+9 °С
Ясно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
1 Апреля 2020, 17:25

Инженеры Лиховы

Завершаем публикацию рассказа Вячеслава Никитина, читателя, автора и друга газеты, о династии Лиховых

Олег Лихов был младшим в семье, но с возрастом его слово и его мнение становятся решающими. Познакомились мы с ним в середине 70-х годов, когда я уже работал начальником доменного цеха, а он только что приехал молодым специалистом после окончания института на комбинат. Ближе стали и сдружились семьями, когда был введен в строй стан-150. Для работы тогда подбирались специалисты и рабочие молодые, но имевшие производственный опыт. С некоторыми из них я был знаком ранее. Анатолий Филиппов, Артур Хисматуллин, Аркадий Неволин, Борис Запевалов были известными специалистами на комбинате. В ходе освоения стана обозначились и талантливые организаторы производства: Василий Васючков, Олег Лихов, Евгений Евтеев, Евгений Мамыкин, Анатолий Черепенькин. Складывался молодой творческий коллектив единомышленников, успешно решивший задачу вывода стана на проектную мощность и освоивший прокат многих марок стали.
Многое делалось и в социальной направленности коллектива. Это прокатчики первыми на комбинате разработали и стали осуществлять цеховую программу «Здоровье». Своими руками создали у себя оздоровительный комплекс и построили спортивные площадки, помогали в оборудовании лечебного корпуса профилактория. Они вдохнули вторую жизнь в горнолыжный комплекс, построив еще одну канатную дорогу и организовав прокат инвентаря для своих работников.Олег Лихов часто приходил в профком, чтобы посоветоваться по той или иной инициативе, родившейся в цехе. Мы детально обсуждали создаваемый оздоровительный комплекс, в котором разместили баню-сауну с небольшим бассейном, души Шарко и циркулярный, ванны, установки для кислородных коктейлей, комнату психологической разгрузки с музыкой, большим аквариумом, певчими птицами и даже чучелом большого бурого медведя. Комплекс сразу завоевал популярность не только у специ-алистов стана, в него стремились попасть работники других цехов и отделов комбината. Все процедуры в оздоровительном центре проводились под контролем фельдшера, прошедшего специальное обучение. К сожалению, с приходом рыночной экономики оздоровление работников отошло даже не на второй план, и комплекс в первоначальном его виде перестал существовать.Общаясь с Олегом Витальевичем, я никогда не чувствовал какого-либо его недовольства по работе, по цеху, в отношениях с начальством или сослуживцами. Наши разговоры были о том, что делается на стане, что предстоит сделать. И вдруг он пришел в профком и, смущаясь, попросил помочь получить разрешение парткома комбината на снятие с партийного учета в связи с отъездом на новое место жительства. Это стало полной неожиданностью. Объяснил свое решение так: приглашение от руководства строящегося завода с гарантией руководящей работы. Производство новое, современные технологии, перспектива карьерного роста. Предприятие союзного значения. Без метизного рабства. Гарантированное предоставление новой просторной квартиры, более благоприятный климат, дешевизна рынка, близость морских курортов и зон отдыха, конечно, создавало комфортные условия для проживания семьи Олега. Я знал его стремление ко всему новому, понимал, что у него появился реальный шанс чего-то достичь в жизни, но мое положение одного из руководителей комбината обязывало постараться удержать талантливого молодого специалиста здесь, в нашем городе. И хотя в душе я был на его стороне, всё же пытался отговорить его покинуть комбинат. Но Олег был непреклонен, и тогда я посоветовал ему переговорить по отдельности с каждым членом парткома, а сам стал убеждать своего друга Анатолия Савельева, который тогда был заместителем секретаря парткома, дать согласие. В конце концов вопрос решился в пользу Олега, и он с семьей уехал в Молдавию.
При встречах с Лиховым-старшим, который уже работал начальником лаборатории проката, я получал приветы из Молдавии и информацию, что у Олега все складывается хорошо и по работе, и в семейной жизни. А когда я перешел на работу в исполком горсовета, ко мне пришел Виталий Кузьмич с новостью, что Олег уже работает в Москве, его назначили заместителем руководителя одного из отделов ВО «Металлургзарубежстрой», которое являлось тогда подразделением Минчермета СССР. Сообщив эту новость, он рассказал и о том, что они с женой решили тоже перебраться в Москву, чтобы жить рядом с сыном. Здесь, в Белорецке, никого из близких у них не осталось, да и жена, Ольга Петровна, стала болеть. Продав квартиру, Лиховы навсегда покинули наш город, в котором прожили более тридцати пяти лет.Потом встречи с Олегом были уже в Москве. Положение чиновника высокого ранга не изменило его, и встречались мы, как близкие люди. Олег хотел, чтобы я останавливался у него дома, а не в гостинице. Я пользовался их гостеприимством с удовольствием, словно заезжал к родственникам. Однажды, встречая меня поздним вечером в аэропорту Быково, Олег и Ирина рассказали, что они возвращаются с дачи, где с ранней весны до поздней осени жил Лихов-старший. Я ничуть не удивился, что Виталий Кузьмич с удовольствием занимается всякими дачными и земляными работами, у него ко всему был исключительно академический подход. Эта черта характера перешла и к Олегу, что способствовало его продвижению по карьерной лестнице. Не случайно его заметили и пригласили работать в одну из основных структур Минчермета СССР, занимавшуюся строительством металлургических предприятий за границей – «Металлургзарубежстрой». Здесь были контракты, проектирование, подбор и поставка оборудования строймонтажных организаций, отправка квалифицированных кадров на пуск и освоение металлургических агрегатов за рубеж. И еще контакты с представителями отечественных и зарубежных организаций. На этой службе приветствовалась инициатива и энергичность, но даже небольшая ошибка или оплошность могли стоить должности, авторитета и всей дальнейшей карьеры.
С распадом страны и приходом рыночной экономики Олег Витальевич не потерялся. Из открытых источников СМИ известно, что в 1996 году он создал фирму ЗАО «Зарубежчерметстрой», а в 1998 году стал генеральным директором ООО «Зарубежчермет–АФРО». По разным причинам мы стали реже общаться, ограничиваясь телефонными разговорами по каким-то датам. И об этом периоде жизни Лиховых я практически ничего не знаю. Только в прошлом году пришли горькие вести из Москвы, что ушел из жизни Олег Витальевич, а в апреле, на 93-м году жизни, не стало Виталия Кузьмича Лихова, бывшего главного инженера нашего Белорецкого металлургического комбината. Светлая им память.
Читайте нас: