Начну с того, что за свои сорок с небольшим лет Вера Фролова (она, кстати, не скрывает свой возраст) сумела организовать сорок персональных выставок. Пожалуй, я не встречал ещё художника, который бы работал столь плодотворно.
- Картины не должны залёживаться в мастерской, - утверждает она.
Выставка носит название «Тепло родного края». Работы выполнены в разных жанрах, но особо привлекли моё внимание картины, где изображены женщины в национальных костюмах. В каждой работе – неповторимый сюжет, мгновение счастья, жизненный поворот, но главным, подчеркиваю, остается национальный колорит.
Вера Фролова говорит, что национальный костюм у каждого народа имел крайне разнообразные выразительные формы. Да одних только кокошников на Руси насчитывались сотни видов! И даже платок женщины повязывали в каждом случае по-разному. Староверки, к примеру, предпочитали не подвязывать их, а закалывать под подбородком.
Вообще, работы Веры Фроловой наводят на рассуждения, которыми хочу поделиться. Каждый элемент национального костюма в старые времена имел большое символическое значение, детали разнились в зависимости от местности, где жили люди. В Белоречье в старые времена в одном селе женщины носили сарафаны, а в другом - длиннющие юбки и кофты. Надо иметь в виду, что национальный костюм с течением времени менял свои самобытные черты в сторону урбанизации. Происходило это из-за стихийной или навязанной политики европеизации, которая продолжается и сегодня.
Вера Фролова поясняет, что теперь само понятие «национальный костюм» приобрело значение сценического наряда. Дело в том, что современные люди носят одежды, которые большей частью напрочь лишены каких-либо национальных черт и особенностей. О том, как выглядела одежда наших далёких предков, мы судим лишь по тем образцам, которые демонстрируются в спектаклях и на всевозможных фольклорных праздниках. Но в том-то и весь казус! Ведь какая-нибудь крестьянка пятнадцатого столетия из средней полосы России была бы сильно удивлена, если бы ей показали сценические одеяния, в которых выступают сегодняшние певуньи фольклорных коллективов. Не хочу никого обидеть, но стилизация национальных костюмов порой имеет мало общего с историческими образцами. Это всё равно, что судить о средневековом оружии, с которым триста лет назад воины шли в бой, по картонным или пластиковым сценическим аксессуарам, имеющим слабое внешнее сходство с оригиналами. Стилизация – штука уместная, если она выполнена талантливо, но для этого необходимо знать историческую подоплёку.
Вера Фролова, как она сама утверждает, стремится показать национальный костюм в своем первородном виде. Насколько у неё получается – пусть судят специалисты.
Отвлекаясь от исторических основ, поговорим о художественной стороне экспозиции. Первое, что бросается в глаза, - это воплощенная радость бытия. Все (или почти все) герои картин непременно улыбаются.
- Картины яркие, жизнерадостные, в них много цвета, - сказала мне одна из первых посетительниц выставки, белорецкая художница Арина Яковлева. – Есть национальный колорит – русский, башкирский. Сегодня это особенно актуально.
На мой взгляд очень необычная в своей подаче картина под названием «Румянец»: башкирская женщина с коромыслами в национальном одеянии на фоне небольшой деревни. Ее как будто окликнул кто-то, и она тут же улыбнулась в ответ. Сюжет схватывается мгновенно! На картине запечатлено состояние тихого счастья, которое, как румянец, проглядывает сквозь серые и хмурые будни.
Дальше - картина «Внук приехал». На крыльце деревенского дома бабушка и маленький мальчик, возле них - много обуви: у бабушки сегодня много гостей. Они где-то там, за праздничным столом. Пожилая женщина, устав от шума, хочет пообщаться с внуком. Незатейливо и просто передано состояние радости, а от картины веет деревенским уютом.
Рядом - другая бабушка: похоже, что она скорбит, смотрит на зрителя пристально, словно хочет рассказать о чем-то сокровенном. Поначалу хочется отвести глаза от пронизывающего взгляда, но картина при внимательном прочтении оказывается очень радостной. Солнечные лучи проникли в дом и через выбитые занавески на крашеном полу образовались ажурные разводы. Позади бабушки стоит внучок, и он своими пальчиками пытается поймать эти солнечные блики. Удивительно, как художница умеет ценить каждое мгновение счастья! Стоит постоять перед этой работой подольше, как тут же в глазах бабушки обнаруживаются иные чувства, кроме скорби.
Передо мной на холсте - монастырь, где только что закончилась длинная служба, насельники и паломники идут крестным ходом вокруг обители, кто-то читает акафист, сзади - маленький мальчик. Он – центральный персонаж. Бывает так, что малейший нюанс вдруг наполняется глубоким идейным содержанием. Вот и образ ребёнка здесь символизирует многое: я увидел в нём грядущее возрождение России, которое невозможно без глубокого приобщения к своим духовным истокам. Это картина «Крестный ход на рассвете».
Меня потрясла картина под названием «Вишенки». Женщина с детьми собирает вишню, одного ребёнка она держит на руках. На её лице тоже радость – тонкая и лучезарная, которая передается детям.
Вера Фролова – педагог дополнительного образования уфимского детского технопарка. Как уже говорилось, бОльшая часть ее работ, представленных на этой выставке, посвящена национальным костюмам. Причем выражена яркая детализация. Я знаю, что башкирские женщины в деревнях на все праздники надевают исключительно национальные платья.
- А русские женщины когда-нибудь вернутся к сарафанам? – спросил я художницу. – Конечно, с учетом тонкой и уместной стилизации.
- Они уже возвращаются! - уверенно заявила Вера Фролова. – В дивеевском монастыре, например, многие паломницы ходят исключительно в национальных русских платьях. Да у каждой второй женщины есть какие-либо элементы традиционного костюма.
Напоследок я спросил художницу:
- В чем секрет человеческого счастья?
- Если ты не принимаешь на себя негатив, то ты и не излучаешь его! – сказала Вера.
Выставка продлится в течение месяца.
Игорь Калугин.
Фото автора.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab