+13 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Культура
28 Января 2023, 11:55

Сколько себя помню, столько и творю

В малом зале картинной галереи - новая выставка Нины Дёмичевой. На открытии экспозиции собралось много гостей. Выступили друзья, интересно рассказала о творческом пути мастерицы директор галереи Нина Горбатова, бард Евгений Васенин посвятил искуснице свои песни. Фильм о творчестве белорецких рукодельниц и о том, как народные традиции продолжают свою жизнь, представила студентка РГСУ из Москвы Дарья Булавина

Сколько себя помню, столько и творю
Сколько себя помню, столько и творю

«Птичий базар»
Так назвала свою новую выставку Нина Владимировна. Кажется, совсем недавно мы восхищались её «Кукольными историями», разглядывая наряды черепахи Тортиллы, удивлялись русской борзой в образе Д`Артаньяна… И вот новые сказочные герои - птицы, собравшиеся на птичьем базаре талантливой мастерицы. Стоит только взглянуть на птицу-секретаря и становится понятно, сколько труда вложено в эту необыкновенную «героиню» экспозиции. А индюк, которого автор расшивала бисером не один день, а павлин, а птица счастья?.. Сколько реквизита нужно было придумать для всех этих персонажей, сколько выдумки и труда вложить в них. И каждый экспонат, каждая его деталь выполнены с особой тщательностью и аккуратностью. Конечно, много задумок Нина еще воплотит в жизнь. В данной экспозиции, к примеру, представлена только гусыня, а гусь – пока в работе. Появился только один Ангел мира, а задумано три. Но это тоже радует, значит, будет продолжение!

«Птичий базар» - вторая персональная выставка Нины Дёмичевой и двадцать пятая с её участием. И зрители снова задаются вопросом: откуда у автора столько идей, столько красоты в душе, столько мастерства? Где берет она время, чтобы всё успеть, ведь Нина увлечена не только куклами, которые делает в технике грунтованного текстиля? Ответ, пожалуй, в ее фразе, вынесенной в заголовок материала: «Сколько себя помню, столько и творю…» И в её шутке, что у мастерицы в сутках 48 часов.

В детстве Нина помнит себя рядом с мамой, которая в свободное время и шила, и вязала, и вышивала. Поэтому дочка рано взяла иголку в руки, буквально впитывая мамины уроки. Ей были интересны яркие тряпочки, а еще тётин сундук, в который малышка забиралась, когда бывала у неё в гостях, и замирала перед обилием несметных богатств: разноцветных пуговиц, кусочков тканей. Картинками из журналов, на которых были женщины в красивых платьях, была оклеена крышка сундука. Наверное, уже тогда, разглядывая всё это, девчушка мечтала, что сама научится шить и будет наряжать не только своих кукол. Там рождались первые идеи и авторские модели.
В школе Нине повезло: на уроках технологии она попала в группу педагога Екатерины Петровны Благовой, которая была для учениц примером во всём. Екатерина Петровна всегда одевалась с иголочки, со вкусом. Практически весь свой гардероб она сшила собственными руками. Она учила не только кроить и шить, но и утюги ремонтировать, и многому другому, в том числе и трудолюбию, и преодолению трудностей. Нина вспоминает одноклассниц, которые в своих выпускных платьях, сшитых по выкройкам из «Бурды», шли по городу. Уже тогда Нина в каждую модель обязательно добавляла что-то своё, чтобы было не как у всех.

Когда девушка окончила школу, вопрос, кем стать, не стоял. Она знала, что будет швеей, поэтому пошла работать в ателье. Сначала - в Нижнем селении, потом - в городе. Ей всегда везло на хороших людей, знающих своё дело. У мастеров Нина училась шить и мужскую, и женскую одежду.
Днём – на работе, ночью – дома за машинкой. Так изо дня в день росло её мастерство. Своим сыновьям и мужу всё шила сама.
А с какой любовью выполняла она заказы клиенток в ателье «Сезон»! Вещи, сшитые её руками, носились годами. Тогда же швеи выполняли заказ одного из детских садов города по пошиву народных костюмов, и Нина поняла, что эта тема очень близка ей и интересна.

Берегиня
Неуёмная жажда знаний привела Нину Дёмичеву в Челябинский педагогический университет на факультет «Народное творчество», который она с успехом окончила. После этого решилась сшить первые народные костюмы для себя, потом для близких. Так появилась коллекция нарядов в русском стиле, которая была представлена на Всероссийский онлайн-конкурс «Наследие» в Самаре. В номинации «Этно-мода – для народа» её костюмы были удостоены диплома 3-й степени. Позже, на втором Всероссийском конкурсе по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам «Наследие-2022», дополненная коллекция получила Диплом первой степени.
Наверное, не все знают, что Берегиней древние славяне называли особенную богиню - хранительницу домашнего очага. И совсем не случайно именно сейчас, когда я рассказываю о мастерице, этот образ всплыл в памяти. Человек, очень бережно относящийся к народному творчеству, к истории русского костюма, народным обрядам и традициям, а ещё – заботливая мама и бабушка – это всё про Нину Дёмичеву.

