавдия Александровна Матвеева показывает новую книгу, изданную под её редакторством к юбилею Детской художественной школы. Дизайн обложки сделала преподаватель ДХШ Ольга Кораблёва-Батырева.
Удивительный она человек! Собрала огромнейший исторический материал, куда вошли воспоминания учеников, учителей, множество фотографий разных лет и, конечно же, живописные работы. Это даже не книга, а полноценный альбом. К его изданию причастны и другие педагоги художки, которые активно помогали в сборе материалов.
Теперь школа носит имя Артура Яновича Знота. Это имя знакомо многим белоречанам: он был яркой личностью, замечательным педагогом и художником. Артур Янович – основатель детского изобразительного творчества в нашем городе. А его воспитанники, в свою очередь, стояли у истоков Детской художественной школы. Среди них – Виктор Андреевич Петроман - человек с очень тонкой и чувственной организацией души. Он умел увлечь изобразительным искусством любого человека. Надо было слышать, как вдохновенно и радостно он рассказывал о творческих находках своих воспитанников.
В книге много имён. На каждой фотографии - отпечаток эпохи. Листаю страницы и вижу знакомые лица: Юрий Константинович Байбордин, Владимир Михайлович Домнин. Далее – новое поколение, плеяда современных педагогов. Добавлю, что у истоков создания школы стояли Любовь Александровна Телятникова и составитель книги - Клавдия Александровна Матвеева.
- За всю историю школы у нас было сорок семь выпусков, - рассказала Клавдия Александровна.
Мы опять возвращаемся к выставке рисунков. Педагог показывает мне картину Александра Кульдяйкина, где изображены старинные вазы.
- Это, наверное, самая первая детская работа, которая экспонировалась после открытия художественной школы, - говорит она. – Александр Кульдяйкин, кстати, автор памятника Твердышеву у БМК и афганцам у сквера 40 лет Победы в нашем городе.
Рядом - рисунок Алексея Пудовкина, где изображен геометрический куб (это рисовали для обучения пропорциям и симметрии).
Через три года состоится очередной юбилей: 50 лет первому выпуску юных художников. Тогда, если найдутся спонсоры, можно будет переиздать книгу Клавдии Александровны Матвеевой. Сейчас этот труд вышел в свет совсем небольшим тиражом, но пользуется большим спросом среди тех, кто имел отношение к Детской художественной школе.
Игорь Калугин.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab