Микеланджело был одним из его любимых художников. Свои человеческие убеждения и принципы познания, основанные на трудах великого представителя эпохи Возрождения, Юрий Байбордин пронес через всю творческую жизнь.
Юрий Константинович начал готовиться к своей юбилейной выставке заранее. Собирал материалы, планировал новые сюжеты для картин, ежедневно работал за мольбертом.
Он рано вставал и, рисуя, мог провести весь день. Отвлекался от работы в основном для того, чтобы выйти на улицу с любимой собачкой.
Прогулки по родному города для художника - это изучение до боли знакомых улочек, наблюдение за архитектурными преобразованиями Белорецка и типажами местных жителей. Иногда он делал натурные наброски, сидя на скамейке в Аллее Героев или прогуливаясь в парке.
Подготовка к выставке шла полным ходом, но... Художника не стало ровно год назад.
Тогда все хлопоты по организации выставки взяла на себя его дочь Анна. Она назвала её по-байбордински ёмко и основательно - «Постскриптум», что в переводе с латинского значит «после написанного».
Представленная экспозиция содержательна и разнообразна по стилям, жанрам и направлениям. На ней много уникальных работ. Можно даже увидеть, как рисовал мастер лет в четырнадцать. Одна из таких работ, бережно хранимых автором, представлена в картинной галерее.
Первым учителем художника был руководитель изостудии при Дворце культуры СПКП Артур Янович Знот. Этот выдающийся учитель открыл дорогу в мир карандашей и красок многим белорецким мальчикам и девочкам, которые впоследствии связали свою жизнь с изобразительным искусством. Не стал исключением и Юра Байбордин. Сохранившаяся работа, которая когда-то участвовала в его первой выставке, подарила мальчишке из Нижнего селения веру в себя.
Юрий Костантинович – непревзойденный мастер пейзажа, он был певцом родной природы. Искренне восхищался художник скалистыми уступами, горными перевалами, неприступными хребтами Уральских гор. Побывав во многих уголках мира и повидав Кавказ, Саяны и Альпы, он говорил, что наш Урал роднее и лучше.
В городских пейзажах Юрий Константинович показывал зрителю красоту Белорецка с тех точек, которые знакомы каждому с детства. Автор словно вёл диалог со зрителем и приглашал вместе с ним взглянуть на обычные и, казалось бы, примелькавшиеся виды (картины «Белорецк, улица Кирова», «Тёплая канавка», «Белорецк после дождя»).
Пейзажи на выставке представлены как живописные, так и графические, выполненные гуашью.
Гуашь вообще была одним из любимейших материалов художника. Юрий Константинович очень ценил такие качества гуашного рисунка, как бархатистая поверхность при высыхании, благородные оттенки, хорошая укрывистость и фактурность.
Различные серии работ рождались у художника на основе впечатлений, полученных в путешествиях. Таковы работы, посвящённые поездке на Соловки. Здесь и подробнейшие карандашные зарисовки храмов, и станковые композиции. Одна из картин, вобравших в себя и путевые впечатления, и философские размышления автора о мирском бытии - «Святое озеро», где соловецкие храмы под покровом Пресвятой Богородицы изображены белым цветом, как символ святости этих мест. А вот воды святого озера окрасились в красный, как символ миллионов погибших там людей в годы репрессий.
Чудесны и таинственны картины, посвящённые путешествию по Италии.
Зрителям наверняка понравится портретный зал. На картинах - родные и близкие для художника люди, его семья. Хороши образы и учителей, и деятелей культуры. Одним из таких является портрет экскурсовода Алевтины Михайловны Сулимовой, которая долгие годы работала в картинной галерее, встречала любителей изобразительного искусства и одаряла доброй улыбкой каждого из пришедших.
Порадуются представленной серией работ и любители морского пейзажа. А ценители современного искусства найдут близкое для себя в таких полотнах, как «Лики времени», «Хоккей – это хоккей», «Перевал через Урал» и других.
Познавательными для всех станут картины, посвящённые зарождению колыбели человечества и гибели мировых цивилизаций – «Феодосия», «Аркаим», «Атлантида». Они зрелищны, наполнены философским смыслом, авторским прочтением истории и подлинностью исторических фактов.
На разных этапах становления своего творческого пути художник Байбордин, являясь коренным белоречанином, уделял огромное место в своём творчестве истории родного края.
В большом зале картинной галереи представлена историческая картина «Проводы на Нижегородскую ярмарку». Она повествует о том, как каждую весну всем заводским посёлком жители торжественно отправляли из гавани барки, гружёные чугуном, на торговые ярмарки в Нижний Новгород. А главную барку, идущую впереди, непременно украшали кругами с расходящимися из их центра лучами. Этот древнеславянский символ плодородия и благополучия, называемый в старину «репьё», Юрий Константинович очень любил и изображал на многих реалистичных и авангардных работах, посвящённых истории родного города.
Изобразил он этот символичный знак удачи и на памятнике, посвящённом истории города, расположенном на Советской площади. Там вы увидите и аллегоричное изображение вод реки Белой, и носовую часть барки, и «репьё», как пожелание благополучия и плодородия белоречанам.
Жаль, что рядом так и не установили информационную табличку, повествующую об авторе и истории этого арт-объекта.
Мечта об открытии юбилейной выставки Юрия Константиновича сбылась вопреки обстоятельствам жизни и безжалостному ходу времени.
Выразить свою признательность и дань уважения таланту Юрия Байбордина на открытие пришли родные, близкие друзья, коллеги и ученики. Перед собравшимися выступили директор картинной галереи Нина Горбатова, заместитель главы администрации района Андрей Гревцев, председатель Общественной палаты муниципалитета Залифа Аглямова, долгие годы возглавлявшая управление культуры Белоречья, руководитель отделения Пенсионного фонда Константин Полетавкин и другие гости.
Белорецкий певец Олег Федотов исполнил любимые песни художника. Многие делились личными воспоминаниями о том, как познакомились с именитым мастером, как дружили и работали бок о бок не один десяток лет. Все с большой теплотой и даже с восторгом долго говорили о художнике, рассматривали его полотна и не спешили расходиться по домам.
Память о Юрии Константиновиче Байбордине навсегда останется жить не только в его незаурядном творчестве, но и в работах многочисленных учеников.
Кто-то из гостей на открытии выставки сказал словами греческого мыслителя Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь…» И они будут гореть! Его воспитанники будут творить так, как учил их Учитель, а ещё они обязательно передадут это умение уже своим учеников.
Ксения Полетавкина, специалист по выставочной деятельности БКГ.
Фото из архива галереи