Александра Ивановна Пасюкова-Низамова родилась в посёлке Шахта-1 Белокалитвинского района Ростовской области в 1924 году. Её отец Иван Титович Пасюков работал на угольной шахте. В семье росли три дочери, Александра была старшей. Однажды на шахте произошла авария, в результате которой отец получил инвалидность. Семье стало трудно прокормиться, и Александру в
16 лет выдали замуж.
В начале войны отца забрали на фронт, несмотря на инвалидность. Был призван и муж Александры, с которым девушка успели прожить всего несколько месяцев. Оба мужчины погибли. Как вспоминала Александра Ивановна, когда в посёлке не осталось трудоспособных мужчин, в забой шахты спускались подростки и женщины, ведь нужно было добывать уголь для работы заводов.
В июле 1942 года поселок Шахты был оккупирован. Фашисты установили новый порядок. Всех жителей согнали из домов, погрузли в эшелоны и отправили в Германию на работу. Отказывавшихся расстреливали. Александре и ещё нескольким шахтинцам удалось спастись благодаря брату отца, который был связным в партизанском отряде. Староста посёлка сообщил ему о планах немцев, и дядя Александры смог увести людей к партизанам. Полгода они находилась в отряде, пять семей жили в небольшой избушке в лесу. Подростки вместе с партизанами приводили в негодность технику оккупантов, линии связи, поджигали бочки с горючим, распространяли листовки, в которых рассказывалась правда о положении на фронтах.
После освобождения Сталинграда немцы отступали с боями через шахтёрский посёлок. Александра Ивановна со слезами на глазах вспоминала: «Речка Северский Донец, разделяющая наш посёлок, становилась красной от крови. Это был такой ужас. Всюду - на льду, на снегу - лежали трупы и немцев, и наших, настолько жестокой была схватка».
Летом 1943 года Александру Пасюкову призвали в армию. После краткосрочных курсов она попала в Ростовский зенитно-артиллерийский полк по охране железнодорожных станций. Воевала на 37-миллиметровых самоходных зенитных пушках, которые предназначались для стрельбы по самолётам. Специальность - орудийный номер. В её обязанности входило устанавливать скорость и дальность стрельбы. Пушки легко и быстро переводились из походного положения в боевое и обратно. Команда состояла из командира орудия и следующих номеров: первый — наводчик по азимуту, второй — наводчик по углу места цели, третий — первый прицельный, который устанавливал на прицеле скорость и дальность, четвёртый — второй прицельный, он устанавливал на прицеле курс и угол пикирования или кабрирования, пятый — заряжающий, шестой — первый подносчик патронов, седьмой — второй подносчик патронов. Главная задача команды - не допустить бомбежки самолётами железнодорожных станций и мостов.
Близ города Мелитополь наши войска разгромили большое скопление немцев. Александра с боевыми товарищами охраняла железнодорожные мосты на Крымском перешейке. Затем на поезде полк перекинули в Венгрию. В Будапешт они заехали после освобождения города от немцев.
Для продвижения наших войск зенитный полк охранял мосты через реку Дунай, курортную зону, остров Маргит на Дунае. Остров расположен в центре города Будапешта между двумя частями венгерской столицы — Будой и Пештом и соединялся с ними мостом.
День Победы младший сержант Пасюкова встретила в Венгрии. Александра Ивановна была награждена медалями «За взятие Будапешта», «Отличник ПВО», «За Победу над Германией». В августе 1945 года вернулась домой, где её ждала мама. В это время в родительском доме квартировал боец Киньябай Низамов, уроженец села Серменево. Он рассказал, что при освобождении Белоруссии попал в плен. Несколько раз с товарищами пытался бежать из концлагеря, их ловили, сажали в карцер, потом опять в общее с другими пленными помещение. Один из охранников концлагеря был связан с партизанами и помог бежать. Дал рукавицы как защиту от колючей проволоки, подготовил лаз, показал и рассказал, по каким местам бежать в белорусские леса. Их было десять человек. Прятались под соломой. Немцы кинулись догонять, но на берегу речки собака потеряла след, и наши солдаты благополучно добрались до партизан. Охранник предупредил командира отряда о беглецах. В отряде партизан Киньябай Низамов с товарищами пускал под откос поезда.
А после освобождения Белоруссии все, кто был в плену, проходили государственную проверку. Прошёл её и Киньябай Низамович Низамов, после чего его отправили на восстановление угольных шахт. Так он и попал в поселок Шахта-1 Ростовской области.
Вскоре Александра и Киньябай поженились, у них родились двойняшки Анатолий и Надежда, затем сын Виктор.
В 1966 году Низамовы решили переехать в Серменево. Старшие дети остались с бабушкой, Надежда и сегодня живёт в Ростовской области. Через два года, в 1968-м, Киньябая Низамовича не стало. Ему было всего 53 года, похоронили участника войны в родном селе. После его смерти Александра Ивановна хотела вернуться на малую родину, но младший сын отказался ехать обратно, к тому же Анатолий, приехавший поддержать мать, тоже решил остаться в Серменево.
Долгие годы Александра Ивановна работала кассиром и заведующей складом в колхозе имени Калинина. Серменевцы помнят эту доброжелательную, скромную, спокойную и крепкую духом женщину. Она всегда добросовестно относилась к своей работе, была очень веселой, любила пошутить. Сельчане помнят, что Александра Ивановна очень вкусно готовила, особенно хороши были её борщи. Все в селе относились к ней уважительно. Став бабушкой, она помогала детям воспитывать внуков и правнуков.
Умерла Александра Низамова в 2005 году, похоронена возле деревни Дачная (недалеко от Серменево) на русском кладбище. В настоящее время в нашем селе живут сын ветеранов Виктор, внуки и правнуки Низамовых.
Рамзия МАМЕДОВА, руководитель кружка Серменевского СМФК. Фото из личных архивов.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab