+13 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
9 Июля 2021, 15:55

Об этом городе говорят с придыханием

Что же говорят наши земляки, которые уже решили, как провести неделю-другую нерабочих дней? Год назад мы рассказали вам о поездках в национальный парк «Таганай», на Павловское водохранилище, в «Сонькину лагуну» и в окрестности Белорецка. Куда отправимся в этот раз?

Итак, снова лето. И второй год подряд перед нами стоит всё тот же вопрос: где провести отпуск? По-прежнему манят заграничные курорты, еле справляется с потоком туристов российское Черноморское побережье, зовут Алтай, Байкал и даже Курилы, да и в наших лесах - благодать… Правда, всегда найдётся хоть одно «но». В леса Белорецкого и соседних районов выезжать запретили в связи с пожароопасной обстановкой. Крым, Сочи, Адлер и почти весь российский юг накрыла волна непогоды, а купить билеты на самолёт, чтобы добраться, например, до Калининграда – всё равно, что отдохнуть неделю в Турции, где по-прежнему «всё включено».
Правда, и в заграничные туры лететь страшно: треклятая коронавирусная инфекция не дремлет, а мутирует. Никто не знает, что можно привезти из-за моря, кроме сувениров и красивого загара. На Кубе наших вакцинированных туристов просто продержали в изоляции из-за того, что кубинский тест показал наличие вируса у россиян.
Между тем лето проходит очень быстро, и получить положительные эмоции от отпуска, проведённого вне дома, хочется уже с удвоенной силой.
Что же говорят наши земляки, которые уже решили, как провести неделю-другую нерабочих дней? Год назад мы рассказали вам о поездках в национальный парк «Таганай», на Павловское водохранилище, в «Сонькину лагуну» и в окрестности Белорецка. Куда отправимся в этот раз?
Когда-то давно у нас дома хранились фотографии с изображением разных городов России. Я разглядывала Сочи, Волгоград, Москву и, конечно, Петербург (тогда ещё Ленинград). Надо сказать, большого восторга достопримечательности этих городов на цветных картинках у меня, маленькой девочки, не вызывали. Возможно, поэтому культурной столицы в первых рядах моих туристических направлений взрослой жизни не оказалось.
Но буквально пару лет назад в Санкт-Петербург поехала моя мама, прихватив с собой двух старших внуков. Вернувшись в родной город, они наперебой говорили об этом удивительном месте. И в тот момент на меня вдруг нахлынула новая реальность, запредельно прекрасная. В блокноте моих желаний появилось ещё одно: я дала себе слово, что обязательно увижу Питер.
И вот этот момент настал! Я впервые ступила на поребрик Невского проспекта. Теперь я знаю, что такое эстетический шок, хотя до этого я не болела античностью и классицизмом, в конце концов, я уже видела красоты Казани. Но, ступив на асфальт Петербурга, я оказалась в Европе. Очень быстро шок сменился состоянием эйфории. Я не ходила по городу Петра, я порхала по нему, как махаон.
В первый день мы посетили храм Спаса на Крови, который располагается на набережной канала Грибоедова. Именно здесь 140 лет назад было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Кстати, мало кто знает, что в блокаду Спас на Крови выполнял функцию морга, здесь размещали тела погибших горожан, а после войны храм стал складом декораций Малого оперного театра. Лишь в 2004 году здесь вновь была отслужена литургия.
Начало положено. Дальше едем на самый большой остров Невы - Васильевский. Сами петербуржцы говорят, что это место мистическое. На Университетской набережной хранят молчание древнеегипетские сфинксы, которым уже три с половиной тысячи лет. Считается, что если долго смотреть в их глаза, можно спятить. Мы проверять не стали, а пошли прямиком к четырём бронзовым крылатым львам, что разместились у самой воды, на гранитной пристани напротив здания Академии художеств. Натёртые носы крылатых львов поблескивают в лучах северного солнца. Это из-за старинного городского поверья. Говорят, чтобы сбылось желание, нужно положить одну руку в пасть грифону, а другой ласково гладить его по голове. При этом говорить: «Грифон-грифон, дай миллион!»
А вот вам ещё одна история: во дворе старинной аптеки Вильгельма Пеля стоит кирпичная труба котельной. По городской легенде, аптекарь и алхимик пытался пре-
вращать здесь ртуть в золото, искал формулу счастья и разводил грифонов. Мифические полульвы-полуорлы будто бы до сих пор слетаются к своему гнезду в Башне грифонов. По крайней мере, местные уверяют, что в полнолуние слышат их крики и видят отражения черных крыльев в окнах. Да что там грифоны, на Ваське даже настоящий дракон живет! Прописан он в доме № 23 на 8-й линии острова, его легко найти во дворе между Большим проспектом, 7-й и 8-й линиями. Интересные у них адреса, правда? Один дом, к примеру, может иметь разные номера и стоять на трёх улицах. Но заблудиться там практически невозможно.
