Из всех произведений о Великой Отечественной войне самыми глубокими, проникновенными по содержанию, яркими и точными по описанию являются те, что написаны очевидцами военных событий, участниками боевых действий.
У меня в руках томик А. Твардовского, открываю одно из стихотворений «Я убит подо Ржевом». На мой взгляд, это образец военной лирики. Бой под Ржевом в конце лета 1942-го очевидцы сравнивали с адом. В это время в госпитале Александр Твардовский увидел Василия Бросалова, солдата, которого тяжело ранили в упомянутом сражении. Он находился между жизнью и смертью, когда же на короткое время приходил в себя, рассказывал о том, что пережил. Матери Бросалова отправили похоронку, но бойцу удалось выжить. В стихотворении смерть настигла героя неожиданно, он даже не услышал взрыва, не почувствовал боли, был убит на «безымянном болоте», как будто понимая, что его останков здесь не найдут. Это подтверждают следующие строчки: «И во всем этом мире до конца его дней — ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей».
Далее оказывается, что тленно только тело, а душа солдата остается на родной земле. Она всюду следует за сослуживцами, напоминая им о долге перед Отечеством. Душа умершего товарища пытается подбодрить бойцов, чтобы те не сдавались. Она желает тем, кто остались на земле, быть счастливыми. В какой-то момент погибший боец обращается к живым от имени всех, кто теперь не с ними. Погибшие желают знать, что «врага обратили назад». В последних строчках лирический герой обращается ко всем соотечественникам с завещанием, раскрывает в нем высшие жизненные ценности.
Жанр этого стихотворения – послание, так как его основу составляет обращение к другим людям. Благодаря его солдатскому подвигу, я, живущая в 21-м веке, сегодня читаю эти пламенные строки.
И память возвращает меня в историю моей семьи, тесно переплетенную с историей страны и той самой страшной войной. Прабабушка рассказывала мне, что ее родной брат погиб, точнее, пропал без вести… Возможно, это от него передал потомкам послание в стихах Твардовский? И я сегодня пишу тебе, солдат, погибший подо Ржевом, пишу в про-
шлое свое письмо-послание из нашего для тебя далёка…
«Здравствуй, солдат! Здравствуй, ушедший в мир иной ради спасения человечества от коричневой чумы! Здравствуй, всегда находящийся рядом с живыми, поддерживая их и направляя на истинный путь!
Я знаю, ты погиб геройски, думая о том, чтобы ни один враг не мог осквернить нашу землю своим поганым сапогом захватчика.
Мой прадедушка, я горжусь тем, что ношу твою фамилию. Мне известно, что ты был на войне стрелком и пропал без вести 6 марта 1943 года. Об этом я прочитала в седьмом томе книги «Память». Эта книга составлена как наказ нам, живущим в третьем тысячелетии, чтобы не забывать никогда тех, кто спас мир от чудовищного, бесчеловечного фашизма. Ведь именно такие солдаты, как мой дорогой прапрадедушка, встали от края и до края нашей великой страны и защитили весь мир ценой собственных жизней. Забыть об этом – предать память предков и превратиться в Иванов, не помнящих родства.
Я представляю, как ты в любое время дня и ночи, а иногда целыми сутками, без сна и еды лежал на холодной, а то и мерзлой земле в ожидании атаки. Или вставал под сплошным огнем врага, чтобы своей жизнью заплатить за нашу, мою счастливую жизнь. Я не видела войны, но представляю её по кинофильмам, художественным произведениям. Мне кажется, ее отголоски можно услышать сегодня в сообщениях и документальных съемках из Сирии, Украины…
Больно осознавать, рассматривая пожелтевшие снимки в семейном альбоме, что ты, солдат, как и мой прадед, высокий, красивый мужчина в расцвете сил, пропал без вести. Так сказано в похоронке. Что случилось с тобой? Убило пулей фашистского снайпера, оглушило взрывом и засыпало землей? Или ты умирал в окопе, истекая кровью, мечтая о глотке воды? А может, контуженого или раненого, тебя взяли в плен, и ты повторил горькую судьбу сотен тысяч заключенных?..
Я всего лишь листочек на нашем общем родословном древе, которое растет, пуская новые побеги и ветви благодаря тому, что его поддерживают и питают мои предки, как ты. Ты не один, пропавший без вести. Таких, как ты, тысячи. Вечная память вам, нашим родным и близким, знакомым и незнакомым бойцам, отстоявшим этот хрупкий мир и подарившим нам возможность жить в третьем тысячелетии. Низкий вам всем поклон!
Чем новое поколение, родившееся в двадцать первом веке, может отблагодарить тебя и твоих товарищей, погибших подо Ржевом, Сталинградом, Курском, Берлином, Будапештом, в лесах Белоруссии, в концлагерях европейских стран? А оставшихся в живых после той смертоносной войны? Наверное, нетленной памятью, преклонением перед вашими заслугами и подвигами, беззаветной любовью к Родине, земле, которая пропитана вашей кровью – кровью ее защитников, насмерть стоявших за ее освобождение. Я клянусь, что в случае необходимости наше поколение не посрамит вашей памяти и ваших заслуг перед Родиной! Мы гордимся, что в нашей стране создан мощный заслон из самого современного оружия. Мы воспитаны в миролюбивых традициях и никому не угрожаем, но наш девиз, как и прежде: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»
… Я вновь открываю томик Твардовского. Перечитываю стихи, посвященные военному лихолетью, написанные К. Симоновым, Ю. Друниной, А. Сурковым, М. Джалилем. В каждой строчке - отзвук войны, лишившей моего дорогого прадеда счастья жизни. Но в каждом слове, написанном даже в начале войны, - уверенность в Победе, подарившей свободу всему миру.
Меня переполняет чувство гордости за подвиги, мужество и любовь к Родине всех участников той страшной войны. Хочется крикнуть, чтобы услышали люди нашей планеты: берегите мир, он так хрупок!
Давайте задумаемся о жизни в память о каждом погибшем в той войне, давайте остановим тех, кто мечтает о новой войне. От каждого из нас зависит мир, завоеванный в числе многих участников и моим прадедом Сабитом Мулюковым.