Все новости
Общество
28 Октября 2018, 11:42

Водитель - это образ жизни

В наше время, пожалуй, трудно найти более массовую и динамичную профессию, чем водитель. Как и в любом деле, здесь не обойтись без обычных человеческих достоинств. Внимательный водитель обязательно заметит и поприветствует знакомого, не станет связываться с дорожным хамом, пропустит тех, кто опаздывает, мигнёт светом, предупреждая об опасности, обязательно поможет новичку или терпящему бедствие коллеге. Это лишь краткий перечень особенностей профессии, которые ежедневно случаются у нашего сегодняшнего собеседника Александра Кузьмина.

Чтобы поговорить в тишине, хоть как-то отгородившись от грохота больших машин, по ступенькам поднимаюсь в мазовскую кабину. Сидения в таких машинах на пневмоподушках, рулевая колонка - регулируемая, приборная панель, как у летчика, а за спиной - двухэтажный спальник.
- Здесь от советских «Мазов» уже ничего не осталось, - поясняет Александр. - Всё импортное: и блокировочная система, и электроника. Педаль газа и та на электронике. За тебя думает. Для ремонта и обслуживания обращаюсь к специалистам, что попроще – делаю сам.
- Как стали водителем?
- К дорогам меня еще в 14 лет начал приучать отец, сажал за руль, учил ездить на мотоцикле в лесу. Говорил, что по дороге любой дурак проедет. «Ты научись без дорог рулить, по кривой». - Александр помолчал, вспомнив родителей. - В шестнадцать лет от военкомата я отучился в школе ДОСААФ, получил категории В и С. Потом в институт поступил, но инженером так и не стал. А тут как раз парни моего года рождения в армию пошли, друзья только об этом и говорят. А как же я? Тогда только больные и неполноценные не служили, – улыбнулся Кузьмин. - В учебке изучал самоходные артиллерийские установки, потом полгода был командиром орудия в Николаеве на Украине, а последний год перевели водителем штурмового орудия.
- Да, серьёзная армейская техника. Наверное, после службы скучно было работать на простых грузовиках?
- Все механизмы по-своему интересны. В Белорецке я начал работать на автотранспортном предприятии, сегодня о нем уже забывать стали. В то время вся водительская молодежь через АТП проходила. Дали мне «хлебовозку» – ГАЗ-52. Тогда узнал, что у нас столько магазинов, два года хлеб возил по городу. Мы с напарником на машину мотор-восьмерку поставили и оформили как ГАЗ-53.
По совету соседа решил идти работать на комбинат, на склад оборудования. Сосед на пенсию уходил и передал мне свой грузовик «Урал». Начались командировки в Оренбург, Пермь. 13 лет
я канатные смазки, веревки во-зил, проволоку в татлинский цех, а обратно – канаты. Потом дали «Камаз». Отучился на категорию, получил другой «Камаз», с прицепом. Ездил в Верхнеуральск, Магнитку, почти 20 лет комбинату отдал. А потом начались реорганизации, перестали посылать наши машины в командировки, работы не стало. Приходишь, а тебя гоняют с одной машины на другую. В таких случаях между водителями всегда напряжёнка возникает. Превращаешься в летчика…
- К тому времени бизнес с личным транспортом и доставкой грузов кто-то уже по второму, а то и по третьему кругу вёл.
- Да, тогда многие обзавелись своими грузовиками. Надо для этого было всего три миллиона, - смеется Кузьмин. - Но взять кредит не у всех получалось. Всё же в июле 2011-го я рассчитался с комбината, оформил кредит и купил в Москве МАЗ-тягач, там же нашёл и прицеп. И вот уже семь с половиной лет «таскаю» грузы на своей машине.
- Как с работой, заказов хватает?
- Сотрудничаю с предприятием из Магнитогорска. Диспетчер ищет работу, называет места загрузки, условия оплаты и сроки доставки грузов. Работа есть, но дальние рейсы уже не так выгодны. Деньги заработаешь, но вложений в машину получается больше. Или такой фактор: между Нижним Новгородом и Москвой разница всего в 400 км, а ночной въезд в Москву заставляет отказаться от рейсов в столицу. Чтобы заехать туда днем, надо поучить спецпропуск.
- А режим как соблюдаете?
- Вот цифровой тахограф, - Александр нажимает кнопку на приборе под крышей кабины. - 4,5 часа работаешь, полчаса отдыха, потом еще столько же едешь. Но не более 10 часов непрерывной работы. А потом
9 часов отдыха. Прибор и сотрудники ГИБДД могут проверить. За сутки–двое распечатки с него делают и смотрят. За тахографы сейчас серьезно взялись и у нас, и в соседних областях. На штраф налететь очень просто. Так что режим движения и отдыха приходится соблюдать.
А еще в нашей стране расстояния огромные, не как в той же Европе. Там автобаны, мимо городов всё движение. Кстати, у нас тоже хороших дорог прибавляется, но объездных пока мало.
По городам приходится вертеться. Тут влияют и погодные условия, и объезды-ремонты, и сроки доставки. Очень трудно по тахографу работать.
- Связь – тоже важный фактор?
- Конечно. Выбираем такую, чтобы всегда быть доступным. Но есть еще зоны без связи.
- Полиция часто останавливает?
- Бывает, но если документы в порядке и ничего не нарушал, то претензий к тебе нет.
- А «Платон» осложнил вам работу?
- Да, - Александр показывает еще один прибор, закрепленный внизу лобового стекла. - В год платежи по этому навигатору достигают 100 тысяч. Налог на лошадиные силы был в три раза меньше. На другую машину свой прибор уже не поставишь. Дешевле ехать по устройству, чем пытаться его обмануть.
- Сегодня чем загрузили машину?
- Проволокой, в четверг надо быть в Нижнем Новгороде.
- Значит, можно отдохнуть до утра дома?
- Нет. Раньше было дело: утром пораньше выедешь и без остановки успеваешь к месту на выгрузку. А теперь по тахографу придется выехать сегодня, чтобы не нарушить режим труда и отдыха. Пока кредит за машину платил, много ездить приходилось, все домашние дела остановились. А теперь беру два-три рейса в месяц.
- Скоро опять зима, не напрягают Уральские горы?
- Горы для нас – дело привычное. Это степняки с круглыми глазами переживают зиму. Снег идет – подождем, проедут посыпалки - поедем. Стараешься не рвать машину. Отдыхаем на охраняемых платных стоянках. Чуть где не на месте остановился, жди неожиданностей: товарищ ночевал в Усмангалях, остановился у заправки, не заметил, как слили 80 литров солярки.
Спрашиваете: горы не надоели? Для меня это уже образ жизни. Брал с собой в рейс сыновей, чтобы узнали мою работу. Это ведь не летом на машине на отдых ехать. Хотя мы семьей и в Краснодарском крае, и по Абхазии путешествовали.
Так что всех, для кого наматывать километры дорог на спидометр – не увлечение, а профессия, поздравляю с Днём водителя! И профессионалам, и любителям желаю гладких и безопасных дорог.