+23 °С
Ясно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
23 Февраля 2023, 10:25

Чтобы страну уважали

О Чечне Игорь Тимербаев говорит неохотно. Он был участником второго этапа тех событий, которые проводились в республике и, кажется, удивлён интересом газеты к его персоне

Чтобы страну уважали
Чтобы страну уважали

- Я ведь никаких подвигов не совершал, - говорит Тимербаев.
Зато наш земляк вполне охотно рассказывает о боевом братстве, когда солдаты, даже жертвуя собой, помогали друг другу. Чеченская война стала переломным этапом в мировоззрении многих, кто принимал в ней участие.
- Нам было легче, - говорит Игорь, сравнивая свою службу в Чечне с тем, что сейчас происходит на Украине. – Тогда мы были срочниками, 18-летними пацанами. Никакого жизненного опыта, ветер в голове... А сейчас там, на Украине, служат ребята, у которых на гражданке остались семьи, дети. Я думаю, в моральном плане для них это очень нелегко.
Трудно с этим не согласиться. Представьте: приходит человек домой после работы, а в почтовом ящике - повестка. Это - момент истины!.. Или жизненный рубеж, за которым наступает иная реальность. И надо твердо и достойно переступить эту границу. Кстати, Игорь Тимербаев в прошлом году в своем почтовом ящике тоже обнаружил повестку.
- Нисколько не испугался! - говорит он.

На Украину его не отправили, потому что у Игоря шестеро детей. Спрашиваю его: а если бы отправили? Ведь военкоматы в ту пору работали в экстренном режиме, в ходе мобилизации случались ошибки. Об этом много писали в прессе.
- Пошёл бы служить! – отвечает спокойно. – В принципе, я готов… Не понимаю тех, кто убежал от мобилизации.
И я тоже их не понимаю. Вернее, мне их жалко. Говорю об этом искренне. Да, жалко. Кому они нужны в этих кахахстанах и монголиях, где решили спрятаться? Наверное, сидят там и злобно ждут поражения нашей армии, чтобы оправдать свое бегство. Они видят своих детей только в социальной сети и не могут их обнять или лично поздравить с днём рождения. Они сами сделали себя отщепенцами. Думаю, что Россия их, конечно, простит, когда они вернутся. Но эти люди долго еще будут носить ярлык дезертира.

Игорь Тимербаев родом из Серменево. Учился в музыкальном училище по классу народных инструментов, работал в местном клубе.
- Почему вас назвали Игорем? – спрашиваю я своего тёзку.
- У меня бабушка по отцовской линии была русской. Она поваром в детдоме работала.

Служить Игорь начинал в Кабардино-Балкарской Респуб-лике в конце 90-х. Он, как и все его сослуживцы, прекрасно понимал, что впереди их ждет Чечня. Относились к этому спокойно.
- Мы особо не геройствовали, но и страха не было, - рассказывает Игорь. – Нашим командирам спасибо: они всё сделали, чтобы у нас было меньше потерь.

Вторая чеченская кампания стала решающей в плане наведения порядка в республике. К тому времени среди самих чеченцев уже были сформированы отряды, которые не считали Российскую армию вражеской силой. Но только формально, потому что в реальности у них ещё остались чувства неприязни и обид.

Игорь Тимербаев вспоминает случай, когда их подразделение, зайдя на разгромленный кирпичный завод, встретилось лоб в лоб с одним из таких формирований. Никто не знал, что делать и как вести себя? Бывшие боевики направили дула автоматов в сторону российских бойцов. Наши тоже вскинули оружие.
- Командиры – молодцы! Сумели разрулить, - рассказывает Игорь. – Хотя буквально секунды оставались до столкновения.

После службы в Чечне Игорь вернулся в родное Серменево, женился и построил дом. С Фанзилёй, которая стала его супругой, он познакомился на танцах.
- Сам я немного шебутной, а она, наоборот, спокойная и сдержанная, - делится Игорь. – За это и полюбил…
Как уже говорилось, в этой семье растут шестеро детей. Пока мы разговариваем, Фанзиля находится в соседней комнате, одевает одного из малышей.
- Это наш Эмир, - знакомит с детьми мама. - Рядом – Эзабель и Рэмир. Им по четыре года. Они – тройняшки!
- Кто старший? – спрашиваю Фанзалию.
- Эмир. Он родился на несколько минут раньше остальных.
Еще в этой семье есть Юльян и Вилиан: первому 12 лет, второй младше на год.
- А самый маленький под стол забрался, - смеется Фанзиля, показывая в угол комнаты. – Он боится гостей.
Ринальдо, выглянув из-под стола, тут же прячется обратно.
- Счастливая вы, - протягиваю я, глядя на семейную картинку.
Фанзиля смотрит на меня удивленно, дескать, а как же иначе, если рядом с ней такие сокровища?
- Какими вы их хотите воспитать?
- Честными.
А мужа жена характеризует так:
- Он настырный… - говорит и смеётся.
Вспоминает, как он впервые пригласил её на танец в местном клубе. Посмотрел в глаза, и она поняла, что всю жизнь ждала именно этого парня. Сильного, решительного, с которым всегда весело и в то же время спокойно.

Дети по телевизору смотрят мультики. Один из мультяшных героев вдруг начинает громко рыдать. Тут же в комнате появляется Игорь:
- Кто плачет? – спрашивает он настороженно.
- Телевизор! – хором отвечают все.

Сейчас семья Тимербаевых живет в Белорецке. Несколько лет назад в Серменево сгорел их новый дом. Конечно, они скучают по деревенской жизни.
- Мы и двух лет пожить в нём не успели, - говорит Игорь. – Но я всё равно новый построю!..
- Опять в Серменево?
- В городе землю куплю…

Игорь, как он сам говорит, работает на себя, занимаясь лесозаготовками. Спрашиваю, о чем он мечтает?
- Детей надо на ноги поставить, чтобы настоящими людьми выросли.
- А если в глобальном смысле? – уточняю я. – Скоро 23 февраля…
- Хочу, чтобы мою страну уважали.
Вот так прямо и сказал! И я пожал ему руку.

Игорь Калугин.
Фото Ильи ПАНЧЕНКО.

Чтобы страну уважали
Чтобы страну уважали
Автор:
Читайте нас: