Сегодня в России проложено больше ста тысяч километров стальных путей, по которым непрерывно движутся пассажирские и грузовые составы, самые быстрые развивают скорость до 140 км/ч. А история железной дороги началась в далёком 1834 году, когда крепостные умельцы-самородки из Нижнего Тагила Ефим Черепанов и его сын Мирон на Демидовских заводах построили первый паровоз, который назвали «пароходный дилижанец». Паровоз водил состав весом до 3,3 тонны со скоростью 13–16 километров в час и использовался для перевозки руды с медного рудника до Нижнетагильского завода. Уже через три года началось строительство первой в стране дороги общего пользования - Царскосельской, официальное открытие которой состоялось в октябре 1837-го.
Современные пассажирские вагоны с кондиционерами и биотуалетами приятно радуют тех, кто с комфортом путешествует по России железнодорожным транспортом. Да и купить билет на поезд - проще простого. Используя мобильное приложение или официальный сайт компании РЖД, сделать это можно не выходя из дома.
За всем этим удобством и комфортом, конечно, стоит огромная и непрерывная работа большой команды сотрудников акционерного общества «Российские железные дороги», которая в этом году отмечает своё 20-летие.
Наши дистанции пути
Напомним, в 1977 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Белорецк – Карламан, тогда и начала действовать Белорецкая дистанция пути. Её работники обслуживают почти 200 километров железных путей, проводя их строительство и ремонт, а также отвечая за всё путевое хозяйство. В этом году на стальных магистралях проводится капитальный ремонт, на станции Белорецк уже уложили новые рельсы и шпалы, ведутся работы и на станции Зуяково.
Накануне профессионального праздника мы побывали на Белорецкой дистанции пути, где трудятся 213 человек.
Возможно, кому-то это может показаться удивительным, но все сотрудники дистанции пути преданы железной дороге и сделанному в жизни выбору. Они буквально влюблены в свою профессию и не представляют себя в любой другой. Наверное, поэтому большинство работников трудятся здесь десятками лет.
С большим уважением и благодарностью коллеги говорят о Галине Акшенцевой, которая отработала на железной дороге более 30 лет, сейчас возглавляет совет ветеранов и продолжает делиться опытом с молодым поколением. Недавно вышел на заслуженный отдых Фаниль Абдрахимов, он трудился на железнодорожном транспорте с 1981 года. По сей день продолжают трудовую вахту бригадиры пути станций Инзер и Зуяково Салават Бадретдинов (его стаж 32 года) и Булат Сибагатуллин (трудовой стаж 28 лет). Дорожный мастер станции Приуралье Ильнур Султанов на железной дороге тоже 28 лет, монтёры пути Ильдус Рахимов и Фанис Саитгалин – 30 и 35 лет.
С 2015 года Мурат Гильманов работает контролёром состояния железнодорожного пути на участке диагностики станции Инзер, а всего отдал железной дороге 28 лет своей жизни:
- Я окончил лесотехникум, а на железной дороге в то время работала моя мама. После учёбы устроился работать по своему профилю. Конечно, хотелось самостоятельности, в том числе и финансовой, сравнил свою и мамину зарплаты: я заметно проигрывал. Когда в 1994 году на участке появилась вакансия монтёра, решил попробовать, так и остался здесь. Работу свою люблю за отличный коллектив и стабильность. Зарплату платят вовремя, проводится индексация. Главное, что мы пережили сложные 90-е и начало двухтысячных. Условия труда у нас хорошие, руководство заботится о сотрудниках, а мы заботимся о пассажирах и грузах, которые проходят по нашим путям, - говорит Мурат Гильманов.
Обслуживание железной дороги
С раннего утра кипит работа на путях. Дорожный мастер седьмого неотложного участка Юрий Львов распределяет фронт работ. На железной дороге он с 1994 года, трудился на разных участках, а в 2014-м вернулся на Белорецкую дистанцию пути.
- Мы обслуживаем участок со 177-го по 206-й километр, то есть 29,7 км пути, плюс две станции - Серменево и Белорецк. На станции Белорецк одиннадцать путей, в Серменево – три приёмо-отправочных, - рассказывает Юрий Николаевич.
В подчинении у мастера 23 человека, 2 бригадира и техник. Они обеспечивают безопасность движения, чтобы поезда шли по участку с установленной скоростью. Если возникают какие-то неисправности, задача бригады - организовать работу таким образом, чтобы составы прошли участок без задержек.
- Мы круглые сутки должны быть на связи. В любое время нужно быть готовым выехать в обозначенное место, чтобы организовать работы для предупреждения неисправностей на путях и недопущения чрезвычайных ситуаций, - отмечает мастер. – Раньше большинство сотрудников жили здесь, в Железнодорожном, для работы было удобно. А теперь многие переехали, пока все соберутся, уходит время на проведение срочных работ, а наш объект немаленький, почти 30 километров. Но мы стараемся выполнять работу вовремя. И основная задача – сработать на опережение, - подытожил Юрий Львов.
Вместе с другим дорожным мастером Андреем Поваровым едем на другой участок железной дороги. Знакомимся ближе: он - потомственный железнодорожник, в профессию пришёл вслед за отцом и братом. Окончив железнодорожный техникум в Дёме, Андрей начал работать монтёром пути. После службы в армии перешёл в технический отдел Белорецкой дистанции пути, потом ему предложили должность дорожного мастера.
На границе Куйбышевской и Южно-Уральской веток железной дороги встречаем бригаду по содержанию земляного полотна Андрея Евгеньевича. В этом месте с одной стороны трудятся белоречане, с другой – магнитогорцы, об этом говорят и соответствующие стелы.
- На содержании земляного полотна и его обустройстве в Белорецкой дистанции пути задействована бригада из 7 монтёров пути, для содержания скально-обвальных участков, своевременной очистки слабоустойчивых обломков скального грунта с откосов, выемок или склонов вблизи железнодорожного пути задействованы 15 оборщиков горных выработок, - объясняет Андрей Поваров. – Основной задачей является надзор за состоянием земляного полотна, предупреждение опасных деформаций, которые могут привести к аварийным ситуациям. Также проводим неотложные и планово-предупредительные работы по верхнему строению пути. В границах нашей дистанции пути немало водоотводных сооружений: более 60 километров кюветов, почти 50 километров нагорных канав, 215 километров водоотводных канав, еще есть продольные лотки, прорези и дренажи, подпорные стенки, габионные конструкции, изготовленные из прочной металлической сетки двойного кручения, контрбанкеты (сооружение из камня или грунта взамен стен) и присыпные бермы – специальные площадки на откосе насыпи земляного полотна, создаваемые для установки опор дорожных знаков. Есть деформирующие участки земляного полотна, где возможны сплывы откосов выемок и насыпей. На участке возможны размывы железнодорожных путей, лавиноопасные и скально-обвальные участки. Работы нашим ребятам хватает в любое время года. Зимой бригады занимаются расчисткой дорожного полотна от снега, если невозможно привлечь спецтехнику, трудятся вручную. Для обогрева и отдыха на линии в холодное время года установлены пункты обогрева. Отмечу, что на железной дороге всегда заботятся об уюте и создании комфортных условий труда, для этого обновляются и модернизируются комнаты отдыха и приёма пищи, санузлы и душевые, - рассказывает мастер.
Начальник одного из участков Белорецкой дистанции пути заключил контракт и добровольно отправился в зону проведения специальной военной операции, получив позывной Путеец. Следуя его примеру, туда отправились и двое его подчинённых, которые работали монтёрами, сейчас они проходят боевое слаживание в Самаре.
Коллектив Белорецкой дистанции пути держит связь с бойцами, старается им помогать. Каждый квартал железнодорожники собирают гуманитарную помощь белоречанам, находящимся в зоне СВО. По просьбе Путейца коллеги уже приобрели бензопилу и шуруповёрт.
Добровольцы получают соответствующие выплаты от «РЖД». Коллектив всегда на связи с семьями бойцов, при необходимости помогают и поддерживают родных, в профессиональный праздник обязательно навестят.
Здесь, как и во многих российских коллективах, откуда ушли парни на защиту Родины, своих не бросают.
20 лет в профессии
С потомственным железнодорожником Анастасией Меньшиковой мы беседовали перед её ночной сменой.
Росла она в семье, где все трудились на железной дороге. Мама 36 лет отработала начальником участка связи регионального центра связи, а папа был водителем и механиком. Настя окончила школу в Железнодорожном, после - железнодорожный техникум. Окончив его в 2003 году, она пришла на железную дорогу.
- Сначала работала оператором поста централизации, потом - при дежурной по станции, вскоре сама стала дежурной, - вспоминает Анастасия Александровна. – 10 августа будет 20 лет, как я работаю на станции. В мои обязанности входит приём и отправление поездов, их оформление. Коллектив смены у нас слаженный, доверяем друг другу. За эти годы, конечно, в работе многое изменилось. Работать стало сложнее, появилось много требований, да и ответственность большая. Но мне нравится моя работа, люблю это движение! В 2007 году пробовала уйти в товарную контору, будучи коммерческим диспетчером, занималась оформлением документов. Трёх лет работы с бумажками мне хватило, чтобы понять: не моё это. И я вернулась. Да, у нас трудно, но интересно! И моя сестра Мария тоже пробовала себя в должности дежурной по станции, а сейчас трудится инженером в путейской части. Так что мы все верны железной дороге, это семейное.
В тесной связке с Анастасией Меньшиковой уже 12 лет работает составитель поездов Айнур Сагитов. Коллега утверждает, что в их команде царит полное взаимопонимание.
Айнур получил после школы юридическое образование, но отдал предпочтение работе на железной дороге: 17 лет трудится составителем поездов:
- Моя основная задача – расформирование и формирование поездов, которые потом отправляются на Белорецкий металлургический комбинат, в Дёму, в Магнитогорск, - рассказывает Айнур Сагитов. – Работа интересная, но, к сожалению, весьма травмоопасная. Бывали случаи, когда наши сотрудники получали травмы на разных станциях. Естественно, это повод серьёзно задумываться о технике безопасности. Мы должны неукоснительно соблюдать правила и применять все меры для создания безопасных условий труда. Конечно, всё зависит от человека. И всё же повторю, что наша работа очень интересная, и мы всегда рады новым кадрам. Сам я работал на комбинате, про эту работу узнал от друзей. Решил попробовать. Пришёл, посмотрел - понравилось. Обучился быстро и сразу на месте.
Коллектив ценит Айнура Сагитова, молодой человек активно участвовал в общественной жизни, организовывал различные мероприятия, поэтому его избрали председателем профкома. Через десять лет Айнур решил передать свои полномочия молодым специалистам, пришедшим на железную дорогу. Семья Сагитовых предпочитает активный и здоровый образ жизни, вместе с папой и мамой дети любят играть в волейбол, а зимой – кататься на лыжах. Сыновья Альберт и Руслан занимаются в секции велоспорта и уже имеют много наград. Айнур активно участвует и в жизни общественной организации бойцов, отслуживших в ракетных войсках, которая появилась в Белорецке совсем недавно.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab