Все новости
Общество
4 Августа 2020, 16:31

Жизнь под стук колёс

Щедрый август богат на праздники. В первое воскресенье традиционно отмечают свой профессиональный день железнодорожники. Сегодня трудно представить жизнь без отлаженной и бесперебойной работы железнодорожного транспорта, работники которого в любую погоду самоотверженно трудятся, перевозя миллионы пассажиров и сотни миллионов тонн груза. В акционерном обществе «Российские железные дороги» работают более 700 тысяч человек, а общий парк грузовых вагонов насчитывает свыше одного миллиона.

Называя всех, кто причастен к железной дороге, железнодорожниками, мы вряд ли догадываемся, какое разнообразие профессий скрыто за этим наименованием. В их число входят: машинисты, путейцы, вагонщики, проводники, инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков. Только в нашем городе на железной дороге работают около 500 сотрудников.
В канун праздника мы побывали на станции Белорецк и познакомились с локомотивной бригадой, состоящей из двух человек – Сергея Оглоблина и Андрея Чумбарёва.Андрей Николаевич – машинист поезда с многолетним стажем, до выхода на заслуженный отдых ему осталось поработать всего два года. Он вырос в посёлке Железнодорожном. Шум проходящего поезда Андрею знаком с раннего детства. Глядя на своих близких, соседей, которые работали на станции, он мечтал, что когда вырастет, непременно будет управлять поездом. Так и получилось. Сразу после армии, в 1988 году, Андрей Николаевич поехал учиться на помощника машиниста в депо «Дёма». Проработав в этой должности несколько лет, набравшись опыта, он сдал экзамен и получил право на управление локомотивом. - Чтобы стать машинистом, кроме профессиональных знаний, нужны знания устройства локомотива, правил движения на железной дороге, – делится премудростями профессии Андрей Николаевич. - Требуются такие качества, как ответственность, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе – цветовое), острый слух и обязательно стрессоустойчивость. Знаете, ситуации в дороге бывают разные, и от локомотивной бригады напрямую зависит безопасность грузов и здоровье пассажиров. Поэтому медицинская комиссия для машинистов и помощников – очень строгая. Помимо неё, каждые три месяца мы проходим специальные тесты у психолога, даже на совместимость с помощником. И перед каждым рейсом – медицинский осмотр, во время которого фельдшер проверяет состояние здоровья работника: измеряет давление и температуру, убеждаясь в том, что человек абсолютно здоров и готов вести поезд.
К нашей беседе присоединился Сергей, помощник машиниста. Когда он окончил школу, выбора куда пойти учиться, у него особо-то и не было. Дед так и сказал: «Только в РЖД! И точка». Просто родился и вырос Сергей в семье железнодорожников, поэтому после девятого класса поступил в Уфимский техникум железнодорожного транспорта. Сегодня его стаж работы - почти десять лет. Я поинтересовалась, нравится ли Сергею работа, которая выбрала его сама, можно сказать, ещё до рождения.- Я очень люблю свою профессию, несмотря на то, что она входит в список работ с вредными и тяжелыми условиями труда. Помощник машиниста - физически и психологически сложная работа, связана с большими нагрузками, с длительным нахождением в замкнутом пространстве, с сильной вибрацией, с поездками в любое время дня и ночи, нервным перенапряжением. Именно поэтому здесь работают только мужчины. Прямая обязанность помощника - пристально следить за всеми действиями машиниста, фиксировать обозначения различных сигналов, команд, следить за исправностью оборудования, контролировать показания приборов. Если упустить хотя бы одну из этих важных деталей, последствия могут быть непредсказуемыми. Так же, как и машинист, помощник несет большую нагрузку и, в том числе, отвечает за жизни людей.
Когда после нелёгкой ночной смены мужчины возвращаются домой, их ждут семьи. Оксана, жена Андрея, также трудится на железной дороге, она обеспечивает связь. Вместе они вырастили и воспитали двух дочерей, сейчас всё свободное время посвящают любимому внуку. А у Сергея с его супругой Ириной подрастают трое детишек – две девочки и мальчик.
Вкусный ужин в кругу семьи, домашний уют и теплые отношения помогают отдохнуть и идти в новый день со свежими силами. Вот и сейчас нашей локомотивной бригаде пора готовиться к отправлению. Сегодня они управляют пассажирским поездом, пожелаем им доброго пути!
Продолжая тему ко Дню Железнодорожника, хочу познакомить вас с ещё одним человеком, который посвятил этой профессии всю жизнь и дал старт новой династии железнодорожников, хотя его бабушка тоже работала на Туканской узкоколейке. Это Анатолий Лисовский – стройный, подтянутый мужчина с шикарными усами и широкой улыбкой.
- Когда я был подростком, мы с родителями жили в доме на площади Металлургов, а мой сосед с первого этажа всё время рассказывал о своей работе. В то время он как раз окончил железнодорожный техникум и устроился работать на железнодорожную станцию на восьмом километре помощником машиниста локомотива. И так меня это зацепило, я загорелся этой профессией, что сразу после армии, в 1978 году, поехал учиться в город железнодорожников Карталы, в профессиональное техническое училище. А знаешь, почему я так его назвал? – вопросительно посмотрел на меня Анатолий Николаевич и пояснил. - В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали Победу...
Так пролетели полтора года. В должности помощника машиниста я ездил в Орск, на Тобол как на пассажирском, так и на грузовом локомотиве. Потом поехал повышать квалификацию в Челябинскую дорожно-техническую школу, где получил право управлять поездом. Когда в 1981 году я поехал в отпуск в родной Белорецк, понял, что возвращаться в Карталы не хочу. Здесь мой дом, мои родители, друзья. Устроившись в железнодорожный цех комбината машинистом тепловоза, я ждал, когда освободиться место на восьмом километре. Хотелось большего. Вскоре мне позвонили и обрадовали: для меня появилось место. Шло время, я учился, повышал квалификацию. Стал управлять пассажирским локомотивом. Так и проработал 37 лет на железной дороге.
Я всегда относился к своей профессии с гордостью и большой ответственностью. Машинист электровоза - это одна из самых престижных и высококвалифицированных железнодорожных профессий, требующая большого объёма знаний и навыков. У меня ведь и знак почётный имеется «За безаварийный пробег на локомотиве один миллион километров». Ни разу я не пожалел, что послушал соседа и выбрал именно эту профессию.
В коллективе мы всегда были добрыми друзьями, по-другому никак, в одной связке работали. Дорожная обстановка, приказы дежурных по станции и диспетчеров, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания, и ты должен быть полностью уверен в людях. Сейчас я семь лет как пенсионер, а ребята про меня не забывают, зовут на все мероприятия. И на рыбалку вместе ездим, - с улыбкой подытожил нестареющий машинист.
Должна сказать, что рыбалка - это главное увлечение Анатолия Николаевича. Про неё он может рассказывать часами. Впрочем, похвастаться ему можно не только хорошим уловом, но и вкусно приготовленным пловом, и аппетитно-замаринованными грибочками да огурчиками. Говорит, что раньше часто баловал домашних разносолами. Сейчас больше времени проводит с внуками, ведь дочь с мужем работают в железнодорожном цехе комбината посменно, вот и стараются они с женой Ниной помогать детям во всём.
После нашей встречи с Анатолием Лисовским мне и самой захотелось отправится в путешествие на поезде. Как замечательно смотреть из окна мчащегося состава на пейзажи, города и села под аккомпанемент звенящих подстаканников, засыпать под перестук колес, на станциях покупать ягоды, пирожки и картошку. А сколько новых людей узнаешь за время пути, сколько выслушаешь и сам расскажешь разных историй и случаев! Пусть стальные магистрали растут и достигают самых отдаленных мест России, а мы будем с удовольствием путешествовать под стук колёс.