Работники детских садов стараются всегда быть рядом и с малышами, и с их родителями, помогут советом или рекомендацией, организуют образовательный и воспитательный процессы, досуг и спортивную подготовку дошколят. Всё это поможет детям лучше подготовиться к школе, быстрее адаптироваться в новом коллективе.
В Белорецке своя «Жемчужинка» появилась 12 лет назад. Тогда в микрорайоне Выселки свои двери распахнул новый детский сад. В канун профессионального праздника мы побывали в этом учреждении. В его состав сегодня входят ещё два структурных подразделения. Каждое рабочее утро сюда спешат около 400 маленьких белоречан, с ними работают 29 педагогов. Действуют группы для самых маленьких (ранний возраст), для дошкольников и для ребятишек с ограниченными возможностями здоровья (к примеру, логопедические). А для родителей создан консультационный центр, где взрослые могут поработать со специалистами, получить помощь и рекомендации. Часто вместе они решают вопросы, как подготовить малышей к детскому саду или школе.
Мы прошли по дошкольному учреждению. Из музыкального зала доносились слова песни, в спортивном зале инструктор проводила занятие по физической подготовке, в группах воспитатели и ребята вели беседы, игры, наблюдения.
Наталью Седову застали на занятии робототехникой с ребятишками 4-5 лет.
- Это азы программирования, первые шаги. Детки только знакомятся с «Мататалабом», это робототехнический набор. Изучают направление движения предмета вперёд-назад, вправо-влево, как достичь определённой точки. Видите, как они увлечены? Всё им интересно. Станут постарше, начнут программировать уже больших роботов. Конструкторы и комплекты для этого у нас имеются.
В другой группе Татьяна Ручкина в небольшой студии вместе с детьми снимает очередной мультфильм:
- В прошлом году с подготовительной группой мы решили попробовать создать свой первый мультфильм. Даже я сама думала, что будет очень сложно. Но дети так активно влились в процесс, с лёгкостью стали выполнять незнакомые прежде задания. В студии мы познаём азы анимации, учимся управлять персонажами, изготавливать декорации, озвучивать героев. Создаём мультфильмы в разных техниках, участвуем в конкурсах и уже завоёвываем призовые места. Рада, что малышам нравится, они с удовольствием бегут на занятие, каждый раз просят сделать что-то самим. И это здорово!
Руководит этим немаленьким и беспокойным хозяйством Светлана Тычинкина.
- Конечно, наш детский сад уже разросся и поднялся на другой, достаточно высокий, уровень дошкольного учреждения, - начинает разговор Светлана Викторовна. – Мы видим, что нынешнее поколение совсем не такое, каким было 10-12 лет назад, когда садик только открывался. Сейчас малыши более открыты, они любознательные, даже продвинутые. Значит, и система их образования должна меняться.
- И ваш коллектив не стоит на месте, - подхватываю тему разговора.
- Безусловно! Вот уже несколько лет наш детский сад является федеральной инновационной площадкой по внедрению системы «СТЕМ-образование» - подхода, в основе которого лежит интеграция научных, технических, инженерных и математических дисциплин.
Нам важно с ранних лет прививать ребёнку любовь к разным видам деятельности. Если есть задатки, малыш будет и дальше развиваться.
«СТЕМ-образование» предполагает вовлечение в проектную деятельность, и наши педагоги вместе с детьми реализуют разные проекты. Главное, что эта программа помогает развивать креативность, критическое мышление, коммуникативные навыки, умение адаптироваться в любой ситуации, быстро перестраиваться и учиться. А учиться, чтобы следовать всем тенденциям и требованиям современности, надо всю жизнь. Начиная занятия в детском саду, «СТЕМ-образование» продолжается и в школах, и в университетах. Так что на дошкольном уровне эта тема очень актуальна.
- Не сложно ли вовлекать дошкольников в проектную деятельность?
- Нет! Проект совмещает в себе всё, что необходимо ребёнку. И в результате получается готовый продукт, который ребёнок может увидеть, потрогать, показать другим. При подготовке будет задействовано много важных развивающих функций. Возьмём, к примеру, мультфильм. Это тоже проект! Сначала выбираем тему, изучаем литературу, чтобы написать сценарий. Затем изготавливаем декорации (дети используют разные техники: конструирование, рисование, моделирование и так далее). Дальше - процесс съёмки и работа с техникой (компьютером, телефоном, планшетом). Конечно, монтаж поможет сделать педагог, но озвучивают роли детки. Ну и результат: проводим презентацию своего мультика родителям или педагогам. Ребята делают это сами.
Если зайдёте в группу нашего детского сада в «ВКонтакте», вы увидите, сколько уже создано таких мультпроектов. Овладевать подобными технологиями детки начинают уже с трёх лет, а к семи годам успешно участвуют в различных конкурсах.
Среди наших воспитанников есть призёры и победители муниципальных и республиканских состязаний. Только за прошлый год они вошли в тройку лучших на республиканских и международных конкурсах анимации и лего-анимации.
Ещё одно направление «СТЕМ-образование» (и инженерии) – это робототехника, когда, создавая свои проекты, дети вместе с педагогами выходят на муниципальный и республиканский уровни, а не прячут свои таланты за стенами садика. В прошлом году мы прошли заочный этап и очно представляли в Уфе проект комбайна в рамках программы «Эколёнок». В Стерлитамаке наши воспитанники хорошо выступили в конкурсе «РобоПромик». На базе детского сада проводится много подобных состязаний, участвуем мы и в городских. Стараемся привлечь к «СТЕМ-образованию» и другие учреждения дошкольного образования.
Ещё одно интересное мероприятие, которое мы провели в прошлом году – «БэбиСкиллс» по примеру известного всем чемпионата «ВорлдСкиллс». Конкурс проходил по трём компетенциям, а экспертами выступили профессионалы своего дела. Всем участникам понравилось, думаю, продолжим.
Поверьте, вовлечь в проектную деятельность дошкольников не сложно. Это ненавязчивый процесс обучения и познания естественных навыков, каких-то научных элементов. Мы стараемся, чтобы детям было интересно и полезно, это наша основная цель, - подчеркнула заведующая.
Светлана Тычинкина отметила, что многие родители, заинтересованные в развитии своих чад, приобретают необходимую литературу, занимаются с детьми дома, посещают мастер-классы. И это один из важных компонентов дошкольного образования и взаимного сотрудничества.
- Для реализации таких смелых проектов нужны не менее смелые педагоги. Как у вас обстоят дела с кадрами?
- Как и во всей системе образования, нехватка чувствуется. Наш основной костяк – опытные воспитатели, отдавшие не один десяток лет этой профессии. Мы тесно сотрудничаем с педколледжем, часто бываем на их мероприятиях, обсуждаем вопросы трудоустройства. Приглашаем и студентов к себе в садик, чтобы посмотрели, попробовали, поработали.
На мой взгляд, нынешняя молодёжь не всегда готова нести ответственность за малышей. Многие боятся, что не справятся. К тому же, с родителями нужно уметь взаимодействовать. Часто новые кадры приходят, поработают месяц-другой и уходят работать куда-нибудь в сетевые магазины. Конечно, обидно. Зачем тогда учились?..
Сказывается и нехватка младших воспитателей или нянечек. В наши дни, когда воспитателям становится сложно осваивать новые технологии, кто-то переходит на эту работу. Не секрет, что многих не устраивает заработная плата. Но мы всегда рады новым кадрам.
- А каково управлять сетью учреждений, состоящей из основного и двух структурных подразделений?
- Первое структурное подразделение в результате оптимизации у нас появилось ещё в 2015 году, второе – в 2022-м. Это бывшие детские сады №№ 4 и 12. Финансирования, которое выделялось маленьким детсадам, не хватало, а за счёт перераспределения средств педагоги смогли значительно улучшить и разнообразить образовательный процесс.
Приходя в садики, я вижу горящие глаза воспитателей и ребятишек. Им нравится использовать новые технологии, теперь там есть и мультимедийные пособия, и интерактивные доски. Передаём друг другу объёмные конструкторы. Видя результат, и у педагогов появляется желание работать, развиваться дальше, внедрять что-то новое, проходить курсы повышения квалификации.
- Светлана Викторовна, что пожелаете в профессиональный праздник работникам дошкольного образования Белоречья?
- Мира! И в душе, и в семье, и с коллегами, и с соседями. Наверное, о другом мечтать не приходится. Другого и желать не хочется. Будет мир, мы все будем здоровы и счастливы. Будут и новые достижения.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab