Все новости

Записки командированного

Автор Владимир КАЛМЫКОВ Продолжение

Записки командированного
Записки командированного

Командировки на автотранспорте были достаточно частыми и удобными. В Уфу ездили в Совмин, Минэнерго, «Башкиргаз», «Баштрансгаз», реском профсоюзов. В Челябинск – в «Уралснабсбыт», ЧТЗ, ЧКПЗ; в Нижний Тагил – на «Уралвагонзавод», НТМК.
Это было достаточно быстро (в пути примерно 4-5 часов, рано утром - туда и поздно вечером - обратно). К тому же могли ехать сразу несколько человек. И перемещаться по городу между организациями гораздо быстрее на машине, чем на общественном транспорте. Если ехать туда же на автобусе или дожидаться авиарейсов, которые были пару раз в неделю, получалось гораздо дольше.

Тише едешь…
Дорога в Уфу была хорошей (за исключением тех дней, когда шёл сильный снег или была метель). Здесь не происходило ничего неординарного. Правда, однажды после спуска с гор перед селом Архангельским большой лосёнок выскочил на дорогу, и «Волга» с двумя руководителями попала в аварию. Обошлось травмами средней тяжести.
Как-то в сильный мороз мы с водителем Мишей Мироновым на «Волге» ехали на аэровокзал. Нужно было срочно доставить пружины на спецрейс до Минска. Шипованные покрышки тогда еще не применялись, поэтому мы ехали осторожно. В районе Бердагулово был длинный тягун: с одной стороны – обрыв метров на 50, с другой – крутой склон Бердагуловской горы. Водитель прибавил хода, чтобы не забуксовать на крутяке, и тут колёса «Волги» потеряли сцепление с дорогой, и машину начало крутить. Кажется, я даже не успел испугаться, руками ухватился за ручку над дверью, упёрся ногами в пол, а спиной – в кресло. И хладнокровно ждал, что будет дальше. Машина сделала два полных оборота, отлетела на обочину к горе, ударилась моей стороной о снежный бордюр и, накренившись градусов на сорок пять, застыла. Водитель навалился на меня, прижав к дверке. Рядом скрипнули тормоза лесхозовского «Уазика», который мы обогнали еще в Татлах. Уже через минуту он поставил нашу машину на колёса, а потом ловко выдернул из сугроба. Всё обошлось парой наших синяков и помятым боком «Волги».
Страшно представить, что случилось, если бы машину выкинуло в сторону обрыва. Вспомнишь в такую минуту и про рубашку, и про ангела-хранителя. Слава Богу, всё обошлось. И мы продолжили свой путь, удвоив осторожность.
Как-то раз на выезде из Челябинска, возвращаясь из командировки, мы стали свидетелями ДТП, когда обогнавший нас грузовой автомобиль вылетел на встречку и столкнулся с легковушкой. Смятая в гармошку машина, окровавленный человек, бездыханно лежащий на капоте, и дикий крик женщины, зажатой внутри салона… Мы помогли вытащить раненых и оказались главными свидетелями столкновения. Что особенно запомнилось – бессмысленная улыбка водителя грузовика, который тряс головой и всё время повторял: «Мне же надо было быстрее… Тормоза отказали, я не виноват!..» От него шёл такой запах перегара, что сразу становилось ясно, кто виноват.
Такой же запах был и у водителя «Жигулей», которые засели в снегу на трассе Белорецк – Учалы. Вечером на обочине дороги мы застали этот автомобиль с двумя рыбаками, причём водитель буквально вывалился из салона и сесть обратно уже не смог. Пришлось мне поменяться с ним местами. В машине к тому же была неисправна печка. Поняв, что мужики могут замёрзнуть, пришлось с аварийкой сопровождать их до города.

В зимнее время поездка торопыг и принявших на грудь известна. А летом последствия ДТП могут быть намного серьезнее, тем более возможности современных машин буквально окрыляют (и не только молодёжь).
Большие скорости, горные дороги и крутые повороты во много раз увеличивают опасность. Так что даже тем, кто тщательно соблюдает правила дорожного движения, не всегда удаётся избежать аварий.
Возвращались ранней весной из командировки на «Уралвагонзавод» в Нижний Тагил. Забрызганные грязью из первых луж мы на «Уазике» выехали на трассу Свердловск – Челябинск. После того, как проехали свороты на магистральные дороги, решили остановиться перед КПП у небольшой кафешки, чтобы отмыть фары и стёкла, а заодно и перекусить.
- Ну, Владимир Михалыч, теперь по асфальту погоним! Дорога ровная, машина хорошая… - решил водитель.
- Ты больно не обольщайся, впереди без малого 500 км, а в дороге всякое бывает, - оборвал я его, и как в воду глядел.
ДТП ждало нас на первом же подъёмчике, метрах в четырёхстах от остановки. Вклинившись между «Волгой» и грузовичком, мы выехали на трассу. Набирая скорость, старались не отстать от впереди идущей машины, подгоняемые грузовиком. Выскочили на взлобок, солнце ослепило глаза, но водитель успел увидеть стоп-сигнал яростно тормозящей «Волги», которую уже занесло. Навстречу нам, развёрнутый боком, летел фургон «Иж».
Мы оказались между двух машин - никуда не свернуть. Ещё пару секунд, и фургончик припечатывает к нашему «Уазику»… Тряхнуло здорово, но УАЗ –
машина крепкая. Мы выбрались через правые двери, подбежали парни из грузовика, подъехала машина ГАИ. Оказывается, они видели всё происходящее с КПП. Совместно оттащили «пирожок» от нашей машины. Как говорят, картина маслом. Бок «Уазика» сильно помят и исцарапан, переднюю дверь заклинило, но ходовая часть исправна. Только через пару часов, получив протокол ДТП, мы смогли продолжить путь.
Уже после случившегося, несколько раз прокрутив ситуацию, водитель признался, что готов был пойти на обгон «Волги», даже включил поворотник. Что-то его остановило… Выходит, не обошлось без неких сил свыше. Но главное правило он усвоил: не уверен – не обгоняй. А ещё: тише едешь – дальше будешь.

Сквозь заносы
Зимние дороги в Челябинской области обслуживались всегда неплохо. За исключением участка на границе с Башкирией, именно там и произошли эти интересные случаи.
Первый случился в феврале. Снег в тот день шёл с самого утра. Из Челябинска мы выехали хорошо, до сворота на Чебаркуль на трассе М5 всё тоже было неплохо: дорогу расчистили, кое-где еще работала снегоуборочная техника. Проехали мимо села Кундравы и буквально через пару километров упёрлись в хвост стоящей автоколонны. Дорога была запружена с двух сторон: не давал объехать пробку сотрудник ГАИ со светящимся жезлом.
Стоим час, другой, вдоль колонны туда-сюда ходят пассажиры и водители, пытаясь узнать обстановку у гаишника. Тот отвечает, что со стороны Ларино идёт снегоуборочная техника. «Будьте благоразумны, сидите, грейтесь в машинах. Дорогу скоро расчистят!»
С собой у нас на всякий случай было две пары валенок, решили пройти вперёд, осмотреться. Прошли метров пятьдесят, а там в колонне стоит красавец «Урал» с тремя ведущими осями да на вездеходных шинах! Правда, на жесткой связке сзади – автокран. Вначале мы даже не поверили в свою удачу, решили подойти, постучать в дверку. Водитель опустил стекло и с интересом посмотрел на нас.
- Что нужно? Если бензин, то не торгую.
Мы возмутились:
- Как тебе не стыдно! С такой техникой на раз-два всю дорогу расчистить можно, а ты, как неуч, стоишь в колонне!..
- Вы что, не видите, что у меня на прицепе? – тоже возмутился водитель.
Но мы же не лыком шиты, говорим ему:
- Давай отделим тебя от крана! Неужели людям не поможешь?
Тут водила нам, как детсадовцам, объясняет:
- Так я же впритык заперт! Как выехать-то?
Мы, почти хохоча, говорим:
- Да мы тебя за пять минут освободим!
Идём к концу колонны, стучим в двери машин, просим потихоньку сдавать назад для выезда снегочиста. Тут же нашлись и помощники: кому охота сидеть всю ночь в поле? Просим всех, у кого есть лопаты, оказать помощь.
- Ну, пошла писать губерния! – подскочил к нам ещё один возбужденный водитель. – Молодцы, ребята! Такими темпами через час тронемся…
Наш «Урал», выехав из колонны, начал чистить встречную полосу. Прошли вперёд. Навстречу, натужно ревя двигателем, попался УАЗ-буханка, перед ним с лопатами копошились четверо мужчин. Оказалось, белоречане с отдела снабжения комбината.
Вскоре показались милицейские проблесковые маячки. Навстречу шла техника: снегочист, за ним - два трактора. Следом – машина ГАИ и встречная колонна. Уф, наконец-то!
Пропустили их и через четверть часа, ровно в полночь, двинулись и мы. В Ларино разделились: кто-то пошёл прямо, а мы свернули на башкирскую трассу. Впереди ехали четыре «Камаза», до деревни Курама добирались часа два, потом обогнали.
Едем, радуемся: впереди никого нет. Красота! Спустились к посёлку Комсомольский и вот те нате: стоит новая пробка метров на триста. Потихоньку объехали её. Впереди на обочине дороги увидели несколько человек. Они паяльной лампой грели в казане снеговую воду для чая. Узнали от них, что впереди, километра за три, стоит огромная пробка с обеих сторон. Что делать? Погрели машину и, свернувшись калачиком, задремали. Когда рассвело, решили попробовать прорваться.
Подъехали к коровнику на окраине посёлка, за банку сгущёнки выпросили у сторожа совковую и штыковую лопаты. Километр проехали. Впереди – снеговой язык переметает дорогу. Попытались перескочить его с разгона. И сели… Колёса крутятся, но всё без толку. Откопали машину, отъехали назад, прошли вперед пешком, а там снег еще глубже.
Посоветовались и решили поехать в правление совхоза узнать, когда дорогу расчистят. Сказано – сделано.
Заходим в приёмную, спрашиваем у секретаря, как найти председателя совхоза или сельсовета.
- А вы кто? – спрашивает она.
Меня как будто кто в бок толкнул. Достаю своё удостоверение, выданное в министерстве, и говорю, чтобы нас приняли поскорее. Вышел седовласый плотный мужчина в военном кителе без погон, поздоровался. Мы объяснили, что нам надо доставить в Белорецк срочный груз. Просим помочь расчистить дорогу, так как мы опаздываем.
Тот вызвал механика, который доложил, что оба бульдозера были направлены на чистку дорог у животноводческих ферм, а в селе чистит дороги колёсный МТЗ.
- Давай поможем! – распорядился председатель.
Механик сел с нами в машину, мы нашли трактор и двинулись вместе на выезд. Доехали до заноса.
- Если расчищать, я здесь час проваландаюсь, – говорит тракторист. – Но если будет пузырь, можно прицепить вас на «галстук». Я впереди буду пробивать дорогу, а вас за собой потяну.
Ударили по рукам. Через полчаса доехали до застрявшей колонны. Наш трактор, не сбавляя скорости, повернул влево на какую-то второстепенную дорогу. По березняку мы обогнули гору, где была пробка. Ещё через полчаса подъехали к трассе. Не выезжая на нее, трактор остановился.
- С вас должок, ребята! – сказал тракторист.
Рассчитались, отдав бутылку водки. Таким образом уже через пару часов мы были дома.
На другой день мне позвонил начальник отдела снабжения БМК.
- Вы когда до города добрались? Мои две машины пришли только к вечеру, сказали, что по дороге вас видели…
Я рассказал ему о наших мытарствах. Он посмеялся, а потом поделился опытом: зимой в дальние рейсы они выдают надёжным водителям машин по пол-литра спирта. Мало ли что может случиться в дальней дороге?

Продолжение следует.

Записки командированного
Записки командированного
Автор:
Читайте нас в