Не зря Петербургом болели многие великие писатели и поэты. Здесь дом Пушкина на набережной Мойки «у Конюшенного мосту», на Литейном - дом «Пять Николаев» с мемориальными досками Некрасову, Добролюбову, Чернышевскому и еще профессору Пирогову и оперному тенору Фигнеру. В Кузнечном переулке работает музей Достоевского, в Фонтанном доме — музей Анны Ахматовой, а в доме Набокова на Большой Морской можно увидеть часть коллекции бабочек, которую он собирал много лет. Дом Мурузи с той самой коммуналкой из эссе «Полторы комнаты», в которой Иосиф Бродский жил до эмиграции. А вот двор дома № 23 по улице Рубинштейна. 30-метровую комнату одной из здешних коммунальных квартир Сергей Довлатов 30 лет называл своим домом. Писателя до сих пор помнят старые оконные рамы, зеленый камин и табличка с надписью «Приемная» на двери туалета — её Довлатов прибил сам.
Пожалуй, Питер — самый литературный город России. Даже соцсеть «ВКонтакте» выбрала для своего офиса одно из притягательных зданий на Невском проспекте - «Зингер» - с Домом книги на первых двух этажах.
После прогулок мы каждый раз возвращались на Невский проспект. Как он красив! И днем, в солнечную погоду, и поздно вечером, в свете софитов...
А это место ностальгическое, гастрономическое. В пышки из советского детства влюбляются все, даже иностранцы. Непременно загляните в знаменитую «Пышечную» на Большой Конюшенной, 25. Кажется, здесь вообще ничего не изменилось за целый век: салфетки из жесткой резаной бумаги, кофе с молоком прямо из ведра и пышки в сахарной пудре, перед которыми пасует любая диета. На входе почти всегда длинная очередь, но отстоять ее нужно. Хотя бы раз в жизни.
Далее отправляемся к памятнику Остапу Бендеру, который расположен рядом с арт-кафе «Подвалъ Бродячей собаки». Да-да, прямо в центре Санкт-Петербурга можно встретить великого комбинатора, да ещё и со стулом, где сокровища лежат… К тому же есть возможность присесть на тот самый стул, сфотографироваться и загадать желание, чтобы везло во всех делах.
Двигаемся к речке Фонтанке, где притаился чижик-пыжик. Весёлое стихотворение из детства сразу же приходит на ум, глядя на эту маленькую птичку. Проговариваю его и кидаю на удачу в воду монетку.
Побывать в городе на Неве и не увидеть «Аврору» - это кощунство, поэтому берём самокаты напрокат и вперёд! Легендарный крейсер, пришвартованный на вечную стоянку у Петровской набережной 17 ноября 1948 года. Он по-прежнему мощный и очень посещаемый объект Питера.
Подумать только! Прошел всего лишь день, а сколько впечатлений и эмоций мы получили. На завтра – планов громадье, а пока наступает белая ночь…
Новый день начался с поездки в красивейшее место на Земле, созданное руками скульпторов, зодчих и простого люда. Мы отправляемся в Петергоф (его ещё называют русским Версалем, но я не стала бы сравнивать это чудо ни с чем). Удивительное, волшебное место, сотканное из фонтанов, очаровательных лужаек, античных скульптур, мостиков и деревьев-исполинов. Здесь, у кромки Финского залива, в восточной части нижнего парка располагается Дворец Монплезир - самая любимая императорская резиденция. Дворец построили в 18 веке по замыслу и эскизам Петра Великого. Последний русский царь сам выбрал место и поставил перед архитекторами задачи по планировке и внутреннему оформлению. «Мое удовольствие» — так переводится название Монплезир с французского. Очень атмосферное место! После войны здесь работали лучшие мастера, чтобы воссоздать истинный облик домика Петра I, удалось сохранить и его личные вещи: ночной колпак, полотенце и другие.
После Петергофа мы отправились в Кронштадт - город воинской славы. Центр самого удаленного от Санкт-Петербурга пригорода полностью включен в список ЮНЕСКО: на небольшой территории острова Котлин находится более 300 ценных исторических и культурных памятников.
Следующей остановкой стала Петропавловская крепость. На небе в этот день появились грозовые облака, и я подумала, что вот-вот увижу истинную погоду Петербурга, но нет! Тучка убежала, и зонтик пригодился мне только в качестве защиты от палящего летнего солнца.
Но вернёмся к крепости. Очень уж понравился Петру Алексеевичу Заячий остров в дельте Невы. Отличное место, чтобы держать оборону, не давая вражеским кораблям подойти к городу. Здесь, на территории, отвоёванной у Швеции, было начато строительство крепости. Так в 1703 году рождался великий Санкт-Петербург. И по сей день ровно в 12 часов в Петропавловской крепости палит пушка. Артиллерийский сигнальный выстрел возвещает о наступлении полудня. На территории крепости находится Великокняжеская усыпальница, где под глыбами холодного мрамора гробниц на глубине нескольких метров захоронены императоры и императрицы. На земляном валу восточной части Петропавловской крепости установлен обелиск из розового гранита - это место казни декабристов. По сей день сюда приходят петербуржцы и гости города, возлагают цветы.
А бронзовые зайцы, замершие в разных уголках крепости и даже на деревянных пеньках в воде у мостика, скрасили пребывание на острове, немного разбавив его мрачную ауру.
Что ещё меня поразило в городе на Неве? Конечно, Исаакиевский собор. На мой взгляд - это одна из самых лучших смотровых площадок Санкт-Петербурга.
Оттуда, с высоты птичьего полёта, открывается необыкновенная панорама. Чтобы ею насладиться, вам придётся преодолеть 262 и еще 51 ступеньку до смотровой площадки. Поверьте, это того стоит, ваши усилия будут вознаграждены. Лично я точно не пожалела о проделанном подъеме.
Поражает и внутреннее убранство собора. Роскошь мрамора всевозможных оттенков, малахита, лазурита, малинового кварцита. А купол (или как его ещё называют – плафон) расписан вручную и по большей части знаменитым Карлом Брюлловым. Потрясающие панно и картины. Очень красиво и торжественно! Поток туристов в собор не иссякает, под его сводами вы услышите восторги на разных языках мира.
Дальше был Эрмитаж. Я не буду долго описывать красоты Зимнего дворца, скажу лишь, что мы не прошли и половины залов, когда нас мягко попросили на выход, потому что музей уже закрывался. Эх!..
Вечером нас ждала морская прогулка. Представьте: речной трамвайчик, тёплая белая ночь, и перед вами расходятся две половинки Дворцового моста. Это завораживает. А ещё нам повезло увидеть репетицию «Алых парусов». Закончилась прогулка только под утро. И уже сегодня нам предстояло ехать в город Пушкин, к Екатериненскому дворцу…
Когда вы уже немного устанете от позолоты и колонн, можно смело отправиться на блошиный рынок, что на улице Удельной. Рынок - такая же часть культурного кода петербуржцев, как Пётр I, Эрмитаж и корюшка. Это Мекка для коллекционеров артефактов советского быта, нумизматов, декораторов, ценителей винтажа и просто для тех, кто неравнодушен к теплым приветам из прошлых времен. На Уделке вы найдете оригинальные сувениры, монеты, значки, куклы, виниловые пластинки, картины, книги, иконы, швейные машинки, военную атрибутику и тот самый колорит советской жизни, который мало где сохранился.
Питер не просто красивый город, он обладает особой, уникальной энергетикой и атмосферой. Каждый ощущает её по-своему, но всегда это весьма положительные переживания. Всё зависит от того, насколько вы глубоко чувствительный человек. Некоторым буквально сносит крышу. Лично я ощутила душевное спокойствие и некую восторженность. Там я чувствовала себя в полной безопасности. Есть в этих улочках, расчерченных многочисленными водными каналами, что-то родное, домашнее. Конечно, описать город полностью, не упуская ни одной детали, у меня не получится. От длительных прогулок по Питеру ноги буквально гудели, от жары и раскалённых каменных мостовых кружилась голова, но эти не очень приятные физические ощущения перекрывались сладкими душевными переживаниями. Хотелось, несмотря ни на что, идти дальше и дальше. Город белых ночей с необыкновенной историей. Наверное, не хватит и тысячи слов, чтобы описать, как полюбился мне этот чудный град, Петра творенье...
На протяжении всей нашей поездки в Петербург я не забывала, что не так давно он был Ленинградом, городом, который пережил 900-дневную осаду фашистов, оставшись без еды, без тепла, без света. Я не могла не посетить музей обороны и блокады Ленинграда, где собраны частички памяти тех дней, страшные напоминания о человеческой стойкости, мужестве и огромном горе миллионов людей. Достаточно только взгляда на старые игрушки детишек, которые погибли, направляясь в эвакуацию, чтобы на глаза навернулись слёзы. Мы должны помнить о тех, кто не сдался. Должны чтить их подвиг. Навечно! Спасибо, что сохранили этот город таким.
Автор:Залина Тур
Читайте нас: