Согласно закону об инклюзивном образовании общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, учебников, пособий и дидактических материалов, технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания и другие. Без них невозможно или затруднено освоение школьных программ обучающимися с ОВЗ. Именно входные группы некоторых школ Белорецка по рекомендации главы администрации Андрея Иванюты и проверили эксперты по доступной среде СДС ВОИ «Мир, доступный для всех». С советником главы Ириной Реус и членом общественной палаты Белорецкого района Алексеем Гридневским прошли по школам и представители СМИ.
Комиссия выборочно посещала образовательные учреждения, проверяя готовность принять детей и родителей с ограниченными возможностями здоровья (не стоит забывать о том, что у здоровых учеников могут быть близкие с ОВЗ, которым нужно посещать собрания, интересоваться успехами своего ребёнка и условиями обучения). Все учреждения должны быть доступны для маломобильных групп населения - такую задачу поставили они перед руководителями учреждений.
Посетили эксперты восемь школ. В каждой были выявлены недоработки, часть которых можно устранить сразу и самостоятельно, часть – внести в план будущего ремонта. Проверяли наличие пандусов, их высоту, угол наклона, поручни, геометрию ступеней, маркировку входных групп, а главное – их соответствие нормативным документам. К примеру, все пандусы в школах должны иметь бортики безопасности, которых, к сожалению, не оказалось.
Наиболее подготовленной к приёму детей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья является школа № 3. А больше всего экспертов разочаровала реконструируемая школа № 13, где разработчики проекта не учли никакие нормативы.
В школе № 20 пандус был установлен недавно (на снимке), к нему претензий не было. Экспертов встретил директор, внимательно выслушал замечания, принял к сведению и пообещал всё исправить.
Пандусы должны быть с прорезиненным, керамогранитным или асфальтовым покрытием. Поручни - круглые, двухуровневые, высотой 90 и 70 см, отступающие от ступеней или пандусов на 30-35 см.
Обратили внимание на скользкие ступени у входа в школы, их к началу учебного года красят половой краской, что даёт дополнительное скольжение. Лестница становится травмоопасной, особенно если нет поручней. Недопустимы на входных группах ковровые покрытия, которые на гладкой поверхности создают дополнительное скольжение. Для удобства и безопасности передвижения на входе нужно укладывать резиновое противогрязевое покрытие, которое к тому же избавит детей от мытья обуви в огромных железных корытах с водой.
Отдельного внимания заслуживают рамки-металлоискатели, установленные на входе в образовательные учреждения. Здесь обязательно должна быть предупреждающая табличка для людей с кардиостимулятором. Для них рамку нужно отключать, чтобы не случилось беды.
Не у всех школ обустроены парковки и места для инвалидов.
Ни в одной школе нет тактильных дорожек для слабовидящих. Практически везде отсутствует навигация.
Специалисты напоминают, что начинать нужно с паспортизации учреждения. В «Паспорте доступности» указывается, что уже имеется в помещении (степень освещённости, наличие или отсутствие пандусов и поручней, оборудование санитарных комнат, расположение выключателей и розеток и многое другое), что планируется сделать и в какие сроки. В отдельной графе эксперты оставляют свои рекомендации в соответствии с действующими правилами и нормативами. Паспортизация всех социальных учреждений прописана и в муниципальной программе «Доступная среда», принятой координационным советом Белорецкого района.
Побывали эксперты и на стройке школы № 8, где уже предусмотрены специальные входы, лифты и подъёмники для инвалидов. Но и здесь к проекту были замечания, которые нужно дополнительно обсудить со специалистами.
Побывав в очередном рейде по доступной среде, поневоле задалась вопросом: нельзя ли сделать хотя бы одно учреждение в полном соответствии со всеми нормативами и требованиями, чтобы оно стало эталоном для всех остальных?
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» t.me/belrab