+2 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Культура
13 Сентября , 11:35

В костюме отражается душа народа

С 2020 года в Башкирии дважды в год – весной и осенью - отмечается День национального костюма. Основная его задача - обратиться к народным традициям и народной культуре, ведь в республике проживают более 160 национальностей.

В костюме отражается душа народа
В костюме отражается душа народа

У каждого народа есть свои исторические и культурные особенности, отражённые в костюме, который необходимо беречь. И сотрудники различных музеев успешно выполняют работу в этом направлении. К примеру, в этом году в Белорецком историко-краеведческом музее экспозиция костюмов пополнилась новыми экспонатами, появились обновленные манекены, показывающие образы разных народов и сословий жителей Белоречья девятнадцатого века. Пока шли последние приготовления к празднику, мы побывали в музее и поговорили с методистом Любовью Серовой.

- Чтобы образ был полным, а костюмный комплект – законченным, нужен хороший манекен. Всё-таки национальный костюм не может быть представлен одним элементом, хотя и такое случается.
Ещё в прошлом году у нас родилась идея собрать целый комплекс костюмов. Это очень долгий и кропотливый труд, нужно очень точно атрибутировать каждую вещь в сочетании с другими элементами.
Вот, к примеру, женщина в старообрядческом наряде. Посмотрите на неё: косоклинный нижегородский сарафан из семейных реликвий нам передала Ксения Полетавкина, рубаху нашли в фондах музея, а вот платок выкупили на одном из антикварных аукционов. Было важно, чтобы он соответствовал именно тому периоду времени, не был новоделом. Или вот лестовка (старообрядческие чётки) в руках старообрядки – она конца 19 века, также приобретена на одном из антикварных аукционов, - поясняет методист.

Кстати, над созданием этого костюмного комплекса сотрудники музея трудили почти два года, собирая всю необходимую информацию.

Любовь Серова продолжает:
– Вот горожанка в нарядной «парочке» - блузе и юбке. Теперь у манекена есть голова, значит, образ будет законченным, к наряду добавится головной убор «наколка» - это такая шапочка овальной формы из дорогой ткани (шёлк или бархат) на твёрдом каркасе из картона или проклеенном холсте с ситцевой подкладкой. Наколки украшались ленточками, бантиками, кружевом. Даже одним головным убором можно было показать статус женщины в те далёкие времена: замужняя или не замужняя, из богатой семьи или не очень. И так далее. Как раз образ нашей городской жительницы это покажет, её шапочка-наколка отразит статус замужней женщины, когда волосы аккуратно убраны под головной убор, и часть головы открыта. Для сравнения - представительница горнозаводских семей, живших в Белоречье в конце девятнадцатого века. Вот женщина, стоящая в бабьем куту, посмотрите на её костюм: тёмный круглого кроя сарафан, передник, платок, - рассказывает Любовь Викторовна.

Манекен стоит в той части комнаты, где в красном углу – иконы, рядом стоят жернова, кухонная утварь того времени. Методист отмечает, что многим зрительный образ запоминается лучше, чем рассказ экскурсовода, поэтому обновление экспозиции позволит сделать посещение музея более интересным как для детей, так и для взрослых.

- Вы сказали, что некоторые элементы костюмов музею дарят, некоторые вы приобретаете сами. Как складываются образы прежних времен?
- Для составления костюмных комплексов что-то мы берём из фондов музея, личных коллекций, что-то даже сами шьём по аутентичным образцам. Некоторые вещи приходится докупать на различных антикварных интернет-ресурсах или аукционах, а кое-что досталось нам из бывших коллекций других музеев. Например, при закрытии одного из училищ директор нашего музея Елена Александровна Миронова принесла из их музея некоторые экспонаты, в том числе два оригинальных хлопчатобумажных французских платка. Благодаря этой находке костюм башкирской женщины отразил одеяние конца девятнадцатого века и приблизился к оригиналу.
Мы собираем много информации и советуемся с компетентными людьми, реставраторами. Изучаем старые фотографии, в том числе из фондов музея, книги и энциклопедии по костюму, экспозиции других музеев страны. Периодически обращаемся к исследователям и реконструкторам костюмов – это Евгения Ядрышникова, Вячеслав Печняк, Александр Акулов. Спасибо им за помощь. Уже почти закончен образ представительницы марийского народа, - продолжает Любовь Викторовна. - Тоже появился головной убор, который говорит о многом.
Знаете, в былые времена считалось, что в национальном костюме живёт душа человека. Также костюм сравнивали с трёхчастным восприятием мира: голова и головной убор сопоставлялись с крышей жилища и небом, середина тела и средняя часть костюма – с жилым помещением и миром явным, а обувь – с тем, что под полом, погребом, а также с миром предков. Конечно, в этом ярко прослеживается язычество, но так считали многие наши предки. У кого-то до сих пор остаётся подобное отношение к троемирию. Думаю, что это личное дело каждого человека, - подчёркивает Любовь Серова.

В день национального костюма, в музее запланировано несколько мероприятий. 

- Наряжая наши манекены, мы решили на странице в соцсети рассказывать о некоторых элементах костюма, спрашивать о них наших подписчиков. Порадовала нас библиотекарь из Каги Евгения Трифонова, которая очень точно ответила даже на дополнительные вопросы.
У нас пройдёт праздничная фотосессия в национальных костюмах. Подготовили интерактивное мероприятие с презентацией и командную игру-лото с изображениями национальных костюмов жителей Белорецкого района. Задумок очень много, всё хочется воплотить в жизнь, - поделилась методист.

Сама Любовь Викторовна увлечена фольклором уже три десятка лет. Будучи студенткой Магнитогорского пединститута, была на фольклорной практике в Узяне. Сейчас у некоторых сотрудников музея есть собственные национальные костюмы, в которых они проводят тематические мероприятия.

Так что приходите в наш музей и узнайте историю нашего края ещё глубже!

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

В костюме отражается душа народа
В костюме отражается душа народа
Автор:Наталья Аксёнова
Читайте нас: