Иду по тропке к дому Мавриных и думаю, что именно в такой благотворной тиши и должны жить люди. Впрочем, тишина в этом селе наступила относительно недавно. Случилось это после развала леспромхоза, где работали местные жители. Там трудился и Николай Александрович Маврин, которому скоро исполнится 90 лет. Но я приехал к нему в гости не затем, чтобы поздравить с юбилеем, ведь заранее поздравлять как-то не принято. В этот день он вместе со своей супругой Валентиной Фёдоровной отмечает 70-летний юбилей совместной жизни. Вы только вдумайтесь: 70 лет они идут бок о бок по жизни!
Не стал дожидаться торжественной части, когда их будут поздравлять местные власти и работники ЗАГСа, когда будут звучать торжественные речи и вручаться подарки. Решил приехать загодя, чтобы иметь возможность пообщаться с этими милыми людьми.
Валентина Фёдоровна нарядилась в праздничный платок, сидит рядышком с мужем, сложив руки на колени. Сидит и молчит. Женщины прошлой эпохи, как правило, молчаливые. Её супруг, Николай Александрович, тоже много не говорит, но отвечает на вопросы бодро, детально вспоминая события своей жизни.
Валентина Фёдоровна несколько старше мужа, хоть и говорят, что у женщин нет годов рождения, отмечу, что ей 94. Она верхнеуральская казачка, он – родом из Абзелиловского района. Супруги Маврины – одни из первых поселенцев Узянбаша, оказались там, когда в середине прошлого века стала развиваться лесозаготовка.
За их плечами - военные годы лихолетья, ударный труд на благо великой страны, победы в соцсоревнованиях, почётные грамоты, рождение детей (их у супругов четверо), радостные мгновения счастья и горечь потери близких, недюжинный опыт терпения, любви и созидания.
Я так ёмко обозначил жизнь, чтобы излишне не вдаваться в подробности. Биографические детали сегодня ни к чему, потому что главное, что сумели сохранить супруги Маврины, - это тихое ощущение простого человеческого счастья. И они его по праву заслужили.
Николай Александрович и Валентина Фёдоровна - представители большой и великой эпохи, которую сами и создавали. Да, звучит несколько пафосно, но по-другому сказать не удаётся.
Общаюсь с Ларисой Николаевной Тарасюк, она младшая из детей Мавриных.
- Мама в молодости работала в Магнитогорске штукатуром-маляром на различных стройках, потом переехала в Узянбаш. Её привлекла красота нашей природы. В ту пору история Узянбаша только начиналась…
Сама Лариса Николаевна преподаёт историю в местной школе. Она рассказывает, как её родители познакомились друг с другом, вернее, как происходило сватовство.
Дело было так: пришёл к девушке Валентине - скромной, трудолюбивой и ладной во всех отношениях - местный кавалер со своими сватами.
Это случилось, кстати, в день Сталинской конституции, который был тогда выходным. Ватага явилась с гармошкой и песнями. Валентине бы радоваться, потому что парень неплохой, весёлый, работящий. О таком любая девушка только мечтать могла. Но Валентина к тому времени уже прикипела сердцем к другому ухажёру – Николаю. Правда, он был помладше, но шибко уж самостоятельный и смекалистый.
Она шепнула подружкам: «Бегите к Коле, скажите, что меня сейчас сосватают!»
Те рванули в соседний проулок, Коля явился быстро, сваты закрыли двери, пришлось слегка побуянить. Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы не мудрый папа Валентины, который не стал перечить дочери, а лишь спросил: «За кого пойдешь, Валя? Вот они оба перед тобой…»
Как в песне, помните: «Справа кудри токаря, слева – кузнеца…»
«За Колю…» - выдохнула Валентина, раскраснелась и спряталась за печку. Сваты ушли ни с чем, гармошка долго и уныло звучала по округе, а в деревне все стали готовиться к свадьбе...
Валентина Фёдоровна поправляет праздничный платок и немного смущается, когда слышит рассказ дочери о неудачном сватовстве. Или, наоборот, об удачном. Но сидит и молчит… Молчит! Она так привыкла с молодости: пусть, мол, муж выступает.
Знаете, по деревням я много встречал таких женщин, у которых слова не вытянешь. Они привыкли больше делать, чем рассыпаться словами. Им было просто некогда разговаривать. К тому же сказывалось патриархальное воспитание, когда в семье главой был исключительно муж.
Валентина Фёдоровна тронула супруга за руку:
- Иди, подыши, Коля.
Николай Александрович встал и пошёл в соседнюю комнату, где у него установлен ингалятор.
- Мама у нас очень мягкая, - продолжила Лариса Николаевна. – Ласковая. Папа построже. Он не баловал нас, но никогда не наказывал: самым строгим наказанием был угол…
Николай Александрович и Валентина Фёдоровна всегда вели здоровый образ жизни. Написал это и ухмыльнулся: а разве мог быть другой образ жизни, если они всегда дышали свежим сосновым воздухом? Если всегда рано просыпались и много-много работали?
Николай Александрович никогда не курил, правда, мог пропустить рюмочку в большой праздник. Думаю, это никак не противоречит здоровому образу настоящей крестьянской жизни.
Взрослые дети купили родителям большой телевизор. Хозяйства у стариков уже нет, стало тяжело держать скотину. Спрашиваю, какие передачи они любят смотреть?
- «Поле чудес», конечно, - отвечает дочь. – Папа ещё и за новостями следит.Николай Александрович рассказал, как работал в лесу на своем тракторе, вывозя оттуда толстые брёвна спиленных сосен, как однажды ездил на курсы повышения квалификации, как его назначили бригадиром, как купил матрас и кое-какую мебель после женитьбы, как была рада Валентина, как, наконец, хорошо всем жилось в Советском Союзе. Он остался советским человеком до корней волос.
- Во время войны я за мужика остался, - рассказывает глава семьи. – Шесть лет мне было, а я сено уже метал, мама на стог становилась. Отец на фронте погиб.
Он некоторое время молчит, супруга опять слегка притрагивается к его руке: мол, тебе нельзя волноваться, Коля.
- Война нас кормила саранками, - произносит Николай Александрович.
Слушаю его и думаю о том, что мне в последнее время не дает покоя: почему, чтобы быть добрым, надо сначала быть голодным? Почему сегодня, во времена всеобщей сытости, мы в большинстве своем такие раздражённые?..
Пришло время прощаться с молодожёнами. Это слово само вырвалось, наверное, неслучайно: на этой неделе Николая Александровича и Валентину Фёдоровну все будут поздравлять с благодатной свадьбой.
Именно так называется 70-летний юбилей совместной жизни. У них 9 внуков, 11 правнуков и один праправнук.
Напоследок спрашиваю благодатных супругов, что является основой человеческого счастья? Отвечает Николай Александрович. Говорит, кстати, не задумываясь:
- Труд!
Игорь Калугин.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab