+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
События и факты
22 Сентября 2019, 18:53

Полвека назад белоречанин начал строительство моста через реку Нуру

Василий Свистунов, житель улицы Дачной, что в Заречном посёлке. Полвека назад он начал строить переправу через Нуру от своей улицы в Октябрьский посёлок.

Удачно построить мост, который будет служить десятки лет, даже специализированным предприятиям получается не всегда. А уж справиться с такой задачей в одиночку, без парка специальной техники и коллектива работников, получится, может, одному из тысячи энтузиастов. Пожалуй, к таковым относится Василий Свистунов, житель улицы Дачной, что в Заречном посёлке. Полвека назад он начал строить переправу через Нуру от своей улицы в Октябрьский посёлок.
С дедушкой Василием Петровичем мы беседуем в теплый сентябрьский полдень у садика, под яблоней.
- Вот в этой газете, - Свистунов держит в руке один из наших августовских номеров, - вы написали, что депутат перила на мосту восстанавливал. Не было такого! Да и мост не тот сфотографировали, - выговаривает нам Свистунов. – Тот мост пешеходный, выше по течению Нуры. А через мой - машины ходят.
- Значит, этот железный мостик, по которому легковушки беспрерывно пролетают в ваш поселок, вы сами строили?
- Это уже не первый мост, - неторопливо выговаривая слова, начинает вспоминать Василий Петрович. - В 64-м году мы одни из первых тут построились, за нашим домом поляна была. А потом лесовозы в самую распутицу пошли по улице, все размолотили, не пройдешь. И на восьмой километр, и на нижний склад через наш район лес возили. Я им даже лед на реке пилил пилой «Дружба», чтобы не ездили сюда. Потом леспромхоз закрыли, они и перестали ездить.
А первый мост из рельсов мы в 1966-м году перебросили на другой берег. По нему и ходили в Октябрьский поселок, чтоб оттуда на «пятерке» в город уехать. Весной берег подмыло потоком талой воды, и он обвалился. Отец мой тогда в мартене работал, списанные тросы привез, на них мы подвесной мост натянули. А тут такое дело: народ на Троицу к нам на поляну гулять идет. На мост зашли и давай его раскачивать. В общем, к следующей весне он уже хорошо провисал. Помню, утром пошел на работу в свой 16-й цех, гляжу, лед за мост цепляется. Домой возвращаюсь под вечер, а переправы уже нет: зацепило ледышками и унесло. Опоры были слабые, деревянные. Тогда и по улице Блюхера большой мост, тоже деревянный, уплыл. Это был 1969-й год.
Ну, опять отец привез тросы. Пошел к Литвиновой, волочильщице, она депутатом Верховного Совета была. Та позвонила директорам предприятий, доски и рельсы нам выделили. Подняли мы мост повыше, досками застелили. Тогда и соседи помогали. А молодежь опять на нем покачалась! Но с 1969-го по 1991-й годы подвесной простоял.
Надо сказать, что и верхний мост тоже жители сами делали.
А в 1991-м уж я решил сделать переправу из списанного мостового крана, чтобы легковушки проходили. С завода, из 16-го цеха, привез два отработанных травильных чана. Из них мы в берегах опоры устроили. У магазина объявление повесили, собрали со всего поселка 85 рублей, пять машин бута по 25 рублей привезли. Списанный кран 15-тонник у стана-150 нашел, пролет у него был 30 метров. Попросил бензорезчика, отрезали мы лишнее, оставили 21 метр. Я с 1972-го по 1980-й годы начальником пожарной охраны по городу был, меня многие знали. Как ты понимаешь, с должностью работать легче.
- Ну, вы же не сами все делали?
- Конечно, нет. По улице Южной жил Володя Лаврентьев, он тогда начальником РСУ ДОР был. Говорю ему: «Помоги мост построить». «Давай, - отвечает, - с главным инженером решай все дела. Мы тебя на время стройки рабочим оформим».
Егор Соколов работал на БМК, 16-тонником отрезанный пролет здесь выгрузил. Виктор Гуськов трактором подгрудил кучи щебня. Из РСУ ДОР дали машину, три ходки с бетоном сделали, подготовили опоры. Позвал мужиков помогать, да никто не пришел. И что ты думаешь, теща старшего сына да мать моя (ей в ту пору 70 было) – две женщины помогали таскать камни в этот бетон. Так мы мост и поставили. Потом отмостки на обеих сторонах делали. Овчинникова директором тепличного хозяйства тогда была, оплатила расходы за электроэнергию для сварки. А сколько гравия кучами было в реке! Договорился с экскаваторщиком, на «Кировце» ковшом привозили гравий на дорогу для подъездов. Сам варил швеллеры, уголки, чтобы легковая машина на переправе поместилась. А чтобы проезд застелить, нашел в прокатке полосу трехмиллиметровую. Старые перила железные с базы механизации выбросили, я их подобрал и на место приварил.
- Благодарность, грамоту от города вам вручили?
- В РСУ ДОР тогда отчитались, что своими силами мост построили, – не разделил моего юмора Василий Петрович. – Меня тогда рабочим оформили, 600 рублей заплатили. А мост уже 28 лет работает. В какой-то год налой набрался по берегу, справа размыло нашу насыпь. Все было обошлось, но «Газели» не поехали. Погнули, сломали часть листов на проезде. Боковые листы попались жесткие, больше ломаются, чем гнутся. Да пацаны-хулиганы принялись перила крушить. Ходили с соседом, ремонтировали.
Пять лет назад обратился в отдел благоустройства, чтобы помогли с ремонтом. Мне там говорят: «Мы мост пешеходным сделаем. Будем проектировать». Я не стал ждать, договорился со сварщиком. Весь день с ним варили все, что оторвалось, три тысячи заплатил ему. Потом сфотографировал наш ремонт и отвез в благоустройство города. На стол им фото положил.
Вон, видишь, - Василий Петрович указывает на металл у палисадника, - шесть железок привезли, чтобы настил ремонтировать. Болгаркой разрезали по одному размеру, теперь ждем случая, чтобы приварить на место.
Дед замолчал, воспользовавшись паузой, прошу его сфотографироваться на мосту. Садимся в машину, доезжаем до места, где Василий Петрович показывает, что и как пора ремонтировать.
- Подварить, что поломали, и мост еще послужит, - заключил Свистунов.
Пока ходили по переправе, из города и обратно проехали мимо нас пять легковушек. Самый нетерпеливый водитель на красной иномарке с трудом дождался, пока мы освободим проезд, и, вылетая с моста, с раздражением газанул, брызнув на нас щебнем из-под колес.
- У кого совесть была, помогали, а у кого её нет, так и не появится, - сказал на прощание строитель моста.
Читайте нас: