Суриков и Шишкин, Кустодиев и Репин, Васнецов и Грабарь, Айвазовский и Рерих... Конечно, истинные габариты картин уменьшены, но фактура максимально приближена к оригиналам, прекрасное багетное оформление и, конечно, качество цвета не оставят посетителей равнодушными.
«Утро в сосновом бору», «Девятый вал», «Февральская лазурь». Когда-то эти названия были у каждого на слуху, красочные репродукции картин размещали в школьных учебниках. Мы писали сочинения, описывая ту или иную работу художника, и невольно запоминали и названия, и их авторов.
Сейчас все проще: интернет в помощь! Как по мановению волшебной палочки перед вами предстанет и вся картина, и каждая часть по отдельности, а ниже - описание художественных особенностей шедевра. Кажется, что современные информационные средства могут заменить всё, но не заменяют!.. Потому что нет в них живого, личного общения с красотой, когда возникает собственное восприятие картины. Тут и полуденная благодать шишкинского леса, когда кажется, что ты ощущаешь тепло солнечных лучей и прохладу утреннего тумана. А рядом - те самые медведи. Нет, не на конфетных обёртках и не штампованных гобеленах, а на живописном полотне, в красивой раме, хоть и в меньших размерах. Как и все дети, резвятся медвежата, а строгая мама любуется своими малышами. Кстати, прекрасный пейзажист Шишкин совершенно не умел рисовать животных, поэтому попросил помощи у своего друга Савицкого, благодаря которому и появились эти великолепные создания, умиляющие своим видом зрителя уже второе столетие. В итоге – в нижнем правом углу картины разместились две монограммы авторов. Правда, не захотел коллекционер Третьяков, купивший эту работу, признать авторский тандем, и подпись Савицкого была смыта с полотна. И никаких претензий на ущемление авторских прав! А картина «Утро в сосновом бору» так и осталась навсегда шишкинской.
Порой кажется, что многие полотна художников нам давно известны, но увидеть их вживую, с максимально переданной фактурой авторских мазков - это совершенно другие эмоции. Вот известный сюжет Васнецова - «Витязь на распутье». Это вовсе не иллюстрация к сказке, как мы привыкли считать. По сути, это - ретроспектива времён древней Руси. Перед героем - поросшее быльём поле с останками погибших воинов. И нет здесь бравады богатырской удали: тяжелы раздумья богатыря, даже конь понурил голову. И выбор невелик: пойти прямо и сложить голову за Отечество или вернуться…
Уникальность этой выставки в том, что она дает возможность увидеть в единой экспозиции картины, хранящиеся в разных ведущих музеях России. Это будет интересно зрителям всех возрастов.
Хочется обратиться к молодому поколению белоречан: не упустите шанс увидеть шедевры художников, чьи работы вызывают восхищение у всего мира.
Признаюсь, что наблюдать за реакцией самых юных почитателей искусства - одно удовольствие. Именно в детском возрасте душа, как губка, впитывает в себя прекрасные образы. Море эмоций - восхищение, сострадание, удивление, восторг.
А сколько настоящей жизни в кустодиевских полотнах! Масленичные гуляния, звон церковных колоколов, удаль несущихся троек, праздничные наряды людей, разливы развеселой трехрядки. Вот она, матушка Русь! А ведь автор писал эти картины будучи парализованным, в инвалидной коляске, перенося дикие боли в позвоночнике.
Такую выставку нельзя не посетить! Не лишайте себя прекрасных эмоций, дефицит которых мы особенно испытываем в наши время. Такие картины нужно видеть самим и показать детям и внукам, чтобы они окончательно не погрязли в пучине информационных страстей интернета. Получите глоток чистого воздуха, который сделает всех чуточку чище душой.
В запасе не так много времени, до конца февраля в картинной галерее ждут посетителей, чтобы рассказать много нового о, казалось бы, так хорошо известном.
Нина Горбатова, директор.
Фото из архива галереи.