Виталий Копсов и Ильдар Мустафин с раннего детства были не разлей вода: куда один, туда и второй. Прибегут из школы, учебники откроют, чтоб матери видели: учу, мол, – и скорей на улицу. Впрочем, мальчишки не только играли да озоровали: помощь родителям по хозяйству тоже была обязательной. Ильдар играючи справлялся с копсовским бараном Буяном, который славился вредным характером, Виталий мог запросто оседлать мустафинского коня Казбека. Про чистку конюшен разговор и не шёл – такая работа вроде как между делом выполнялась.
Даже младших мальчишки нянчили вместе: на Виталия часто оставляли сестрёнку Оленьку, на Ильдара – близнецов Ильгиза и Ильяса. Вместе с ними ребята уходили в лес, где по очереди качали малышню на качелях, а потом усаживали всех в траву и пасовали друг другу мяч – надо же и самим развлечься.
– Виталь, а зачем ты при встрече с Ильдаром говоришь «хаумы»? – спрашивала брата маленькая Оленька.
– Это значит «здравствуй» по-башкирски.
– А почему ты ему две руки протягиваешь, а не одну?
– По башкирскому обычаю если человек ценит другого, здороваясь, он протягивает обе руки, чтобы друг видел: во второй руке ты не прячешь камня, которым можешь его ударить, – терпеливо объяснял Виталий.
– Но ты вполне можешь говорить «здравствуй» и протягивать только одну руку, – смеясь, говорил Ильдар.
Однако с тех пор, встречаясь с семьёй Мустафиных на улице, Оленька степенно говорила «хаумы» и протягивала обе ручонки. Особенно умиляло это отца и мать Ильдара – Рината и Анису.
И те, и другие родители одинаково любили как своих, так и соседских детей. Бывало, баловали. Случалось, наказывали. Всё как в обычных семьях.
Время шло, дети росли. Виталий и Ильдар собирались идти в армию. Перед отправкой решили сходить на охоту, но так получилось, что в последний момент Виталий остался дома: внезапно заболела мама, отец был на работе, и парню нужно было присмотреть за хозяйством. Ильдар уехал с другими ребятами, они должны были вернуться через пару дней.
Когда Виталий подошёл к дому Мустафиных, то поразился тишине: обычно и в доме, и на подворье было шумно. В сенях его встретила заплаканная сестра Ильдара Гульназ.
– Несчастный случай, – прошептала она, еле сдерживая рыдания. – Кто-то из ребят выстрелил в кусты, а Ильдар как раз с той стороны шёл. Врач сказал - плохо очень…
Виталий опрометью выбежал из дома и бросился по дороге в сторону больницы. Вдруг послышался знакомый звук – навстречу ехал отец на мотоцикле: узнав на работе о трагедии, Василий Копсов поспешил за сыном.
Через несколько минут они были в больнице. Ринат, постаревший, казалось, лет на двадцать, мерил шагами узкий коридор, Аниса скорчилась на стуле и тихо выла от отчаяния.
Отец и сын шагнули в ординаторскую.
– Мы можем чем-то помочь? – спросили они в один голос.
– Увы, он потерял много крови, – ответил врач. – Я позвонил в город, но пока кровь сюда доставят…
– Какая группа?
– Вторая, положительная.
– Напрямую перелить можно? У меня такая же, – сказал Василий.
– И у меня проверьте, вдруг, как у папы, – тихо попросил Виталий.
Проведённый анализ выявил, что группа крови отца и сына Копсовых совпадает с группой Ильдара. Врач принял решение о прямом переливании.
Виталий сидел и смотрел на стеклянную трубочку, по которой кровь от него бежала к раненому другу, и тихо приговаривал: «Держись, братишка! Умирать он придумал… Мы ещё с тобой внуков нянчить будем!» Потом место сына занял Василий.
Когда из города пришла машина с пакетами крови и другими необходимыми медикаментами, Ильдар был уже вне опасности. Спустя время он окреп, к парню стали пускать посетителей.
– Спасибо, – прошептал он, протягивая Виталию обе руки. – Теперь мы с тобой кровные братья.
– Не за что! – покачал головой тот. – Верю, ты бы для меня сделал то же самое, братишка!
Ринат Мустафин рассказал всему селу о том, как соседи спас-
ли жизнь его сыну. Он не переставал хвастать, что «теперь Ильдар будет умным как Василий», что внуки у него непременно родятся светловолосыми и голубоглазыми, и что теперь в родне у Мустафиных – большое пополнение.
Слушая эти речи, люди по-доброму улыбались и от всей души желали счастья обеим семьям.
Давно уже нет на свете Василия Копсова и Рината Мустафина. Ильдар живёт в родном селе, у него большая крепкая семья, в которой много детей и внуков.
Виталий нашёл своё счастье в одном из городов России, но часто приезжает на малую родину, всякий раз останавливаясь в гостеприимном доме Мустафиных.
Часто в поездках дедушку сопровождает восьмилетняя внучка Вика, которая ждёт не дождётся, когда олатай Ильдар покатает её на лошади, а олэсей Рамзия поставит на стол любимые девочкой блюда – кызыл, эремсек и баурсак.
Копсовы и Мустафины считают друг друга по-настоящему родными людьми. И дело здесь совсем не в том, что когда-то их кровь смешалась. Ведь абсолютно не важно, какой ты национальности и вероисповедания, главное – уважать и ценить рядом живущих людей. А если что и делить с ними – так только горе или радость.
Татьяна Кожевникова.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab