Дорога строилась электрифицированной, одновременно с ней электрифицировалась и железная дорога Магнитогорск - Белорецк. Важным было то, что по завершённому Южсибу, минуя Транссиб, сразу пошли грузовые составы на БАМ. Неслучайно в народе направление Белорецк-Чишмы называли «Башкирским БАМом».
Те из белоречан, кто постарше, помнят, как шли через Белорецк транзитные пассажирские поезда Москва - Кустанай, Москва - Целиноград, Москва - Караганда.
Как известно, строительство БАМа «золотой стыковкой» в 1984 году не закончилось. Долгострой аварийного Северомуйского тоннеля, сданного в эксплуатацию лишь в 2003 году, снабжался главным образом по ветке Южсиба. Такой ситуация оставалась даже после провозглашения независимости Казахстана в декабре 1991 года.
Стройка Белорецк - Карламан описана в книге «Айгирская легенда» Бориса Павлова. Тогда посёлок городского типа Инзер стал официальным центром Всесоюзной ударной комсомольской стройки «Железная дорога Белорецк-Чишмы», к нам ехала молодёжь со всего Советского Союза.
Для нормальной эксплуатации узловой станции в Инзер приехали профессиональные железнодорожники, для которых с нуля был выстроен жилой район и объекты соцкультбыта: детсад, школа, клуб и торгово-бытовой центр.
Население Инзера выросло в разы. Инзерский леспромхоз получил прямой железнодорожный выход в лесодефицитные районы Предуралья, а также на фанерный, мебельный и спичечный комбинаты Уфы. По сравнению с отправкой леса и лесоматериалов по белорецкой узкоколейке леспромхоз оказался в самом выгодном в Белоречье местонахождении. Соответственно, росли окружающие Инзер сёла. К примеру, в Маныште сделали внепроектную остановку поез-
дов.
Железная дорога Белорецк - Карламан послужила своеобразным шаблоном для сданной в 1990 году автотрассы Карламан - Архангельское - Инзер - Белорецк.
Виталий МИТКАЛЁВ.
Фото из личного архива.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» t.me/belrab