Родился Владимир Михайлович Домнин в 1952 году в Белорецке, окончил Пензенское художественное училище и худграф Магнитогорского педагогического института.
Долгие годы преподавал в Белорецкой художественной школе. Его ученики были постоянными участниками республиканских, всероссийских и международных конкурсов, многие из них впоследствии поступили в высшие учебные заведения, выбрав для себя профессии художника, дизайнера, архитектора.
Владимир Михайлович сам активно занимался живописью, оставил после себя сотни картин, у него прошло несколько персональных выставок.
Творчество Домнина было весьма разнообразно в плане выбора тем. Ему было интересно всё: библейские сюжеты, военное лихолетье, старые уголки родного города… Он был очень вдумчивым художником, для которого важным являлось передача настроения, характера, образа.
В.М. Домнина не стало с нами в 2015 году.
Я встречался с ним пару раз, и он мне показался очень грустным. Но, скорее, это впечатление внешнее… Те, кто знал художника близко, рассказывают несколько иначе: Владимир Домнин был человеком жизнерадостным и всем своим ученикам дарил конфеты. Он любил детей, в каждом из них видел личность – неповторимую, яркую, талантливую.
В этом году Владимиру Михайловичу Домнину, преподавателю Детской художественной школы, исполнилось бы 70 лет. В малом зале картинной галереи на прошлой неделе открыли выставку его работ.
Открытие было торжественным и трогательным. Ученики Владимира Домнина говорили о нем много теплых слов. А те, кто не сумели побывать на мероприятии, прислали свои видеосообщения.
В галерее хранится около сотни картин художника, на выставке представлена лишь часть из них. Вместе с сотрудницей галереи Ксенией Полетавкиной мы подходим к одной из работ под названием «БМК». На картине - вечер, где-то вдалеке виднеется наш завод… Вот написал эту фразу, и в душе сразу зазвучала песня… Помните «Уральскую рябинушку»? Там есть такие слова: «Дальними зарницами светится завод».
Владимир Михайлович беззаветно любил родной город и отображал в своих работах все его тихие уголки.
- Он рисовал эту картину с точки, где сейчас смотровая площадка в городском парке, - рассказывает Ксения.
- Посмотрите: еще действуют домна и мартеновские печи, судя по дыму из заводских труб, - уточняю я, глядя на полотно.
- А вот мост и подъём к башне, - добавляет Ксения Петровна.
Прошу её охарактеризовать манеру письма художника. Мне почему-то кажется, что его картины лучше всего смотреть издалека: так они выглядят более объемно.
- Домнин - ученик пензенской школы, и у него на всех работах спокойные оттенки. Здесь отсутствуют яркие всплески и сложно-смешанные цвета. А еще ему был свойственен широкий мазок. Вообще, он писал обобщенными формами и любил показывать предметы в целом, не вдаваясь в подробности.
Следующая картина – «Хмурый день». Прекрасно передано состояние природы: вдалеке нависшие над горами тучи, на переднем плане - кусочек улочки, где только что притормозила грузовая машина.
- И всё-таки он несколько грустный художник, - вставляю я, глядя на эти полутёмные тона.
- Он, скорее, не грустный, а вдумчивый, - говорит экскурсовод. – Смотришь на его картины, и хочется глубже заглянуть туда, в эту прошлую жизнь…
Мы у картины, где запечатлен белорецкий пруд. Лодки, катера и много воздуха. Сразу вспоминается детство, когда в Белорецке действовала лодочная станция, и пруд был постоянным и главным местом отдыха всех белоречан.
Сегодня, проходя по плотине, уже не увидишь прогулочных лодок, которые когда-то выдавались на прокат. Кому мешали лодочные станции?
- Кстати, с одной из них он и писал эту картину, - комментирует Ксения Полетавкина. - Видите, на дальнем плане завод и цеха…
- Он рисовал только с натуры?
- Конечно! Поэтому в его картинах так много воздуха.
Оказывается, картины, написанные в квартире, всегда отличаются от натурных: квартирные работы более «зализанные», как говорят сами художники.
Картина под названием «Крутой камень». Опять в голову лезут воспоминания детства. Это место было известно всей белорецкой детворе. Да и в наши дни оно не пустует. Другой разговор, что каждый год во время субботников отсюда вывозятся десятки мешков с бутылками и прочим мусором. В советские годы такого не было. Впрочем, народ в ту пору был более практичным, и бутылки после отдыха на пруду, как правило, забирали сами отдыхающие и сдавали в ближайший магазин.
А вот еще один уголок Белорецка. Пытаюсь узнать это место.
- По-моему, это перекресток улиц Кирова и Карла Маркса? – делюсь догадкой с экскурсоводом.
Но она гораздо моложе меня и вряд ли помнит, как этот уголок выглядел до массовой застройки. Сейчас на этом месте огромное здание, где размещаются Пенсионный фонд и налоговая служба. В ту пору там стояли частные дома.
Владимир Домнин сохранил для нас уголки старого Белорецка, когда на улицах практически не было машин, и город жил тихой, размеренной жизнью… Я помню эти дома, спускающиеся рядком в сторону реки Маты. Когда-то в том районе мы, ученики семнадцатой школы, будучи пионерами, собирая металлолом, стучались в каждые ворота. На очередной картине нахожу домик, где жил фронтовик: он всегда выделял нам тележку с большими коваными колесами.
А вот картина, которая мне понравилась особенно. Осенний пейзаж, но еще нет слякоти. Яркое солнце. И опять много воздуха.
Ксения Полетавкина говорит о деталях:
- Если нет теней, значит, картину художник писал в полдень…
Подходим к работе под названием «Дом деда Домнина». Известное строение в Белорецке, оно находится неподалеку от башкирской гимназией. В старые времена там жил караванный (была такая должность на Белорецком заводе). Оказывается, караванный приходился двоюродным дедом Владимиру Домнину.
- Какая картина на этой выставке является вашей любимой? – спрашиваю Ксению Полетавкину.
Она подводит меня к большому полотну.
- Это наша Замата, - догадываюсь я, глядя на холст, где масштабно запечатлен этот микрорайон Белорецка. Истинные белоречане никогда не говорят: «Заматинский район». А непременно: «Замата».
- А вот и мой дом, - показывает Ксения.
В конце познакомился с ещё одной работой художника.
- Да это же знаменитая «Железка»! – восклицаю я.
- Совершенно верно, картина так и называется, - отвечает Ксения Петровна. – Многие помнят этот магазинчик в Нижнем селении.
А как не помнить! Моя бабушка отправляла меня туда за хлебом. «Железка» находилась на Большой улице. Магазин в народе получил такое название за свои большие железные двери, которые со скрипом распахивались каждое утро, освобождаясь от тяжелых засовов…
Спасибо художнику за радостные воспоминания детства. Непременно посетите эту выставку, чтобы окунуться в тихие уголки старого Белорецка. Владимир Домнин писал их с любовью, чтобы сохранить радостные мгновения прошлых лет.
Картинная галерея планирует открытие еще двух выставок этого замечательного художника.
Игорь Калугин.
Фото предоставлены картинной галереей и ДХШ.