АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
28 Марта , 18:10

Он строит корабли

Конечно, звучит несколько претенциозно, но если судить о степени знаний этого человека, то так сказать можно запросто. Хотя Алексей Масленников собирает только модели кораблей.

Он строит корабли
Он строит корабли

Алексей Евгеньевич поразился моей неосведомленности касательно истории флота и, в частности, кораблестроения. А чего тут удивляться?
- Я служил в железнодорожных войсках, - пытаюсь оправдаться я.
- А я в строительных, - парирует он.
- Жалеете, что не связали свою жизнь с морем? – спрашиваю, чтобы перевести разговор на другую тему.
Он на некоторое время задумывается.
- Знаете, я понял одно: труд моряка мало связан с романтикой.

Алексей Масленников много лет увлекается корабельным моделированием. Лучше сказать иначе: всю жизнь. Ещё в детстве он ходил в кружок моделирования.
- Вот настольная книга пионеров моего времени, - произносит он, достав с полки увесистый том под названием «Постройка моделей судов». - У меня два издания книги, но я знаю, что было и третье. Посмотрите тираж: сто девяносто тысяч экземпляров!
Для пионеров бывшей советской страны моделирование кораблей, самолётов, танков было делом вполне обычным. В каждом дворовом клубе действовали кружки юного техника. Впрочем, зачем мне рассказывать о пионерском детстве, если я тоже в прошлой жизни был примерным пионером? Правда, моделированием я не занимался, играл на пианино.
На столе у Алексея Масленникова стоит модель парусника.
- На каком этапе эта работа? - спрашиваю я.
- Рангоут уже готов.
- Рангоут – это что?
Он вновь бросает на меня удивлённый взгляд, правда, быстро прощает моё невежество. Судомоделист объясняет, что рангоут – это мачты и реи. А еще есть такелаж – это веревки, которые держат мачты.
- Такелаж бывает стоячим и бегучим.
Алексей Евгеньевич показывает на крепежи мачт. Он говорит увлеченно:
– Здесь всё по-взрослому! Есть только отдельная имитация.
По-взрослому – это значит, что все его модели парусников и других кораблей имеют точную историческую привязку.
- Это ванты, - показывает он на другую часть такелажа. – Они необходимы для передвижения моряков по верху.
Он называет кучу неизвестных для меня понятий, и передо мной открывается неведомый и далёкий мир морских путешествий, когда парусники бороздили моря и океаны, а смелые моряки с бронзовыми от морского ветра и соленых брызг лицами умело направляли паруса по ветру, пробираясь к загадочным землям. Впрочем, морской труд, как уже говорилось, совсем не романтичен.
- У каждой реи есть свое название, но если я начну вам все это рассказывать, вы просто уплывёте в терминах, - говорит Алексей Евгеньевич, несколько утомившись пояснять назначение каждого из узлов.
- Есть что-то необычное в этом корабле? – он показывает мне модель, предлагая разглядеть палубную часть.
Внимательно всматриваюсь, но для меня там всё необычное. Моделист-конструктор подсказывает, слегка касаясь пальцем какой-то штуковины, которая возвышается на палубе. Я молчу. У меня нет ни малейших предположений.
- Это печь! – несколько торжественно произносит Алексей Евгеньевич.
Действительно, печь. Как я сам не догадался! Вот и труба. И ещё одна. И какие-то ёмкости.
– Моряки на этом судне плавили китовый жир, - рассказывает Алексей Масленников. – То есть перед нами китобойный корабль, назывался он «Эссекс». Есть роман Германа Мелвилла «Моби Дик», где рассказывается о трагической истории этого корабля и его экипажа. Читали?
Я что-то слышал об авторе, но не более чем в рамках Википедии. Алексей Евгеньевич спешит успокоить меня:
- Всё равно что «Капитал» Маркса: все слышали, но мало кто читал.
У этого человека яркая биография. Вот основные её вехи: в молодости Алексей Масленников был слесарем, затем окончил университет, преподавал историю в школе, после чего перешел в таможенную службу и дослужился до звания полковника. Выйдя в отставку, вернулся в школу и восемь лет преподавал технологию.
Мы заходим в соседнюю комнату, где в застекленных витражах стоят модели кораблей. Потрясающе!
- Из какого материала вы создаете свои модели?
Умелец показывает на палубу и отвечает:
- Видите тонкие реечки на палубе? Это сикомор, - мастер аккуратно, чтобы не задеть хрупкие части модели, показывает на другой узел, - а это сделано из африканской породы древесины – сапеле. Киль выполнен из миланского ореха.
Заготовки для будущих моделей Алексей Евгеньевич выписывает через интернет или приобретает в специальных магазинах Магнитогорска или Екатеринбурга. Замечу, что существуют фирмы с мировым именем (в том числе и российские), которые давно и успешно производят комплектующие различной техники для тех, кто увлекается моделированием. Но не следует думать, что речь идет о примитивных конструкторских наборах, которые необходимо собрать по прилагающейся схеме. Труд любого моделиста кропотливейший!
Рассматриваю увесистую коробку с частями будущей модели.
- Многие начинают, не все заканчивают, - произносит Алексей Евгеньевич, говоря о горячих порывах некоторых моделистов.
- Сколько времени уходит на одну модель?
Он показывает на самый большой экземпляр своей коллекции – модель фрегата «Диана».
- Я его строил три года.
На одной из коробок, лежащих рядом, написано: «Императорского Величества паровой катер «Дагмар».
- Это моя работа на будущее, если руки дойдут. Кстати, Дагмар – это фамилия супруги Александра III - Марии Фёдоровны.
- Сколько всего у вас моделей?
- Здесь порядка двадцати пяти, а всего сделал, наверное, около сорока. Некоторые мои модели находятся в других коллекциях.

Алексей Евгеньевич демонстрирует очередную модель:
- Корабль под названием «Авось».
- Тот самый, который вместе с «Юноной»?
- Совершенно верно. Обратите внимание на флаг.
Вроде бы знакомый триколор, но с определенным гербовым вкраплением.
- Корабль принадлежал российско-американской компании.
От обилия информации, которая на меня обрушивается, я буквально захлёбываюсь.
- А это судно как называется? - показываю я на модель небольшого парусника.
- Это типовой двухмачтовый бриг, стилизованный под пиратский корабль. Эта модель не привязана к конкретному историческому событию.
Рядом с бригом – парусник.
- Это тоже пиратское судно?
- Это научно-исследовательский корабль, на котором знаменитый Дарвин писал труд о происхождении видов.
Далее стоят очень впечатляющая модель римской галеры и до боли знакомый корабль.
- Узнаёте? – спрашивает Алексей Евгеньевич.
- Вроде бы «Титаник», - осторожно предполагаю я.
Моделист-конструктор кивает головой и рассказывает, что этот пароход на некоторых иллюстрациях изображается неверно: у «Титаника» было четыре трубы – три дымовые и одна вентиляционная. Но на рисунках дым валит почему-то из последней. Очевидно, авторы иллюстраций были такими же невежами, как и я.
Останавливаюсь ещё на одной модели.
- Это когг, - поясняет хозяин коллекции. - Торговое одномачтовое судно.
- Почему корабль такой пузатый?
Оказывается, любое судно ниже ватерлинии заполняли балластом, чаще всего - камнями. А хитрые торговцы это пространство использовали для перевозки товаров. В чём же хитрость? Да в том, что пошлиной облагали грузы, находящиеся выше ватерлинии. Отсюда и пузатость судна, чтобы можно было побольше впихнуть туда товара.
Беру в руки небольшую модель, где на палубе запечатлена фигурка человека с гордо поднятой рукой.
- Узнаёте? Кто это? – спрашивает меня Алексей Евгеньевич.
Я долго не рассуждаю:
- Ленин!
Не знаю, зачем я это брякнул? Ведь речь идет не о модели крейсера «Аврора». Впрочем, моделист-конструктор, будучи человеком интеллигентным, не спешит меня упрекать:
- Это товарищ Сухов… Я, как бывший таможенник, просто не мог не сделать модель баркаса «Тверь» из фильма «Белое солнце пустыни».
Рассматриваю модели кораблей, на которых Колумб открыл Америку. Каким же мужеством обладали люди, сумевшие на таких относительно небольших парусниках переплыть океан! Открытие новых земель в средневековье по своей исторической значимости можно сопоставить с первым полётом в космос. У моряков не было современных навигационных систем и средств связи, они бороздили океанские просторы, полагаясь во многом на удачу. И на чудо!.. Впрочем, меня опять потянуло на романтику, а поход Колумба в немалой степени имел коммерческие цели. Да и говорят, сама Америка была открыта задолго до известного мореплавателя. По крайне мере, споры на эту тему ведутся по сию пору.

Алексей Евгеньевич рассказывает, что модели бывают пластиковыми и деревянными. Последние – самые ценные, их сложнее делать.
Но самое главное: любая модель должна досконально соответствовать историческому оригиналу. На языке моделистов-конструкторов это называется копийностью.
- У меня к вам просьба: пусть в вашей статье обязательно прозвучит призыв к людям, которые сидят в мастерских или на своих кухоньках, делают различные модели и пока не обнаруживают себя. У нас, моделистов-конструкторов Белорецка, есть своё общество. Кто-то собирает модели самолётов, кто-то танков… Мы собираемся два раза в месяц, по субботам, в два часа дня в центральной библиотеке города. Все мы уже преклонного возраста. Так вот, мы ждем пополнения в своих рядах.
Напоследок моделист сказал:
- Знаете, собирая модели кораблей, я понял одну штуку: в древности люди просто не умели плохо работать. Особенно если вести речь о кораблестроении.

Игорь Калугин.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

 

Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Он строит корабли
Автор:
Читайте нас: