+18 °С
Ясно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
15 Декабря 2021, 11:09

О компетенции органов Следственного комитета Российской Федерации

Основной задачей следственных органов СК России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ) к подследственности следователей СК России.

О компетенции органов Следственного комитета Российской Федерации
О компетенции органов Следственного комитета Российской Федерации
  • Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления;
  • Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности;
  • Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.;
  • Соответственно, по существу в следственных органах СК России будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности;
  • Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов. Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений;
  • Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления;
  • К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров (за исключением случаев частичной невыплаты свыше 3 месяцев заработной платы, и полной невыплаты свыше 2 месяцев заработной платы), некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами;
  • Разъясняем, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проведения процессуальной проверкив отношении указанных лиц в порядке, предусмотренном ст.ст. 144, 145 УПК РФ;
  • Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших;
  • В целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

 Порядок обжалования решений, принятых сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации

 Порядок обжалования решений, принятых следователями и руководителями следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, установлен главой 15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

  • Действие (бездействие) и решения следователя и руководителя следственного органа могут быть обжалованы руководителю следственного органа, прокурору или в суд участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы;
  • Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель;
  • По результатам рассмотрения жалобы прокурор или руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, о чем уведомляется заявитель;
  • Решения следователя и руководителя следственного органа, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.

 

С целью наиболее эффективной и оперативной реализации права граждан на обжалование действий и решений сотрудников следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан рекомендуется:

  • решение следователя территориального следственного отдела или отдела (отделения) по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Республике Башкортостан первоначально обжаловать руководителю данного следственного отдела. В случае отказа в удовлетворении жалобы, обжаловать данное решение руководителю следственного управления СК России по Республике Башкортостан;
  • Решения, принятые руководителем территориального следственного отдела, отдела (отделения) по расследованию особо важных дел и заместителей руководителя следственного управления СК России по Республике Башкортостан первоначально обжаловать руководителю следственного управления СК России по Республике Башкортостан.
Автор:
Читайте нас: