-4 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Культура
17 Июня 2023, 11:45

Он останавливает время

«Времени река» - так называется персональная выставка магнитогорского художника Андрея Крючкова, открывшаяся в Белорецкой картинной галерее. Выставка необычная, философская, в названии - метафора.

Он останавливает время
Он останавливает время

Являясь талантливым живописцем, он долгие годы преподавал в Магнитогорском государственном университете на художественно-графическом факультете, кафедре живописи. Ещё в самом начале тернистого педагогического пути художник понял простую истину: уча других – учишься сам, познаёшь себя, открываешь новые горизонты. Одновременно с преподавательской деятельностью занимался и творчеством. Но когда худграфа не стало, Андрей Петрович посвятил себя детям в художественной школе. Кроме того, он - ведущий педагог арт-студии «Открой в себе художника», где обучаются живописному искусству все желающие, независимо от возраста.
Отдавая большую часть времени преподаванию, художник много работает и сам, активно выставляясь на вернисажах. Его творчество отличает многоплановость, он экспериментатор, для которого характерен широкий охват жанров и направлений: от натурных пейзажных этюдов и портретов до фигуративных композиций и абстрактных полотен.

На выставке в основном представлена живопись реалистического плана - это многочисленные пейзажи Башкирии, окрестностей Магнитогорска, серия этюдов с пленэра в Тобольске, Ирбите, где он искренне восхищается красотой уральской природы и мастерски передаёт изменчивость и неповторимость её состояния. Произведения художника наполнены светом, теплом, еле уловимой сменой настроения и поэтическим отношением к окружающему миру.
Часто, возвращаясь в одни и те же места, он уже иначе их видит и, варьируя цвет, оттачивая композицию, добивается большей выразительности, абсолютного совершенства одних и тех же мотивов.
Кроме многочисленных пейзажных этюдов в экспозиции представлены натюрморты, цветочные композиции, а также портреты духовно близких автору людей. Это, прежде всего, портреты преподавателей худграфа Магнитогорского педагогического института.

Работы Андрея Петровича подкупают своей внутренней свободой. На них люди, обладающие яркой харизмой, способные дерзко заявить о себе и отстоять свои убеждения. Широкими колоритными мазками Крючков выделил наиболее узнаваемые черты известных людей, создав атмосферу непосредственного общения между ними и зрителями.
Трудно отвести взгляд от одухотворённого лица Олега Янковского в романтическом образе легендарного Барона Мюнхгаузена. На портрете художник сумел передать магию «проживания» роли гениальным артистом, ощущение волшебства в немногословности и отстранённости, сумел показать невероятно выразительный взгляд, излучающий нервную энергию и ум.
Портрет Виктора Цоя в характерном черном цвете оставляет ощущение усталости, надорванности, опустошения, в лице есть что-то трагическое, как предчувствие…Всплывают в памяти манера исполнения, узнаваемый низкий голос и фраза «Цой жив!»
Ядрёность юмора Жванецкого у художника перешла в цвет: дерзкий, сложный, красно-зелёный. На лице - досада и разочарование, во взгляде - ум, ирония, сарказм. Он верил, что воюет с недостатками человеческой природы, чванством чиновников, заскорузлостью обывателей, фальшивыми навязанными ценностями, в которые никто не верит: ни те, кто их навязывает, ни те, кому их навязывают.

На выставке можно увидеть и автопортреты Андрея Крючкова, один из которых полон самоиронии, а другой изображает его в состоянии глубокого философского раздумья.
Следуя натуре, он не боится условностей, многие его работы обретают философское звучание, вневременной контекст. Талантливый, ищущий, думающий, стремящийся к совершенству, художник не боится пробовать себя в разных жанрах, стилях, идти вперёд и возвращаться к себе на более высоком уровне.

Большая часть пейзажей Крючков писал на пленэрах: горные ущелья, речушки, храмы, улочки, луга. Особенно ему удаются картины, передающие различные состояния природы: «Злой ветер», «Дождь над озером Банное», «Большой ветер» и другие. Невероятно красивы и правдивы его горы и скалы: «Скалы», «Зелёный поток, «Путник и птичка». Особым умиротворением дышит «Вечерняя тишина»: в предвечерних сумерках ложатся тени, в воздухе разлита божья благодать.

Любимое время года художника - весна. «Апрель в горном ущелье», «Весенний ручей», «Когда цветёт черёмуха», «Инзерские дали» - этюды написаны свежо, трепетно и искренне, в них веришь, они живые, полны нежности, раскрывающейся в тончайших колористических тонах. Автор заставляет нас увидеть необычный изгиб весенней реки, экспрессию гор на фоне облачного неба, удивительное упорство и жажду жизни одинокого деревца в расщелине скал, утверждая в очередной раз идею неизбывности времени и вечности.

Тематические композиции художника часто имеют философский подтекст, они сложны по цветовой гамме, оригинальны по композиции и вызывают разнообразные эмоции у зрителя.
Альтернативой реалистической живописи на выставке стала фантазийная серия «Мифология», в ней он по-философски мудро пытается осознать мир прошлых поколений, ощутить его тонкую связь с современностью и перевести мифические персонажи в реальную действительность.
К примеру, в монохромном тёмном полотне «Вечерний букет» в каждом бутоне прячутся зелёные то ли гномики, то ли ангелочки, а рядом - римская богиня цветов и садов Флора, коронованная роскошным осенним венком. На полотне «Русалочьи игры» зелёные русалки бегут по ночным степным просторам, летят по травам, стелющимся под ветром. Дуновение ветра взметает ввысь былинки-травинки, которые при внимательном рассмотрении оказываются лесными нимфами, эльфами, русалками.
Продолжение лесной сказки зритель найдёт в полиптихе «Мавки», который напоминает фотосессию подиумных красавиц. Серия выполнена в зелёно-чёрной гамме. Глаза, опасно сверкающие в лунном свете, приковывают взор зрителей.

На выставке много абстрактных работ, это направление появилось в начале XX века, когда идея рисовать абстрактные формы овладела сознанием живописцев. Здесь вместо изображения реальности используется система чисто формальных элементов, таких как линия, плоскость, цветовое пятно и отвлечённая конфигурация. Это картины: «Возвращение блудного сына», «Полёт».
Отображение неосязаемого - мыслей, догадок, внутреннего состояния души - передаёт работа абстрактного направления «Пророчество». При взгляде на картину возникает ощущение тревоги, предчувствие беды. На кровавом фоне изображены чёрные полосы, траурные ленты или пряди волос? По словам Андрея Петровича, эту работу он написал за две недели до американской трагедии 11 сентября. И как журналисты ни пытали художника, он так и не смог объяснить смутное предчувствие беды на другом конце планеты, которое вылилось в траурные краски абстракции. По словам художника, за всё время творчества было несколько подобных совпадений.

Выставка «Времени река» стала подлинным событием для белоречан, открывших для себя художника Андрея Крючкова.

Мы приглашаем жителей и гостей города в галерею на выставку, которая продлится до середины июля. Ждем вас, почитатели прекрасного!

Лидия Григорьева, экскурсовод Белорецкой картинной галереи.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

Он останавливает время
Он останавливает время
Он останавливает время
Он останавливает время
Он останавливает время
Автор:
Читайте нас: