+13 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Экономика
1 Октября 2019, 14:28

Чтобы отходы превратились в доходы

Получил приглашение для поездки на эту проблемную территорию я от уфимского предпринимателя Андрея Меркурьева.

Так выглядят пеллеты.
Так выглядят пеллеты.
Высокий металлический ангар на восточной окраине села Железнодорожного годится для любого производства, но последние десятилетия явно пустовал. Да и весь участок, на котором стоит это железное строение, когда-то принадлежащий Нурскому леспромхозу, всё ещё ждёт своих заботливых хозяев.
Из трубы на крыше мы замечаем дым, свидетельствующий о его обитаемости.
Получил приглашение для поездки на эту проблемную территорию я от уфимского предпринимателя Андрея Меркурьева. Как и полагается организатору производства, Андрей Григорьевич беседует с рабочими, с утра вникает в текущую ситуацию. А производство здесь пеллетное. Четырехметровый круглый бункер, в который по наклонному транспортеру подаются, очевидно, уже просушенные опилки, еще с полдюжины бункеров и прочих устройств поменьше, пара мощных фонарей, освещающих площадку с восьмиметровой высоты – вот и вся пеллетная установка. Среагировав на появление гостей, директор здоровается и, перекрикивая шум оборудования, приглашает пройти в вагончик.
- Предприятие «Белорецклес» мы учредили почти год назад. Мы - это пять уфимских предпринимателей, которые решили часть своих доходов направить на решение местных экологических проблем.
Следует сказать, что еще в 2018-м году мы попытались подобное производство создать в Кигинском районе, там глава администрации попросил помочь решить проблему с березовыми опилками. Мы уже порядком туда поездили, изучая обстановку, когда выявилась главная проблема: железнодорожные тупики расположены далеко. В ста метрах от Кигов проходит шоссе, но для погрузки продукции в железнодорожные вагоны надо везти ее на станцию в Челябинскую область. Тогда решили переключиться на Белорецк. Здесь, как вы заметили, железная дорога проходит буквально метрах в пяти от здания.
- Не смутило, что у нас в тирлянской «Селене» уже работают две такие установки, к тому же современные тягачи таскают грузы по автодорогам не меньше, чем по железным рельсам.
- Знаю. Но я бы сказал, в Тирляне нет таких запасов, даже завалов опилок. Наше производство является утилизацией отходов лесопиления и зависит от объемов заготовки леса. Начались перебои с древесиной - пошли проблемы с сырьем. А в Железнодорожном опилок гораздо больше.
- Да, такую гору опилок я уже давно не видел. Они уже потемнели, давно здесь лежат?
- В феврале-марте текущего года мы оповестили окрестных пилорамщиков о приеме опилок. Люди нанимали машины и за месяц насыпали эту гору – больше тысячи кубических метров. Можно было их сдать на ТБО, но там опилки просто гниют. Мы же принимали бесплатно, но выдавали справки.
К тому же чистили для проезда дороги, летом щебнем отсыпали подъезд. Горбыль для печи привезли сами. Пока прием остановили, надо отладить оборудование и перейти на двухсменную работу.
- Пилорамщика никто не накажет, если он отвезёт опилки в лес и оставит там?
- Есть экологи, лесная охрана, муниципальный контроль. Два предписания с оплатой штрафов, а далее - уголовная ответственность. Контрольных органов хватает.
Мы просчитываем возможность работы опилковоза на 90 кубов: надо посмотреть логистику поездок и определять объемы опилок, собранных со всех пилорам. Можно подумать и о мотивации индивидуальных предпринимателей с пилорамами для работы даже в 100-километровом секторе.
- И сколько денег ушло на организацию всего дела?
- Восемь миллионов рублей – стоимость линии. Заменили подвод электроснабжения и внутреннюю проводку с учетом возможной трехсменной работы. Установили видеонаблюдение.
Начались и текущие затраты: зарплату платим людям. Вкладываемся. Реализации пока нет, так что баланс подводить рано.
Наша предварительная задача: за три года выйти на прибыльный режим производства. Пока приняли на работу восемь человек, назначили руководителя площадки. Это Аксан Мустафин, который работал главным инженером на этой же базе Нурского леспромхоза. Провели обучение. Трудоустройство у нас официальное, с выплатой налогов и отчислениями во все фонды.
По ходу роста производства предполагаем довести численность персонала до 15 человек.
Сейчас с нами работают наладчики оборудования из Челябинска. Первую партию пеллет уже отправили потребителям. Качество продукции их устраивает, надеюсь, к середине октября будем готовы к полноценной работе.
- А как из опилок получается пеллета, вы добавляете клей?
- Никаких химических добавок! Склеивающим элементом служит содержащийся в любой древесине лигнин. В ходе прессования температура растет, и лигнин под давлением в грануляторе склеивает древесную муку в гранулы. Только опилки надо предварительно подсушить. Видите, змеевик? Это аэродинамическая сушилка, в которой они прогоняются вентилятором в потоке горячих газов из теплогенератора. Дальше опил измельчается в дробилке. Пройдя сушку, дробление и перемешивание в бункерах, сырье уже готово для грануляции -
конечной стадии пеллеты. Далее - охлаждение и накопление продукции в бункере. На весах, купленных, кстати, на белорецком весовом заводе, мы пакуем пеллеты по 20-30 кг и готовим к отправке потребителям. Можно упаковать их и по тонне для отправки вагонами, есть такие потребители. Но для этого нужно наращивать производительность. Пока мы к таким объемам не готовы, поэтому подобные договоры не заключаем.
- Догадываюсь, что пеллете тяжко конкурировать с газом.
- Конечно, газ в плане удобства имеет явное преимущество. Но в перечне наиболее применяемых видов топлива пелета стоит на втором месте. Далее идут дрова и уголь. Надо также учитывать, что эффект теплоотдачи от сжигания пеллет доходит до 90 процентов. К тому же подвести газ для многих предприятий и частных лиц – это достаточно дорогое удовольствие.
В различных ситуациях отопление пеллетами – хорошее решение. Для частных покупателей в селе будем организовывать промежуточные склады, строить оптовую и розничную сеть продаж. Пеллеты ведь хороши не только для отопления, но и, например, для тех, кто держит животных. Многие оценили их как наполнитель кошачьих лотков.
- Очень важна для любой территории и экологическая сторона вашего проекта.
- Да, эту проблему пришлось обсуждать в ходе инвестиционного часа в администрации Белорецкого района. Пока всё получается, составили соответствующие протоколы. Наш проект отслеживается также в Министерстве лесной промышленности, в администрации Главы республики.
Единственная просьба к муниципальным структурам: отремонтировать дорогу. По ней едет транспорт нескольких работающих в селе предприятий, и привести ее в порядок, значит, помочь в развитии этой территории.
Читайте нас: