+1 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Дела коммунальные
27 Апреля , 20:40

Мало мы интересуемся канализацией

С конца прошлого года в нашем городе действуют новые очистные сооружения. Работают они, скажем так, в режиме обкатки, хотя уже задействован практически весь технологический цикл. Процесс пусконаладки ещё продолжается: специалисты устраняют недостатки, настраивают работу узлов на отдельных этапах.

Мало мы интересуемся канализацией
Мало мы интересуемся канализацией

Очистительная линия – чешская: нигде в республике подобные технологии не используются. Признаюсь, что отправились мы на очистные сооружения без особого энтузиазма, надеюсь, не надо объяснять почему. Но, приехав туда, увидели то, что во всем мире называется цивилизацией. Это технология обогнала своё время! На очистных сооружениях трудятся 21 человек.
Встречаемся с начальником цеха водоотведения МУП «Водоканал» Борисом Ведерниковым. Он искренне рад нашему приезду, давно хотел рассказать белоречанам о новых очистных сооружениях. Просим его не вдаваться в технологические подробности, но доходчиво объяснить суть работы.
- Процесс очистки воды разделен на три фазы, - начинает начальник цеха. - Всё начинается с приемной камеры.
Мы направляемся к наполнителю, где шумно бурлят воды. Вернее, не воды, а то, что мы смываем в унитазы. Что удивительно, ужасающего запаха канализационных стоков здесь почему-то не чувствуется.
- В приемной камере происходит гашение давления воды, которая затем поступает в отделение механической очистки. Это полностью автоматизированный цикл, - уточняет Борис Иванович.
Установленные в воде крутящиеся механические грабли собирают крупные частицы: камни, тряпки и прочее.
- Всё это автоматически сбрасывается в лоток, затем прессуется и фасуется в мешки.
Борис Иванович добавляет, что стоки дополнительно очищаются и с помощью песколовки, куда поступает то, что не смогли загрести грабли. И уж совсем мелкие частицы собираются на следующем этапе очистки, когда вода проходит через крутящийся фильтрующий барабан, где с помощью специально скользящего лотка мелкие камушки и оставшийся песок поступают в так называемый шнек. После всё это опять прессуется и фасуется в мешки.
- И куда потом увозят эти отходы?
- На ТБО.
- А почему бы дороги этим не подсыпать? – наивно спрашиваю я, вызывая на лице моего экскурсовода легкую улыбку.
- Ну, здесь же в основном пищевые отходы. Мы на очистных сооружениях знаем обо всём, чем питается наш Белорецк…
Осознаю, какую глупость спросил: как-то неприятно будет ходить по дорогам, зная, что они отсыпаны тем, что когда-то плавало в канализации.