Про её интересную жизнь можно написать книгу. Судьба Нину не баловала, всего в жизни ей приходилось добиваться самой. Пожалуй, главные черты характера этой женщины – неиссякаемое трудолюбие, надежность, оптимизм, постоянное желание учиться новому, а ещё щедро делиться всем, что умеешь, с теми, кому это тоже интересно. Поэтому она открыла в Белорецке один из первых магазинов «Рукодельница», где можно было найти всё, чего требовала душа начинающих и умелых мастериц. Нина Владимировна была спонсором первых выставок кукол, поддерживая её участниц. А когда в Белорецке при центральной библиотеке было создано творческое объединение мастерских «Горница искусниц», она одной из первых поддержала эту идею и возглавила мастерскую «Уютный дом».

Именно в «Горнице» благодаря Нине и её общению с мастерами России по народному костюму родился проект, который получил название «Костюмы жителей Белорецка и Белорецкого района конца XIX – начала XX века в миниатюре».
Эту идею горячо поддержал Рашит Мухамедиев, который в то время был директором ЦБС. Он написал проект «Город мастериц» и представил его на рассмотрение в Фонд культурных инициатив Президента России. Тем временем в «Горнице» Нина Дёмичева стала руководителем мастерской костюма. К большой работе присоединились практически все руководительницы мастерских. Мы общались со специалистами по народному костюму и фольклору: С.А. Моисеевой, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории народной культуры НИИ исторической антропологии и филологии МГТУ имени Г.И. Носова, Т.И. Рожковой, доктором филологических наук, профессором кафедры литературы университета; Вячеславом Печняком, сотрудником музея истории Екатеринбурга; сотрудниками картинной галереи и краеведческого музея Белорецка; Л.Ф. Власовой, директором школьного музея Ломовки и многими другими. Нам активно помогали в библиотеках Верхнего Авзяна, Каги, Шигаево, Серменево, в Доме культуры Ломовки.
Без многочисленных поездок по городам Урала и нашему району, без сбора по крупицам сведений о костюмах, без найденных старых фотографий и материалов не получилось бы настолько полноценной и шикарной выставки…

- Народные костюмы меня привлекали чисто эстетически, но серьезно к этой теме я не подходила до определенного момента. Там столько правил исполнения, столько тонкостей, которые необходимо знать и выполнять. Ведь народный костюм – это целая энциклопедия, своего рода паспорт определённой нации. По внешнему виду, не вступая в беседу, не знакомясь с человеком, многое можно было узнать сразу. Во всем этом мне захотелось разобраться, - рассказывает Нина Владимировна.
И она поехала в Челябинск, чтобы увидеть дефиле в костюмах народного мастера Евгении Ядрышниковой, затем – в Екатеринбург, к Печняку. Мастерица вспоминает:
- В столице Урала Вячеслав Печняк показал комплекты одежды, начиная с 17 века. Я даже примерила на себя сарафанный комплект 19 века. Увидела воочию, а не на фото мужские косоворотки, порты, женские сарафаны разных видов, женские рубахи…

Есть коллекция!
Вскоре мы узнали, что наша «Горница» выиграла президентский грант Фонда культурных инициатив. Но до получения денег было далеко. И мы не стали их ждать! Сами покупали различные материалы для изготовления кукол-столбушек, с помощью которых решили показать костюмы. Собирали по кусочкам ткани из закромов рукодельниц. Помогали и спонсоры.
Надо отдать должное нашим мастерицам Людмиле Козловой, Виктории Касановой, Ольге Шепелевой, Злате Парамоновой, Ирине Григоренко, Фариде Хисамовой, Людмиле Швецовой, Светлане Хромовой, Светлане Бояринцевой. Они молодцы! Одни шили костюмы, другие вышивали к ним детали, изготавливали аксессуары. А руководила всем Нина Владимировна. Она советовала, объясняла, поправляла… Сколько в это большое дело вложено времени и сил – не передать.
Всё лето мастерицы под руководством нашей Берегини трудились не покладая рук. Но оно того стоило! В сентябре в картинной галерее открылась та незабываемая выставка костюмов в миниатюре. Если быть точнее - сразу две экспозиции. Работы белорецких мастериц дополнили и украсили экспонаты Всероссийской выставки «Россияночка», которые представили кукол в костюмах самых разных губерний России. Были в экспозиции и куклы Анисы Саттаровой из Илишевского района нашей республики в башкирских народных костюмах. И появились они у нас в Белорецке тоже благодаря Нине.

Самое ценное в этой работе – знания. Их удалось собрать по крупицам: из разных источников, через знакомства с интересными людьми. После выставки у всех, кто был причастен к ней, осталось чувство выполненного долга: теперь в Белорецке есть коллекция одежды жителей нашего региона конца XIX – начала XX века. А Нину Дёмичеву всё происходящее приблизило к исполнению заветной мечты - сшить большую коллекцию горнозаводских костюмов Белоречья.
Как теперь живут куклы нашей мастерицы? Уже седьмой год Нина Владимировна учится в Московской школе текстильной куклы. И любимые творения не отпускают свою хозяйку. У каждой её куклы – своя маленькая жизнь. Садясь за очередную, Нина Дёмичева как будто забывает обо всём, становясь и швеёй, и сапожником, и художником, и шляпником… И тогда рождаются на свет удивительные образы, которые дарят незабываемые впечатления и автору, и зрителям.

В этом еще раз убеждает нас и новая выставка мастерицы в картинной галерее города. Очередная.

Татьяна Булавина

Сколько себя помню, столько и творю
Сколько себя помню, столько и творю
Сколько себя помню, столько и творю
Автор:
Читайте нас: