Все новости
Общество
22 Июня , 19:15

В селе Иргизлы Бурзянского района появился первый православный храм

Если вы когда-нибудь заедете в самую глубинку Бурзянского района, туда, где асфальта никогда не было (и пока не предполагается), то, скорее всего, обязательно увидите вдалеке золочёный купол небольшой церкви, самого первого и, пожалуй, единственного храма в этой башкирской глубинке.В деревню Иргизлы мы поехали на трёх машинах.

В селе Иргизлы Бурзянского района появился первый православный храм
В селе Иргизлы Бурзянского района появился первый православный храм

Мы — это священник Василий Шакин, белорецкие казаки и ваш покорный слуга.
Казаки откровенно не сводят глаз с башкирок, которые свободно гуляют по полянкам вдоль дороги. Полянки покрыты густой травой, и красавицы-башкирки наслаждаются ароматом сочных трав. Казаки любят башкирок! А я к ним абсолютно равнодушен! Но, чтобы скоротать время, спрашиваю казаков: как, мол, они умудряются отличать башкирок от других красавиц? Для меня, например, все эти создания на одно лицо...
Олег Проскура поворачивается ко мне с переднего сиденья и начинает активно и даже страстно рассказывать обо всех особенностях башкирской породы лошадей:
- Да наших красавиц-башкирок никогда ни с кем не спутаешь! - уверяет он.

Вы не знакомы с Олегом Проскура? Я вам расскажу о нем вкратце. На мой взгляд, он самый главный и знатный белорецкий лошадник. Лошадей он любит всей своей широкой казачьей душой и может говорить о них часами, причем безо всяких условностей и кавычек: о гордых и выносливых башкирках, о рысаках-аристократах, владимирцах, русских тяжеловозах и прочих.
- Посмотри, какой краса-а-авец! - Олег показывает в окно на жеребца саврасой масти, который, прихрамывая, идет вдоль обочины.
Тот недовольно шевелит ушами и делает вид, что совершенно не замечает нас.
- Наверное, подрался с каким-нибудь другим жеребцом, - говорит Олег, поясняя, почему саврасый хромает.
И потом шумно выдыхает, наслаждаясь окружающим пейзажем:
- Э-э-х!
Кругом плотный и смешанный лес, где мирно соседствуют канадский клён и башкирская липа.
Олегу надо было родиться лет пятьсот назад, и он бы вместе с легендарным Ермаком Тимофеевичем, восседая на башкирской лошадке, пробивал бы путь в далекую и неизвестную Сибирь. Но сегодня он — тренер конно-спортивной школы Белорецка. Впрочем, самым главным своим званием Олег считает звание русского казака.

Вот и деревня Иргизлы. Обычное уральское поселение, где утлые домики с покосившимися палисадниками стоят в тени шикарных и бесполезных с крестьянской точки зрения дач.
Впрочем, здесь много крепких хозяйских строений и ухоженных огородов, где в одном углу стоят кусты картошки размером в добрый локоть, а с другой стороны — десятки ульев. Мёд в Бурзянском районе - основной промысел.
В центре деревни — небольшой православный храм. Его купол весело отражает солнечные лучи, которые разлетаются по окрестностям маленькими искорками радости.
У храма собрался народ. Это не только жители деревни, но и те, кто приехал сегодня сюда из других сёл. Храм единственный в Бурзянском районе, и он носит имя Николая Чудотворца.
Люди смотрят на батюшку с интересом, лишь немногие подходят за благословением. Служба в местном храме проходит нечасто, в основном по большим праздникам. Своего священника в Иргизлах нет.

Все заходят в храм, начинается молебен. Отец Василий сочетает его с миссионерской деятельностью:
- Я буду произносить слова молитвы, а вы повторяйте, - обращается он к собравшимся.
И начинает нараспев:
- Пресвятая Троица, слава Тебе!
Я быстро снимаю на видеокамеру эпизод и выхожу из храма: нет ничего хуже, чем следить беспардонным объективом за людьми, которые пришли поговорить с Богом. Может быть, впервые пришли...

Мы прибыли сюда в праздник Троицы.
Знакомлюсь с Ольгой Леонидовной Поповой. Она приехала из соседней башкирской деревни, где работает директором сельского Дома культуры. Башкирский язык для нее такой же родной, как и русский.
- Русских в нашей местности осталось немного, - рассказывает она. - В основном это уже пожилые люди, а молодежь уезжает отсюда в города.
Потом, немного оживившись, продолжает:
- Зато у нас в деревне есть русский фольклорный ансамбль!
- Где же вы столько русских нашли, что хватило аж на ансамбль? - спрашиваю Ольгу Леонидовну.
- А у нас в коллективе в основном башкиры. Поют русские песни!.. Кстати, наш ансамбль имеет звание народного.
Слушаю её и думаю: в нашей Башкирии никогда не случится Украины. Может, я коряво выразился, но, надеюсь, вы поняли, что я имел в виду.
В наших краях русские и башкиры так накрепко срослись корнями, что разъединить два братских народа ни у кого не получится! Как бы кто ни старался... Пусть мы молимся по-разному, но историю имеем одну.
Кстати, местные башкиры весьма благодушно относятся к тому, что в их глубинке засиял православный купол. Просто они умеют хранить свою веру и не ревновать к чужой. Некоторые сегодня пришли посмотреть на службу.
​Подхожу к ещё одной прихожанке или, скорее, паломнице. Зовут её Надежда Ивановна, она приехала из райцентра, где родилась и выросла.
- Здесь сейчас всё только начинается, - рассказывает она. - Сами понимаете, нас в советские годы воспитывали без Бога, хотя бабушка всегда учила двум главным молитвам: «Отче наш» и «Живый в помощи». Но покрестилась я уже в зрелом возрасте... Дружно ли мы живем? Знаете, у нас множество смешанных браков. И этим все сказано.
- Можно узнать вашу фамилию?
- Янбекова.

Беседую с директором заповедника «Шульган-Таш» Михаилом Косаревым. Он местный житель и тоже пришел на праздник.
- Русские и башкиры здесь мирно живут уже двести семьдесят лет, - говорит мне Михаил Николаевич.
От него я узнал об истории деревеньки. В царские годы в этой местности находился Вознесенский медеплавильный завод, принадлежавший барону фон Сиверсу. Дела у барона шли, судя по всему, не слишком гладко, поэтому он вынужден был продать свой заводик в казенное владение.

Небольшой Никольский храм в деревне Иргизлы построил Михаил Леонидович Ложкин. Сразу скажу: он или святой, или просто ненормальный. Впрочем, два этих понятия, как правило, неразрывны.
Живет Михаил Леонидович в Уфе, а здесь любит отдыхать и рыбачить. Сейчас он на пенсии, до этого работал в системе речного транспорта, затем в сфере строительства и коммунального хозяйства.
Он рассказывает такую историю о строительстве этого храма.
Однажды в детстве маленький Миша заблудился в лесу и уже ждал смерти. Тогда он, как мог, взмолился Богу, и его детская молитва была услышана: мальчик каким-то чудом сумел выйти к небольшой деревеньке. Словно кто-то вёл его за руку... Как называлась деревенька и сохранилась ли до наших дней — он не знает. Но о чуде своего спасения не забыл, пообещав Богу, что, когда вырастет, обязательно построит храм.
Деревню Иргизлы Михаил Леонидович выбрал для этого святого дела неслучайно: он любит бывать в этих красивейших местах, к тому же здесь почти треть населения — русские.
Храм он строил долго. Для этого пришлось продать дом в Белорецке, где раньше он тоже любил отдыхать.
Нашлись люди, которые чинили ему козни, чтобы прикрыть стройку. Но!
- Я всегда просил Николая, чтобы помог решать проблемы, и он ни разу не отказывал, - уверяет Михаил Леонидович. - Ни разу!
Я чуть было не спросил: кто, мол, такой этот Николай? Какую должность занимает? Он вице-премьер башкирского правительства? Министр? Советник главы республики?..
Хорошо, что не спросил! Потому что вовремя увидел на стене храма образ Николая Чудотворца.

Служба заканчивается. На трапезе Михаил Леонидович угощает всех настоящим башкирским мёдом. Подчеркиваю: настоящим!
Башкирский мед нельзя есть, как казенное повидло, черпая ложкой и тут же проглатывая. Его надо брать понемногу и слега размазывать языком по нёбу, чтобы ощутить сладчайший аромат липы.

По пути домой все испытывают состояние удивительной тихости и благости в душе. И с этой светлой радостью не хочется расставаться.
Как будто мы тоже, как и строитель храма Михаил Ложкин, долго блуждали в мрачном лесу, а неведомая рука вывела нас к живому огоньку.
Главное - не потушить его.

Игорь Калугин.
Фото автора.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» t.me/belrab

В селе Иргизлы Бурзянского района появился первый православный храм
В селе Иргизлы Бурзянского района появился первый православный храм
В селе Иргизлы Бурзянского района появился первый православный храм
Автор:
Читайте нас в