+24 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
26 Января 2022, 08:35

Если бы люди были птицами

О Лилии Алексеевне Алаторцевой я узнал, когда в городском краеведческом музее была развернута первая и пока единственная выставка её работ. Скажу без преувеличения, меня поразили ее фотографии. Она умеет фиксировать мимолетную для человеческого глаза жизнь лесных жителей, в первую очередь птиц.

Если бы люди были птицами
Если бы люди были птицами

Её домик на самой окраине Сосновки. В палисаднике - кормушки для птиц, и синицы порхают весело с ветки на ветку большого развесистого кустарника. Птички очень интеллигентны и не лезут без очереди за вожделенной семечкой. Другое дело - воробьи. Этим разбойникам все нипочём: они нахально пытаются завладеть кормушкой и объявить свой суверенитет. Лилия Алексеевна слегка сердится на них, но как-то не всерьёз: она любит всех птиц на свете.

Лилия Алексеевна Алаторцева наотрез отказывается фотографироваться, хотя сама фотограф-любитель. Впрочем, понятие «любитель» - это, наверное, не про неё.

Мы смотрим фотоальбомы, лежащие на столе. На полу развалился кот Масяня. Ему нет до нас никакого дела. Рыжик, другой кот, запрыгнув на табурет, внимательно и как-то ревниво смотрит в нашу сторону: ему явно не нравится, что к его хозяйке пожаловали гости.

О Лилии Алексеевне Алаторцевой я узнал, когда в городском краеведческом музее была развернута первая и пока единственная выставка её работ. Скажу без преувеличения, меня поразили ее фотографии. Она умеет фиксировать мимолетную для человеческого глаза жизнь лесных жителей, в первую очередь птиц. На снимках, к примеру, я увидел двух целующихся воронов, вольготно и гордо парящего в небе коршуна, синиц, чистящих друг другу перышки, и какую-то неведомую птицу, держащую в клюве только что добытого червяка.
А ещё у Лилии Алексеевны есть много пейзажных снимков - удивительных, насыщенных красками и движением. Смотришь на какую-нибудь берёзку и начинает казаться, что она вот-вот пошевелит редкой осенней листвой, уже начинающей желтеть…
В конце прошлого года она принесла в редакцию новые снимки для участия в конкурсе, объявленном Пенсионным фондом. Об этих работах вкратце писала моя коллега, но снимков было так много, что мы решили дополнительно съездить к фотографу, чтобы рассказать о ее творчестве.

Она всю жизнь работала уборщицей, вернее, техничкой в местном сельском клубе. Сейчас Лилия Алексеевна на пенсии.
Фотографировать природу она начала давно, еще в советские годы. Постепенно это увлечение стало смыслом жизни. Да, именно смыслом! Потому что она обладает даром тонко чувствовать природу и жалеть каждую божью тварь, которая летает, ползает или прячется в глубоких норках. Но любовь к птицам преобладает.

- Они беззащитные… - объясняет Лилия Алексеевна.
От себя добавлю, что птицы ещё и очень благодарные существа.
Рассматриваем один из пейзажей. Этот снимок она сделала по осени, во время очередного похода в лес.
- Берёзка похожа на распятие, - продолжает женщина. - Она как бы говорит: пощадите нас, не ломайте деревья, не губите!.. А это углокрыльница, - показывает Лилия Алексеевна фотографию шикарной бабочки.
Кстати, бабочки - её особая любовь.
Да, для одних лес - это ягоды, грибы и дрова, а для Лилии Алаторцевой - это таинство, где в каждой березке читается знакомый образ, а бабочка радует своей неповторимой окраской.
- А это что за создание? - спрашиваю я, разглядывая фото забавной птицы, кажется, что она игриво позировала фотографу во время лесной фотосессии.
- Это пеночка, - отвечает Лилия Алексеевна.
Фотограф изучила всех птиц, которые живут в наших краях, знает их повадки и характеры.
- А это горихвостик, - она показывает на очередное фото. - Молоденький ещё, птенец. Он ко мне прилетел однажды и сел на заборе…
Я слушаю женщину и недоумеваю: оказывается, сколько разных птиц порхает вокруг нас, а нам просто лень задрать голову! Дрозды, чижики, длиннохвостые снегири (урагусы), сорокопуты (это мелкие хищники, на днях один такой разбойник наведывался в палисадник Лилии Алексеевны), иволги, лазоревки (синички в синей шапочке), зяблики (весной всегда нарядные, особенно самочки)... Признаться, я хорошо знаком только с голубями, воробьями и синицами.

Однажды она спасла птенца совы от гибели. Было это так. Лилия Алексеевна ехала на велосипеде по лесной тропинке и вдруг увидела, как коршун несет большого совенка. Хищник летел низко, метрах в двух от земли, потому как жертва была для него тяжелой. Около большого дерева коршун сел и стал немилосердно клевать живую плоть птенца. Совёнок пищал от боли и страха, срываясь на крик. Женщина, бросив велосипед, отогнала хищную птицу. Совёнок продолжал вопить, думая, что Лилия Алексеевна тоже захочет его скушать, но она стала ласково разговаривать с птенцом, а потом посадила его на дерево…
Но история на этом не заканчивается. На крик совёнка прилетели дрозды. Женщина рассказывает об этом в присущей ей манере:

- Их было немного: человек пять. Услышали, что рядом какой-то переполох и поспешили на помощь. Птицы всегда пытаются выручать друг друга…
Не стоит удивляться ее речевым оборотам. Это я о том, что дроздов было «пять человек»… В своих историях она зачастую очеловечивает птиц, причем делает это вполне искренне. Она показывает фотографию целующихся воронов, тех самых, которых я видел на выставке.
- Не надо путать воронов с воронами, - говорит она и поясняет, что вороны живут парами и свято хранят верность друг другу, у них не бывает разводов, при потере возлюбленного или возлюбленной они страшно тоскуют и даже могут умереть от горя.
- А как они воркуют! Как любовно чистят друг другу пёрышки! Птицы лучше людей, - тихо произносит Лилия Алексеевна.

Она любит подолгу ходить по лесу в поисках интересного кадра. Конечно, фотографировать нынче может любой, тем более, что современная техника это позволяет: не надо, как в прежние времена, выставлять выдержку и диафрагму. Только умение видеть красоту, находить её, снимать движение и жизнь - это дано не каждому.

Я был уверен, что Алаторцева продемонстрирует профессиональную технику с огромным объективом, ведь только таким аппаратом можно делать подобные снимки. Каково же было моё удивление, когда женщина показала свой небольшой любительский фотоаппарат. Я его даже не приметил… Это некая модернизированная «мыльница» в цифровом варианте. Затвор у таких аппаратов, как правило, страшно тормозит: снимок делается не мгновенно, а через секунду после нажатия кнопки. Как же ей удается останавливать мгновение? Как она умудряется ловить мимолетные и стремительные движения непоседливых небесных созданий? Спрашиваю об этом, но она лишь пожимает плечами. А потом добавляет:

- Мой фотоаппарат снимает по принципу: здесь вижу, там не вижу.

Завтра на охотничьих лыжах она опять пойдет в лес, грея за пазухой свой небольшой фотоаппарат. Станет прислушиваться к лесным и таинственным шорохам в поисках редкого кадра, а потом вернётся домой, затопит печь, сядет рядом и будет смаковать новые впечатления, рассматривая свои снимки. Компьютера у нее нет. Лилия Алексеевна ездит в город, чтобы распечатать фотографии. В фотосалоне ее хорошо знают. Она станет рассказывать всем, что видела в лесу синиц, мол, человек пять, не больше! И чего они, дескать, в лес подались в такой мороз? Видать, будет оттепель…

Игорь Калугин.
Фото Лилии Алаторцевой.

Если бы люди были птицами
Если бы люди были птицами
Если бы люди были птицами
Если бы люди были птицами
Если бы люди были птицами
Если бы люди были птицами
Если бы люди были птицами
Если бы люди были птицами
Автор:
Читайте нас: