+1 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Здоровье
18 Апреля 2022, 21:35

Стресс у детей – ответственность взрослых

В этой статье хотелось бы поговорить о ситуациях, когда по вине взрослых дети попадают в ситуацию стресса.

Стресс у детей – ответственность взрослых
Стресс у детей – ответственность взрослых

Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это эмоциональная безопасность. Если у ребенка достаточно доверительных, эмоционально тёплых связей со взрослыми, то он растет психологически здоровым. Что необходимо ребёнку? Безопасность и уверенность в том, что его любят.

В этой статье хотелось бы поговорить о ситуациях, когда по вине взрослых дети попадают в ситуацию стресса.

Первая и самая распространенная ситуация – это домашнее насилие. Об этом уже так много говорили, что повторяться не хочется. Только напомню, что в большинстве случаев мальчик, в семье которого отец избивал мать, будет решать конфликты в своей семье с применением силы.
Где же здесь про стресс? Стресс состоит в том, что, не умея решать мирно конфликты в семье, человек обречен на безрадостную жизнь и одиночество в старости. Как показывают исследования, те дети, родители которых часто ссорились с применением силы, менее успешны в жизни, испытывают высокое чувство вины, больше склонны к алкоголизму и подвержены депрессивному состоянию.

Новое явление нашего времени - это проявление буллинга в детских и подростковых коллективах. Буллинг – травля одного ребенка группой других детей. Такое невозможно без участия взрослых. Родители в семье, не стесняясь в выражениях, обсуждают определенные события или семью одного из учеников класса, где учится их ребенок. Ребенку ничего не остаётся делать, как нести этот негатив в свой коллектив. Так, с легкой подачи родителей, один из учеников становится объектом насмешек и унижений. Общение мам и пап в родительских чатах часто способствует усугублению ситуации. К сожалению, иногда классные руководители, не желая конфликтовать с родителями или не принимая всерьёз сложившуюся ситуацию, не предпринимают действия по урегулированию конфликта. Были даже такие случаи, когда классный руководитель сам предлагал ученикам в классе объявить бойкот непослушному ученику. В результате ребенок остаётся один против всех и получает сильную психотравму на всю жизнь. Некоторые дети, попав в такую ситуацию, начинают проявлять защитную агрессию. Тогда их участь становится еще хуже. Очень трудно и долго потом восстановить психику ребёнку, вернуть доверие к людям и поднять его самооценку.

В психологии существует такое понятие, как «шизогенная мама». Некоторые матери бессознательно (в мыслях, а иногда - словесно и напрямую) обвиняют ребенка в своих неудачах: «Ты такой же урод, как твой отец», «Я устала от тебя», «Если бы не ты, я жила бы намного лучше», «Лучше, если бы тебя не было», «Ты мне всю жизнь испортил»… Но затем период гнева сменяется периодом хороших отношений. В результате такого воспитания ребенок получает от матери два послания: «Я тебя ненавижу» и «Я тебя люблю». Его психика испытывает стресс и замешательство: нужен он или нет? Он плохой или хороший? Как ему жить дальше? Такие двойные послания со стороны матери могут довести ребёнка до возникновения психического расстройства – шизофрении.

Стресс у ребёнка могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или интернету, слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.
В моей практике был случай, когда ребёнок восьми лет получил стресс после передачи «Битва экстрасенсов». Причем сам он её не смотрел, просто находился рядом в комнате с дедушкой и бабушкой, которые смотрели телевизор.
Какие же проявления свойственны для «сигналов аварии» в психологическом здоровье мальчика или девочки? Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?

На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки:
  перепады настроения;
  нарушения сна;
  ночное недержание мочи;
  физический дискомфорт (в том числе боли в животе и головные боли);
  проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  ребёнок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец, ковырять в носу, кусать губы.
У ребенка со стрессом могут быть ночные кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы.

Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

В такие непростые периоды жизни ребёнок требует очень чуткого и нежного отношения к себе со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов - врачей и психологов.

Уважаемые родители! Пересмотрите некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделайте их более действенными и, может быть, менее заметными для детского восприятия. В некоторых моментах перестройте своё эмоциональное взаимодействие с миром детей. Иногда достаточно просто вспомнить своё детство для того, чтобы позволить ребёнку с меньшим напряжением адаптироваться к открывающемуся во всей своей красоте и противоречиях окружающему миру.

Уважайте себя и берегите своих детей.

Марина Лунегова, психолог центра «Семья».
Фото из открытых источников.

Стресс у детей – ответственность взрослых
Стресс у детей – ответственность взрослых
Автор:
Читайте нас: