+15 °С
Облачно
75 лет Победы
Все новости

Только факты о вкладе наших земляков в Победу

К 75-летию Победы во многих населённых пунктах Белорецкого района, как и по всей стране, совместными усилиями граждан и государства были обновлены или вновь построены памятники участникам Великой Отечественной войны и трудового фронта. Большая работа в этом плане проведена и в Инзерском крае.

Еще одним своего рода памятником той страшной войне стал снятый в Инзере фильм «Сестрёнка», в нем показана взаимопомощь местного населения, вынесшего на себе все тяготы войны. Немало газетных статей о том страшном времени было опубликовано в газете «Белорецкий рабочий». Каждый из авторов постарался донести до читателей воспоминания родственников, ушедших от нас земляков. Многие рассказы ветеранов и фронтовиков о военных годах пришлось слышать и мне, часть фактов можно встретить в интернете.
К примеру, далеко не все знают, что в 40-е годы золотодобытчики Авзяна, школьники Узяна и Каги заготавливали в пойме Белой кору ивы для изготовления аспирина. Женщины, подростки и старики колхозов сдавали для фронта мясо, махорку, овчины на полушубки и меховые рукавицы. Охотничьи бригады, состоящие из женщин и подростков, заготавливали шкуры соболя, куницы и горностая, так называемую «мягкую валюту». Её, наряду с золотом, отправляли в Америку для расчетов за поставляемые по ленд-лизу самолёты и танки.
Инзер был топливно-угольной базой Белорецких заводов, но древесного угля готовил гораздо больше, чем было нужно городу. Часть угля отправляли на казанские пороховые заводы как компонент чёрного пороха. Туда же шёл получаемый из отходов углежжения вываренный из золы поташ. Чёрный порох применялся в изготовлении трассирующих пуль и снарядов зенитной артиллерии. Им заряжали патроны осветительных и сигнальных ракет. Много пороха шло на буро-
взрывные работы на Магнитогорском и Гороблагодатском рудниках. Огнепроводный бикфордов шнур для зарядки сухих скважин и шпуров на Туканском руднике и Пугачёвском карьере также готовили из черного пороха. Его использовали охотники за морским зверем побережья Арктики и Дальнего Востока.
В отличие от Белорецка, куда уголь отправляли навалом в вагонах, на пороховые заводы поташ и уголь шли в герметично закрытых деревянных бочках. Бондарное дело в Инзере и Ревети тогда было развито, так как в бочках отправляли пихтовое масло, ведь Инзерская зона в Белоречье отличается наличием пихтово-еловых лесов. Здесь в больших объемах заготавливали живицу и дёготь, из которых фармацевты готовили лекарства, спасшие многих раненых и больных.
А еще нельзя забыть инзерскую фанеру. В наших лесах заготавливали и отправляли по белорецкой узкоколейке на Уфимский фанерный комбинат железнодорожные составы с берёзовым балансом. Для тех, кто не знает, скажем, что берёза, растущая в горах, имеет более плотную древесину и витиеватость, чем берёза равнин и заболоченных пойм. Эта особенность деревьев более всего подходит для изготовления авиафанеры. При дефиците алюминиевого (дюралевого) листа инзерская фанера с успехом шла на обшивку крыльев и корпусов советских истребителей и штурмовиков.Фанерный Ла-5 широко применялся во время Курской битвы. Именно на Ла-5 открыл свой боевой счёт знаменитый советский ас Иван Кожедуб. Во время сорокового боевого вылета 6 июля 1943 года Кожедуб сбил первый немецкий самолёт, бомбардировщик Юнкерс Ю-87, а к концу Курской битвы летчик одержал девять воздушных побед и был награждён орденом Боевого Красного Знамени. На самолёте Ла-5 летал и Алексей Маресьев.
Кстати, самолёты того времени были оснащены авиационными тросиками для управления, которые производили только на Белорецком заводе. Вообще, Белорецкий сталепроволочный завод стал на некоторое время единственным в стране, снабжающим все танковые, авиационные и оружейные предприятия метизной продукцией.
Также из берёзы в деревообрабатывающих цехах Инзера делали заготовки для прикладов винтовок, ППШ и ручных пулемётов Дегтярёва.
А еще молодёжь Лапышты, Дубинска, Татлов, Бердагулово и Манявы часто мобилизовывали на добычу руды в руднике, расположенном в километре от станции Багарышта. Дело в том, что пути новой узкоколейки Ишля-Тукан часто приходилось ремонтировать, тогда поезда неделями по ней не двигались. В дни, когда руда из Тукана не могла доехать до белорецких домен, её забирали в Багарыште. Старые машинисты вспоминали, что паровозные бригады Инзера работали по всей дороге. До полугода работники не бывали дома, чтобы хоть как-то помочь своим голодающим семьям. Людей спасали огороды. В пищу шли крапива, лебеда, листья липы и корни саранки. Кто мог рыбачил, собирал грибы, ягоды и целебные травы, которые принимали в аптеке.
Победу на фронте создавала и ковала вся страна. В том числе и жители Белоречья. И забывать об этом мы не имеем права.
Виталий МИТКАЛЕВ, Инзер.
Архивные снимки.
Автор:IMPORT Сервисный