Идём на второй этап очистки, он располагается в большом ангаре.
- Это сердце наших очистных сооружений, - как-то торжественно говорит наш экскурсовод.
Борис Ведерников работает на предприятии «Водоканал» более тридцати лет и о процессе очистки воды знает практически всё. Похоже, новая линия просто воодушевляет его. Перед нами три бассейна (назову их так), в одном бурлит вода, уже очищенная от механических примесей, в двух боковых - всё выглядит спокойно.
- На втором этапе очистки в воду добавляется ил, - поясняет Борис Иванович. – В иле находятся микроорганизмы, которые способствуют очищению стоков. На один кубометр воды подается 2 кубометра ила.
Начальник цеха показывает приборы, которые следят за работой насосов подачи воды.
- В зону нитрификации подается кислород, - добавляет технолог очистных сооружений Екатерина Ищенко, которая появляется как-то неожиданно и совсем не вписывается в картину происходящей очистки. - Поэтому вода и бурлит, - продолжает она. - Это называется аэрацией: насыщение кислородом. А по бокам зоны нитрификации расположены сепараторы.
Екатерина Сергеевна говорит технологическим языком, из которого понятно, что канализационные стоки, следуя на третий этап очистки, проходят сквозь осевший ил и превращаются в то, что уже можно называть водой. Весь этот процесс называется интегрированным биологическим реактором. И запаха здесь нет вовсе!
Борис Иванович показывает на лотки по бокам «бассейнов»:
- Посмотрите, вода уже чистая.
Впереди третий этап очистки, который называется третичным. По ходу делюсь с Екатериной Ищенко, что образ красивой девушки не очень сочетается с очистными сооружениями, хотя нисколько не хочу умалить её труд.
- Я люблю свою работу, - с улыбкой отвечает Екатерина. – Мы должны добиться того, чтобы в нашу Белую поступала только экологически чистая вода.
Проходим воздуходувку, перед нами цех третичной очистки, там тоже крутятся фильтрующие барабаны с такими узкими прозорами, что через них не проникнет даже человеческий волос.
- Здесь собираются оставшиеся в воде взвеси, - сообщает Борис Иванович. – Вода после этой процедуры уходит на обеззараживание.
Борис Иванович просит меня отойти в сторону и открывает люк, на котором я только что стоял. Вижу там картинку, похожую на резиденцию морского царя: вода тихо колышется, радужно освещаясь каким-то неземным светом. Впрочем, Борис Иванович всё ставит на свои места:
- Это ультрафиолетовое излучение, сквозь которое проходит вода.
Начальник цеха берет пробоотборник с длинным черенком, зачерпывает воду и протягивает мне. Я внимательно смотрю и принюхиваюсь: вроде чистая.
- А будет ещё чище, когда мы полностью закончим пусконаладочные работы и устраним недостатки.
Мы узнали, что посмотреть эту линию приезжают специалисты из других городов, и они остаются в полном восторге.
- Люди, как правило, мало думают о канализации, - грустно произносит кто-то из работников очистных сооружений. – Нажмут на кнопочку на сливном бочке, а куда всё это плывет – им и дела нет.
Борис Ведерников показывает на две станции отбора проб, которые работают в автоматическом режиме. Всеми процессами управляет компьютер, который реагирует на малейшие сбои и неполадки, а за компьютером - человек.
Теперь цифры. Очистные сооружения в Белорецке обошлись государству почти в два миллиарда рублей. Проектная мощность - 36 тысяч кубометров воды в сутки. В самый горячий период - паводковый - очистные пропускают до 22 тысяч кубов воды.

В административном здании нас встречают сотрудники лаборатории.
- Это святая святых наших очистных, - громко произносит лаборант Наталья Пахомова.
Тут же вспоминаю, как Борис Иванович нечто подобное говорил об одном из этапов очистки. Впрочем, он называл его сердцем.
- Мы проверяем воду на химические показатели, - поясняет Наталья Александровна.
- Какую: сточную или очищенную?
- И ту, и другую. Кроме того, мы следим за сбросами сточных вод предприятиями и состоянием воды в реке Белой.
- Какое же из предприятий самое проблемное в плане сброса сточных вод в реку? – спрашиваю я.
Лаборант сообщает данные, но я не стану называть это большое предприятие, потому что знаю, что буквально на следующий день после публикации их руководство будет грозить газете судом за клевету. Такая вот нынешняя действительность. К тому же пока я не видел официальных заключений.
- А какое самое успешное в экологическом плане? – опять интересуюсь у лаборанта.
- Предприятие общества слепых, - отвечает Наталья Александровна.
В следующем помещении два оператора следят за процессом очистки, который графически отображается на мониторе. Оператор Елена Язарова поясняет:
- Если авария, то я сразу вижу этот участок. Кроме того, мы каждые два часа обходим все этапы очистки.

Прощаясь с Борисом Ведерниковым и Екатериной Ищенко, искренне говорю им, что нисколько не пожалел, что пришёл сюда.
Самые тягостные ожидания в плане обоняния совсем не оправдались. На мой взгляд, белорецкие очистные сооружения - это кусочек Европы на самой окраине нашего города. Понятно, что мы сегодня не особо любим Европу, но там всё-таки есть чему поучиться.
В нынешнем году планируется завершить пусконаладочные работы и открыть цех обезвоживания ила. Когда будет официальное открытие новых очистных сооружений – никто сказать не может. Но повторюсь: линия уже работает, и к качеству воды на выходе претензий мы не услышали.
Я где-то читал, что вода, очищенная на подобных линиях, пригодна для питья.
- Сегодня можно пить воду на выходе?
- Пока нет, - отвечает Борис Ведерников. – Но после окончания всех работ вода будет полностью экологически чистой.

Игорь КАЛУГИН.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Мало мы интересуемся канализацией
Мало мы интересуемся канализацией
Мало мы интересуемся канализацией
Мало мы интересуемся канализацией
Мало мы интересуемся канализацией
Автор:
Читайте нас: