+13 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Знай наших
20 Января 2023, 17:40

Якут и северные олени

Сразу оговорюсь, что Тимур – вовсе не якут, хотя друзья называют его именно так. Просто он любит культуру и быт северных народов. Впрочем, давайте обо всём по порядку

Якут и северные олени
Якут и северные олени

Стойбище северных оленей находится на территории турбазы «Купец», что на Укшуке. Собственно, стойбищем пока его называть рано: здесь всего три оленя. Имена им дали белорецкие дети, которых Тимур частенько катает по местным просторам. Он даже конкурс имён для своих подопечных объявил в социальной сети. Тимур считает, что у его оленей могут быть только имена, а не какие-то там клички.
Старшего оленя дети назвали Свэном – это персонаж одного из популярных современных мультиков. Самого шустрого и непокорного окрестили Резвым, а того, что поспокойнее, решили звать Малышом.

Белорецкий начинающий оленевод Тимур Эниев родом из Шигаево. Человек он увлеченный, творческий и радостный. Это отмечаешь сразу. Такие, как он, не умеют ныть и жаловаться на хмурую действительность. Зато умеют рисковать и делиться радостными открытиями. В их головах порой гнездятся фантастические идеи, и эти люди с радостью бросаются воплощать их в жизнь.
Им тяжело пребывать в мире, где главенствуют корысть, деньги и расчет. Но они научились выживать, умеют стойко преодолевать все напасти и всегда идут вперед. Впрочем, как и северные олени, которые медленно бредут сквозь распоясавшуюся метель, пробивая тропку в безлюдной тундре.
У Тимура четверо детей. Он окончил художественно-графический факультет педагогического института, потом преподавал в школе, занимался фермерством и даже работал на мебельной фабрике.
- Однажды мне вдруг откуда-то сверху пришла мысль разводить оленей, - простодушно говорит Тимур.
Он делает паузу и смотрит на меня, очевидно, боясь нарваться на насмешку. Вот за что я люблю свою работу!.. Нет, вы прочувствуйте мысль: мне, мол, сверху капнуло, чтобы я разводил оленей! Ладно бы коров или лошадей, а то ведь оленей! Интересно, почему мне ничего не капает с небес?
И я не ёрничаю. Я по-хорошему завидую.
Тимур с веревкой в руках пытается поймать одного из своих оленей. Он медленно подходит к Резвому. Тот смотрит подозрительно.
- Хэу, хэу, - произносит Тимур.
Олень не верит этим звукам. Его обмануть сложно: он видит верёвку и не хочет быть привязанным. Олени Тимура Эниева приучены к определенным звукам. Например, «хэу» - это призыв к трапезе.
Резвый встает на задние ноги, а передними брыкается на хозяина, который умело уворачивается. Наконец, бросает веревку, она цепляется за развесистые оленьи рога. Олень сразу становится смирным и, склонив голову и слегка кося, как будто грустно говорит: «Вы хотите, чтобы я вас покатал? Ну что ж, извольте!»
Тимур поясняет:
- На Севере люди ловят оленей арканом, который плетется из оленей шкуры. Аркан они бросают, как лассо.
Олень смотрит на меня боковым зрением и, скорее всего, думает: «Это тебя что ли мне катать сегодня? Ух, какой упитанный!» А Тимур продолжает:
- У оленей хороший слух и нюх. Когда в тундре начинаются бураны и метели, они закрывают глаза и могут слышать друг друга.
Он поясняет, что суставы на ногах оленей слегка щелкают во время движения.
- Особенно у Свэна это ярко выражено, - говорит Тимур.
Это суставное щелканье олени могут слышать сквозь вьюгу, поэтому никогда не теряют друг друга. Я пытаюсь погладить Резвого. Он тут же делает резкое движение телом, давая понять, что ему не нужны мои ласки.
- Олени не любят, когда к ним прикасаются. У меня только Свэн приручен и готов к фотосессиям. Он соглашается фотографироваться с детьми, которые любят с ним обниматься.

Минус сорок для этого животного вполне комфортная температура, потому что волос, которым покрыто тело оленя, внутри полый. Зато животному тяжко в июле. Хотя…
- Наше лето он переживает легче, - поясняет Тимур, - Потому что у нас меньше слепней, чем на Севере. Правда, там и лето короче… Я использую финский принцип упряжки, - рассказывает хозяин оленей, имея в виду оглобли.
На Севере упряжь иная: ханты, манси и прочие аборигенные народы вместо оглоблей используют кожаные ремни.
- Сначала я пешком вместе с оленями обхожу трассу. Они очень умные!
Белорецкий оленевод поясняет, что олень в упряжке будет бежать по заданному маршруту исключительно по своему следу, даже если рядом будет натоптано куча других оленьих следов.
Рассматриваю оленью упряжь с северным орнаментом. Это подарок Тимуру от друга Ражапа из Челябинска, который тоже разводит северных оленей.
Кстати, получается, что южноуральская природа вполне благоприятна для этих животных. По крайне мере у нас, как и на Севере, тоже растет определенный вид лишайника, который является оленьим лакомством. И олени вполне благодушно относятся к сену, особенно любят сухие листики деревьев. А ещё они обожают грызть замороженную рыбку. Но это, наверное, в качестве награды за проявленное усердие.
Благодаря появившимся оленеводам в Челябинске это животное постепенно перестает быть экзотикой. Именно там наш Тимур Эниев и приобрёл оленей, чем сильно удивил своих близких. Впрочем, родные верят в успех всех его начинаний.
Тимур надевает упряжь на спину Резвого, застегивает ремни в подгрудной части, потом с обеих сторон крепит оглобли. Они необычные: каждая - с рогатулькой на конце, чтобы крепеж не скользил во время езды.
Оленем можно управлять поводьями, хотя, как уже говорилось, он сам знает трассу и покорно бежит по изученному направлению. Но Тимур, кроме поводьев, использует еще и так называемый хорей. Он демонстрирует длинный шест и поясняет, что это не просто палка, а очень важный и во многом священный атрибут для северных народов.
Хорей – это своеобразный язык общения с оленями. Во время езды наездник слегка касается шестом тела животного, давая ему понять, куда поворачивать и с какой активностью нужно двигаться. Олень чутко улавливает всё, что требует от него хозяин. Более того, хорей служит непреодолимым психологическим препятствием для этих животных, своеобразной красной линией. В тундре, где не сыщешь ни одного деревца для привязи оленей, достаточно бросить хорей к их ногам, чтобы животные никуда не разбежались. Они будут стоять, как вкопанные, как будто молясь на этот священный жезл. Разумеется, эта выучка зависит от опыта наездника, который годами дрессирует своих подопечных.
Для северных народов олень – это друг, товарищ и брат. Правда, людям приходится его и кушать…

Вообще, мы, наверное, несколько высокомерно относимся к культуре северных народов. Чего только стоят насмешки над чукчами! Эти люди нам представляются какими-то недалекими и глуповатыми жителями тундры, неспособными к восприятию современной цивилизации. Образ чукчи давно стал нарицательным, как показатель некоей дикости и непреложной отсталости. А так ли это?
Северные народы научились выживать в условиях, в которых ни один европейский житель не жилец! Северная культура крайне самодостаточна в отличие от обширных культур европейцев, где понятие роскоши давно и прочно стало необходимой нормой.
Европейцы всегда горделиво мнили о себе (и мнят!), что они – властители мира. Они присвоили себе историческое право указывать всем непокорным племенам, каким путем им надлежит следовать в своем развитии. Исторически такое «развитие» влекло к вырождению и даже полному исчезновению многих самобытных народностей, попавших под тяжелое колесо европейской колонизации.
Что вы хотите, если чуть более ста лет назад в зоопарках Европы стояли вольеры с… индейцами! И всем посетителям предлагалось считать, что эти несчастные являются эволюционным звеном перехода от обезьяны к человеку. Ярчайший пример европейского снобизма! Правильнее сказать – расизма.
Впрочем, нынче модно поругивать Европу. Но мы-то разве далеко ушли? Это я всё про тех же чукчей, ставших героями наших анекдотов. Между тем чукчи - это уникальный этнос с удивительно яркой, как северное сияние, культурой.
Нельзя судить о цивилизованности того или иного народа по принципу наличия канализации. Истинная цивилизованность состоит не в том, сколько раз в году люди моются, а в том – как они сочетаются с природой. Как умеют взаимодействовать с ней, являясь её живой и благодарной частью. Именно благодарной! У северных жителей такая связь пока не утрачена.

Впрочем, давайте-ка ближе к оленям.
На улице морозный денёк, для оленей это в радость: они чувствуют себя в своей тарелке, жмурят глаза на солнышко и слегка похрюкивают. Эти звуки олени издают, общаясь друг с другом.
Сажусь в сани, в которые запряжён Резвый, Тимур встает на задний приступок. Резвый сначала слегка притопывает широкими двупалыми копытцами, а затем легко трогается с места.
Он шустро везет меня по проторенной дороге среди сосен, шевеля задом с коротким хвостиком. Забавно! Олень по ходу движения быстро (даже виртуозно!) хватает ртом снег под ногами.
- Олени не потеют, - поясняет мой проводник. – Снег он ест для охлаждения организма. Сейчас еще и язык покажет!
Действительно, через пару минут Резвый высовывает набок язык.
Очень хочется запеть песню. Помните? «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» Правда, становится жаль Резвого: на пригорке он всё чаще начинает охлаждаться, наклоняясь к снегу. Конечно, одно дело возить ребятишек, другое - тучного газетчика, который весом под сто килограммов.
Мы приезжаем на базу. Тимур берёт в руки оленьи рога, которые в качестве украшения висят на ограждении загона.
Как олени умудряются носить такую махину на голове? Рога они сбрасывают ежегодно. Случается это почему-то всегда зимой, в разгар вьюг и метелей. Потом их рога отрастают заново.
- С ними оленям вполне комфортно, - говорит Тимур Эниев. – Они тонко чувствуют габариты своих рогов и в лесу могут бегать, не задевая ими деревья.
Он выводит из загона Свэна. Того самого, который очень любит позировать на камеру. Свэн заученно поворачивает голову так, чтобы в полной мере показать величественность своих рогов.
Резвый и Малыш тем временем ищут в кормушке сухие листики.

Олени на первых порах недоумевали от повышенного внимания к себе со стороны посетителей, наверное, думали: «Что это за дикари? То ли дело чукчи!» Теперь животные привыкли к нашим людям и чувствуют себя как дома.
Привыкнем к этим красивым животным и мы. Тем более что Тимур Эниев задумал установить настоящий чум со всеми атрибутами жизни северных народов. Туристы сами станут разжигать в этом жилище огонь, лакомиться строганиной и потом, конечно, кататься на оленях! Эта идея Тимуру капнула сверху совсем недавно.
Всё у него получится!..

Игорь Калугин.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Якут и северные олени
Якут и северные олени
Якут и северные олени
Якут и северные олени
Якут и северные олени
Якут и северные олени
Автор:
Читайте нас: