Как будут проверять
Наличие ОСАГО у водителей начнут проверять по камерам дорожного движения. Такое решение принято на совещании у заместителя руководителя аппарата правительства Алексея Уварова. Сначала проведут эксперимент, как объяснил глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, чтобы проверить работу системы, и чтобы люди успели подготовиться. Затем система заработает в полноценном формате, и нарушителям станут приходить штрафы.
После запуска системы с предупреждениями будет видно, где больше всего в стране автовладельцев без ОСАГО. Скорее всего, в сельской местности эта доля выше, чем в крупных городах. Проведение эксперимента как раз позволит таким водителям подготовиться и купить страховку. Этот этап также поможет бороться с мошенниками, которые оформ-
ляют поддельные ОСАГО, заключил глава РСА.
Гендиректор «Национальной страховой информационной системы» (НСИС) Николай Галушин рассказал, как будет работать механизм определения нарушителей. Весь поток машин фотографируется дорожными камерами. Затем информационная система ГИБДД взаимодействует с системой страхования — сопоставляются номера машин на фотографиях с базой данных по ОСАГО. Если полис найден, то фотография удаляется. При отсутствии договора система отправляет повторный запрос на следующий день, чтобы исключить возможную ошибку из-за более поздней загрузки полиса в систему (например, если его заключили в бумажной форме). Если же страховки по-прежнему нет, то водителю отправляется предупреждение.
- Однако перед полноценным запуском проверки ОСАГО по камерам нужно будет внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы штраф за отсутствие полиса приходил не более одного раза в день (даже если нарушение зафиксировали несколько камер за сутки), - добавил Николай Галушин.
На данный момент еще нет нормативных документов, позволяющих провести эксперимент. Их планируется подготовить к 1 ноября.
Штраф за отсутствие ОСАГО
ОСАГО — это социально значимый вид страхования, который обязателен для всех автовладельцев и страхует их финансовую ответственность перед потерпевшими.
Важно, чтобы все участники дорожного движения выполняли требование закона и имели полис ОСАГО при вождении. Тогда добросовестные автомобилисты, оформившие страховку, не будут сталкиваться с ситуацией, когда у виновника нет полиса и из-за этого нет возможности получить выплату от страховой, а приходится выяснять отношения непосредственно с виновником аварии.
Сейчас на рынке сложилась ситуация, которая подталкивает автолюбителей не оформлять ОСАГО, так как наказание за отсутствие полиса не столь существенно, даже при повторном нарушении.
Сейчас, если инспектор ГИБДД заметит, что у водителя нет страховки, то нарушителю придется заплатить всего 800 рублей. Предполагается, что штраф по камере будет такой же.
Контроль с помощью автоматических камер на дорогах может стать действенным инструментом воздействия на нарушителей, особенно если он будет сочетаться с повышением штрафов.
С другой стороны, если каждый день водитель без полиса будет получать штраф даже в 800 рублей, то за 20 дней езды в месяц ему придется заплатить уже 16 тысяч рублей. А это дороже, чем купить страховку. Сейчас средняя стоимость ОСАГО по стране составляет 7,2−7,4 тысячи рублей.
Запуск проверки полиса по камерам обсуждается еще с 2018 года. При этом очередная попытка ускорить введение этого механизма связана в том числе с тем, что с 1 марта 2025 года полис ОСАГО будет исключен из списка документов, необходимых для регистрации авто.
Эксперимент с предупреждениями поможет дисциплинировать в первую очередь молодых водителей, которые за это время приобретут полис. В целом же проверка ОСАГО по камерам и штрафы за отсутствие страховки помогут добросовестным водителям чувствовать свою защищенность в случае ДТП.
Такая мера хорошо будет работать в городах и на крупных трассах, где есть камеры видеонаблюдения.
По материалам РИА «Новости».
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab