Во дворе дома Маргариты живёт верный пёс. Его так и кличут – Верный. И свою верность он проявляет абсолютно ко всем: никогда не лает на гостей, добродушно машет хвостом, встаёт на задние лапы с желанием обняться.
Когда Верный был маленьким, злые люди выбросили его в лес. Маргарита нашла щенка и принесла в свой дом. С тех пор он такой добрый.
Зато овечки, завидев меня и, наверное, испугавшись, начинают многоголосно блеять.
- У нас овцы вместо собаки! - смеясь, говорит Маргарита. – Как только кто-нибудь постучится в дом, они гвалт поднимают.
Среди овечек самая приметная – это Дуся. Большая такая и пушистая овца, похожа на Аллу Пугачёву в молодости.
Выглядит Дуся совершенно счастливой. Оно и понятно: недавно стала мамой. Все остальные овечки теперь вежливо уступают ей место перед кормушкой.
Маргарита Миняева живет на Отнурке, между Малиновкой и Ялангасом. Эти хребты почти нависают над её огородом, и даже начинает казаться, что если раскинуть руки, то непременно упрешься ладошками в сосновые горные стены.
Кругом тишина, которая благостно нарушается боталами, висящими на шеях коров. «Блым-блым!» - слышится из-за большого загона. Звуки уносятся в сторону Ялангаса и тускло возвращаются к Малиновке.
Маргарита Миняева – главный человек в этой деревне. Она – староста. Вместе с другим активистом - Виктором Пелесовым - сумела добиться, чтобы в деревню, наконец-то, пришёл свет. Случилось это только в 2018 году…
Когда я столичным людям (из Москвы или Уфы) рассказываю, что у нас есть деревня, которую сумели электрифицировать лишь пять лет назад, они не верят! Между тем Отнурок - не какая-нибудь заповедная глухомань, куда невозможно добраться. Это совсем рядом, что-то около двадцати километров от города. Можно сказать, подбрюшье Белорецка!
Кстати, некоторые жители Отнурка совсем не в восторге от того, что ленинский план электрификации всей страны все-таки был осуществлен в их деревне. Потому что сразу стало неспокойно: на Отнурке теперь куча туристов, которые привносят в деревенский быт совсем иные звуки. И это порой выглядит, как нефтяное пятно на чистой воде.
Маргарита Миняева и её муж Александр – фермеры. С супругом я познакомиться не сумел, его не было дома. Отсутствовал, занимаясь своими крестьянскими делами. Зато Маргарита с удовольствием провела экскурсию по своему хозяйству. Но сначала о самой героине.
Маргарита родом из Белорецка, но Отнурок считает своей главной пристанью: здесь родились мама и папа, домик их стоит неподалеку.
Вообще, наш белорецкий край отличается своей способностью смешивать народы: мама у Маргариты – башкирка, отец русский. Дедушки и бабушки тоже были представителями разных национальностей. Пока не было света, люди на Отнурке тихо и спокойно крепили интернациональные связи. И сильно в этом преуспели.
По профессии Маргарита кондитер. Она жила обычной городской жизнью, но восемь лет назад вместе с мужем они сделали крутой жизненный поворот: купили домик на Отнурке и решили стать фермерами.
Из дома вышла Ирина с коляской. Это дочь Маргариты, а в коляске маленький Артём - внук. Ему всего месяц, и молодая мама гуляет с малышом по Отнурку. Когда они проходят мимо овечки Дуси, та поднимает голову и радостно приветствует их: «Ме!» Как это переводится, я не знаю, но уверен, что нет в природе более святого и солидарного понятия, чем мама…
Сегодня у Миняевых 35 голов крупнорогатого скота и четыре лошади, которых решили разводить для пастьбы коров. А ещё лошадей очень любит Фёдор Давлетбаевич, отец Маргариты.
Овечек я забыл посчитать.
Знакомлюсь с Фанузой Буранбаевной, мамой Маргариты. Она всю жизнь посвятила работе в сельском хозяйстве, окончила аграрный институт. Дочкой явно гордится, даёт ей советы, верит, что всё у неё получится. А ещё она гордится своим братом Римом Буранбаевичем Адильмурзиным. Он с красным дипломом окончил Магнитогорский горно-металлургический институт и возглавлял один из крупнейших заводов в городе Горьком (ныне Нижний Новгород).
- Его наша мама в город на учебу в пятнадцатую школу возила, - рассказывает Фануза Буранбаевна. – Возила на лошади, запряженной в сани, через Попрыгушкино... Это гора такая. Да ещё дрова в сани загодя накладывала, чтобы заодно продать в городе.
- Какие вы здесь праздники отмечаете? – спрашиваю я, имея в виду интернациональность местного народа. – Пасху? Уразу-байрам?
- Все! – отвечает женщина.
Маргарита Миняева с супругом мечтают открыть на Отнурке свой магазин. С недавних времен Маргарита вновь стала заниматься выпечкой, это дань своей профессии. Теперь вместе с молоком она предлагает городским покупателям печенье разных сортов: «Любимое», «Домашнее», «Курабье»… Не сочтите за рекламу, просто всё это пользуется неизменной популярностью у белоречан. Покупатели говорят: «Рита, твоё печенье вкусное, как в Советском Союзе!»
Миняевы в прошлом году посеяли ячмень, так что проблем с кормовой базой вроде бы не должно быть. Хотя земли им хотелось бы больше.
- У нас местность болотистая, - объясняет Маргарита.
Неподалеку от хозяйства есть поляна, на которой можно сеять кормовую траву и потом косить. Главное – это совсем рядом. Правда, поляну вроде бы собираются отдать под какой-то туристический объект. Туризм – это, конечно, здорово, но одним туризмом сыт не будешь. Да и тема эта очень острая и спорная. Так что позвольте немного порассуждать…
Многие почему-то полагают, что развитие туристической инфраструктуры в нашем районе непременно повлечёт общий подъем уровня жизни людей. Но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Нельзя надеяться на то, что какой-нибудь приезжий дядя построит нам туристические объекты, гостиницы, рестораны, дороги, создаст рабочие места, и мы в одночасье станем жить, как в Швейцарии… Ведь там, в этой маленькой стране с высокими горами и альпийскими лугами, туристический бизнес слагался веками! Там существует и развитая промышленность, и мощные сельхозкорпорации. И всё это является базовым элементом для развития туризма.
А у нас?.. У нас свет в Отнурок пришел пять лет назад. У нас – разрушенное сельское хозяйство, которое только пытается встать на ноги благодаря таким людям, как Маргарита. Да и рабочих мест, чтобы обслуживать богатых заезжих туристов, всё равно на всех не хватит. Я в этом почему-то уверен…
Хозяйка перечисляет имена своих «подопечных». Начинает с коров: - Малютка, Дочка, Бильдаш, Агбаш…
Последний, услышав свое имя, тут же поворачивает голову в нашу сторону.
Несколько лет назад Миняевы получили государственный грант на развитие своего хозяйства. Купили коров, два трактора, пресс-подборщик. В прошлом году приобрели комбайн и построили сарай для зерна.
Летом фермеры разводят кур, гусей, уток: благо, что есть небольшой инкубатор.
- О чём вы мечтаете? – спрашиваю Маргариту.
Я часто задаю этот вопрос фермерам и в ответ почти всегда слышу неизменное: какие, мол, мечты, если концы с концами едва сводим?
Но Маргарита ответила неожиданно оптимистично:
- Мечтаю разводить страусов и пони! Почему бы не создать что-то вроде контактного зоопарка, чтобы люди приезжали сюда и общались с животными? Чтобы могли покататься на лошадях или на пони по нашим просторам. У нас, кстати, лошадки спокойные, особенно Калинка.
Каждое утро для Маргариты начинается одинаково: она встает очень рано, чтобы доить своих бурёнок. Они ждут хозяйку и знают только её руки, поэтому доильный аппарат Маргарита не использует.
- Воду нагреваю на печке, - рассказывает Маргарита.
Она нисколько не жалуется на свою действительность. Наоборот! Рассказывает, что запросто обходилась без света на первых порах. А сейчас прекрасно живет без газа.
Слушаю её и тихо думаю (очень тихо!): газ на Отнурок придет лет через сто, не раньше… Потому что сначала должен будет появиться новый Ленин, с новой программой практически бесплатной и доступной газификации, которая когда-то действовала в Советском Союзе. Впрочем, даже советская власть почему-то не часто вспоминала об Отнурке, где, повторюсь, даже лампочка Ильича загорелась лишь пять лет назад.
К окраине загона подходит лошадь Малинка. Она тянет ко мне голову, явно прося погладить. С удовольствием выполняю её просьбу, глажу лошадь по лицу (язык не поворачивается произнести слово «морда»). Рядом появляется Калинка - мама Малинки. Она явно ревнует и тоже просит внимания к себе.
Лошади в этом загоне ходят вместе с коровами.
- Как они уживаются друг с другом? - спрашиваю Маргариту.
- Они дружные, - отвечает она. - Интернациональные! Как и все мы здесь!
Среди лошадей Калинка главная, коровами командует Пеструшка, самая пожилая, спокойная и мудрая бурёнка.
- Муж мой говорит, что она по характеру на меня похожа! – смеется Маргарита.
- Не пожалели, что стали фермерами? – задаю провокационный вопрос.
- Нисколько, – отвечает она искренне.
- Представьте себе, что я начинающий фермер. С чего начинать?
- Если вы думаете только о деньгах, то лучше этим вообще не заниматься, - отвечает хозяйка. – Прибыли на первых порах не будет. Но надо любить то, чем занимаешься. И привыкнуть к тому, что придется много работать.
Пёс по кличке Верный опять лезет обниматься. И овечки, завидя меня, снова начинают галдеть. Рядом с Дусей топчутся два маленьких ягнёнка, они не отходят от мамы ни на шаг. Добродушная кобылка Катя машет на прощание головой: дескать, счастливой дороги, люди!
Говорят, животные впитывают в себя энергетику хозяев. Это правда.
Напоследок Маргарита произносит:
- Главное, чтобы здоровье было, остальное мы сами наработаем.
…В следующий раз приеду, чтобы познакомиться со страусами. Не сомневаюсь, что они обязательно здесь появятся.
Игорь Калугин.