+14 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Научила видеть красоту

Скоро у моей сестры Гульсум Нурисламовны Мустафиной очередной юбилей. Читателям газеты и коллективу редакции она хорошо знакома: историк, автор нескольких книг, педагог, журналист, редактор и дочь замечательного башкирского писателя Нурислама Шайхулова. А для нас она самый необыкновенный, удивительный, непохожий ни на кого из нашей большой и дружной семьи человек.

Нас было семеро детей. У каждого осталась история из детства, которая стала семейной легендой. Возможно, она кому-то покажется смешной или, наоборот, очень серьёзной и поучительной, но в любом случае эта быль довольно метко характеризует каждого. Мы росли в деревне Худайбердино, расположенной у подошвы хребта Зильмердак, у самого истока реки Зилим. Окружающий пейзаж здесь удивительно лиричен. И в моей памяти наша родная деревенька осталась сказочной картинкой: две улочки посреди гор и лесов, уютная полянка за околицей, речушка, которая причудливо извивалась среди кустов ольхи и черемухи и огибала деревню, и гора Маяк, на вершине которой росла гордая, высокая сосна с куполообразной кроной. Она была символом нашей деревни.
Мы росли, купаясь в этой красоте, в любви и заботе наших родителей, как все жители выполняли работы, без которых в деревне просто не выжить.
Сенокос. Пик лета, душистая трава по пояс, свист косы и липкий пот на рубахе. Жара и аромат сухого сена, слепни, оводы и радующие глаза строй копен и остроконечных стогов. Каждый час и каждая пара рук драгоценны во время покоса. Помню вечную спешку: как бы успеть до дождей, частых гостей в наших Уральских горах.
И вот в один из летних дней нашу Гульсум, ученицу средних классов, родители решили оставить дома для работы по хозяйству. Пока шли наши суматошные сборы, сестра уютно пристроилась на ступеньках крылечка и с упоением читала книгу, механически кивая наставлениям и поручениям мамы, мол, всё поняла, всё сделаю. Но когда уставшая семья вернулась домой, Гульсум застали всё в той же позе и с той же книгой в руках...
«Что же здесь хорошего? - спросите вы. - Смешного или поучительного?» Да, ребёнок не выполнил поручение родителей, в горячую пору сенокоса бестолково провёл время за книгой. Ей, конечно, досталось от мамы. А папа не знал, сердиться или смеяться. Может быть, как учителю, поощрять такую страсть к книгам? Но время всё рассудило и расставило по местам. Её страсть к чтению и богатый духовный мир требовали внешней эмоциональной подпитки, ответов на вопросы, которые возникали в её сознании. В книгах открывался новый мир, мир фантазий. Её романтические мечты требовали чего-то большего. Гульсум всегда была не такой, как все. Прочитанные книги, мечты и раздумья сделали её самой любознательной, эмоциональной и самой восприимчивой к красоте и ко всему необыкновенному. Она до сих пор умеет искренне умиляться любым мелочами, умеет видеть то, чего другие не замечают. И её видение особое, творческое, идущее из глубины души. Без этих качеств невозможен педагог, журналист, писатель.
Это сестра приучила меня вглядываться во всё не только глазами, но и душой. Это у неё, только начинающей семейную жизнь, в городском доме я впервые внимательно слушал классическую музыку с пластинок, а потом на всю жизнь полюбил те мелодии. Только ей я доверял свои сокровенные юношеские переживания, ведь сестра понимала, умела выслушать и поддержать.
Гульсум всегда открывает для меня что-то новое, потому с ней всегда интересно. Именно в той девочке с книгой в руках на крылечке родного дома можно разглядеть человека увлеченного, творческого, стоящего выше житейских будней, всегда думающего и восторженного.
Деревни нашего детства Худайбердино давно уже нет. И её необыкновенную красоту я научился видеть во многом благодаря моей сестре Гульсум. И эту небольшую зарисовку о нашей маленькой родине я посвящаю ей.
Рамазан Шайхулов, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства худграфа Нижневартовского государственного гуманитарного университета.
Читайте нас: