Ну разве лёгкая судьба выпала на долю Ольги Александровны Дахтиной, которой 28 марта исполнилось девяносто лет?
Живет она в Ломовке, в стареньком доме по улице Кузнечной. Сидя у своего окошка, которое сейчас стало чуть ли не единственным её развлечением, она неторопливо ведёт рассказ о своей жизни.
- В семье нас было шестеро: четверо братьев и две сестры. Младший брат родился в 1942 году, когда уже отца забрали на фронт, где он и пропал без вести. Уже потом односельчанин рассказал, что служил отец пулемётчиком, а бои были самые страшные, так что, наверное, его вместе с пулемётом и разорвало, вот и не было известий. Маме пенсии по тогдашним порядкам не полагалось, а нужно было шестерых деток растить. Я училась в седьмом классе, так что меня мама из школы забрала, чтобы я по дому помогала и нянчилась с братишкой, он и сейчас меня нянькой зовёт. Мы из семьи с ним двое остались, хотя и остальные мои братья и сестры дожили до почтенных лет, но теперь и они уже ушли.
А тогда всех нас отправили учиться в ФЗО при комбинате. До города добирались на поезде, другого транспорта не было. В шесть утра уезжали, а обратно - в 11 вечера. А как в город приедем, так сразу в столовую бежали, чтоб горячего похлебать и хлеб получить, потом старались его на весь день растянуть, дома ведь голодно было. Как уж мама умудрялась нас прокормить, и сейчас не могу представить. Это она позже взялась одеяла стёганые шить - всё подспорье было. А работать меня направили в цех № 17 прядильщицей канатов, на всех машинах работала, все освоила. А лет совсем мало было. Помню, как начальник цеха нам паспорта выправлял, когда 16 исполнилось. Так и работала пять лет, пока не открыли цех № 6, мы его даже сами после стройки отмывали, порядок наводили. На участке алмазных волок стала работать.
Жизнь шла своим чередом. На комбинате работал и мой муж, потом родились дети, только декретных отпусков у нас не было, сразу на работу выходили. С моими свекровь нянчилась, с которой мы прожили вместе 26 лет. Всякое между нами бывало, да только не принято было семье делиться. Когда дом новый отстроили, корову завели. В то время в Ломовке три табуна было. Огород урожай давал, жить немного полегче стало. Дети подрастали. С работы прибежишь, приготовишь, покормишь, по хозяйству управишься… Так жизнь летела незаметно. Теперь дети выросли, близких многих уже в живых нет, а жизнь-то намного легче стала, и хлеба вдоволь, вот даже нарезанный уже продается. Только бы радоваться жизни, да старость уже пришла, а с ней болезни, сил нет. Так вот у окошка сижу, хоть плохо вижу, но газету «Белорецкий рабочий» читаю от корки до корки, других занятий у меня уже нет. Каждый день молюсь о своих близких, - поделилась Ольга Александровна.
Действительно, в красном углу комнаты - небольшой иконостас, закрытый по старому обычаю кружевной шторкой, а рядом с ним - портреты сыновей, когда они еще были маленькими.
Накануне дня рождения идут к бабушке гости. Сын с невесткой пирог именинный привезли, двоюродный брат с угощеньем подоспел, так что будет у бабушки Оли праздник.
И мы желаем Ольге Александровне хорошо провести юбилей, порадоваться своим небольшим радостям, которые она непростой, но честной и открытой жизнью заслужила.