+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
30 Сентября 2018, 13:05

Жизнь по трудовому графику

Работать долго и плодотворно удаётся далеко не каждому, тем более в наши дни, когда буквально на глазах меняются стандарты образования, медицины, производства. Герой нашей статьи Акзам Харисов – специалист охраны труда, работает на Белорецком заводе рессор и пружин. Ещё восемь лет назад Акзам Рашитович по второму списку (так называют перечень профессий, дающих право на досрочную пенсию) мог уволиться с предприятия на заслуженный отдых. Но здоровье тогда ещё позволяло продолжать трудиться, а огромный производственный опыт просто обязывал делиться знаниями с начинающими рабочими завода.

Акзам Харисов
Акзам Харисов
Однако, всё когда-нибудь заканчивается, завершает свою трудовую биографию и Харисов. Накануне Дня машиностроителя и Дня пожилых людей мы побывали на предприятии и пообщались с ветераном завода.
- На БЗРП я тружусь сорок два с половиной года, - говорит Акзам Рашитович. – Есть, правда, у нас еще один такой «долгожитель», электронщик Владимир Кузьменко, на год старше меня. Когда я пришел на завод, здесь еще работали участники войны, фронтовики: Юрий Гнусин, Николай Платонов, Александр Бакалдин, Григорий Тимофеев, Фёдор Сурин, Николай Курносов...
- А вы здесь кем начинали?
- 4 февраля 1976-го после года работы в Авзянском леспромхозе и службы в армии устроился учеником автоматчика. Поступил в техникум, сдал на разряд. Потом 13 лет - в отделении гальваники. Год был мастером участка по изготовлению тракторных пальцев и десять лет - начальником бюро горячих пружин. Далее - одиннадцать лет отработал начальником производственного отдела, заместителем главного инженера по новой технике. А последние четыре года - специалист по охране труда.
- Квартиру, наверное, от завода получили?
- Здесь тоже всё было по графику, – улыбается Харисов. - В 1977 году я женился. Начинали семейную жизнь в общежитии, потом жена пошла работать в ЖКО. Помните, тогда дворникам жильё давали? Семь лет в квартире на трех хозяев жили. Часто мне потом супруга повторяла: чтобы ты учился в техникуме-институте, я, говорит, семь лет дворы мела, лёд колола. Правда, бывало, когда во вторую смену работал, я и сам с утра лёд долбил, ей помогал. А в 1987-м
получил сразу и квартиру, и садовый участок. Жена в детский сад работать пошла. Вырастили мы с ней двух дочерей, обе стали юристами, правда, на завод за мной не пошли. Теперь помогаем им воспитывать трёх внучек и внука.
- Производство на заводе не из лёгких: горячий металл, перевозка грузов, краны, газ, электроэнергия. Требования к безопасности высокие…
- Конечно, для каждой из профессий требуется специальная подготовка. Постоянно отслеживаем состояние здоровья рабочих, их квалификацию. Проводим с мастерами инструктажи, следим за соблюдением производственной дисциплины. Вот как раз главврачу БЦРКБ письмо написал о проведении медосмотра. Людей в санатории на лечение отправляем. В ежедневном режиме трижды в смену обхожу все цеха, смотрю за средствами защиты, спецодеждой, обязательно проверяю состояние и применение ограждений, выполнение правил безопасной работы крановщиками, стропальщиками.
На контроле и освещение, и вентиляция. Заметил нарушения – предупреждаешь работника, а потом проверяешь исполнение. Обнаружил проблему, для решения которой требуется время, пишешь предписание ответственным, потом на селекторном рапорте озвучиваем тему. Участвую в составлении соглашений между работодателем и проф-союзом, вместе разрабатываем мероприятия. В инструктажах рассказываю рабочим о каждом несчастном случае на других машиностроительных предприятиях, чтобы не допустить их у нас.
- А вне работы чем занимаетесь, как проводите отпуск, выходные?
- Четыре раза ездил в санаторий в Красноусольск. Процедуры, обслуживание, питание - всё мне там нравится. Жена с внуками в отпуске за границей бывали, а я не ездил. Летом полно работы в саду и в родительском доме в Авзяне, куда езжу пару раз в месяц. Зимой на коньках или на лыжах катаюсь. Физической нагрузки мне хватает! Раньше мы по шестидневке работали, так что времени на спорт не оставалось. Когда в производственном отделе работал, бывало, подолгу на заводе задерживались, если какое оборудование не идет.
- И все же сохранить верность своему заводу удаётся не каждому работнику.
- Были и у нас тяжелые времена. Вспомните 90-е годы, когда вдруг всё остановилось, зарплату не выплачивали, продукты, вещи – бартером, работали по четыре дня в неделю. Дочь была студенткой института, за учебу надо платить. Многие тогда срывались со своих мест. Никто бы не упрекнул, если бы и я уволился. Мне предлагали перейти на другое предприятие, в электроремонтный цех. Сходил, посмотрел, скучно там показалось. Здесь у нас заводской шум, грохот механизмов, чувствуешь себя частью большого производства… Перетерпели то время, помощь от родителей тогда еще была, жена зарплату получала. Потом жизнь потихоньку наладилась. Ну а сейчас последние дни перед пенсией дорабатываю. Завершается моя заводская биография, – вздохнул Харисов. – Дали сотрудника на стажировку. Пора и мне на заслуженный отдых. Пусть молодёжь работает, им свою жизнь теперь устроить труднее, чем было когда-то нам.
Читайте нас: