«Летнее утро 1941-го было жарким и цветущим. В лесу вовсю щебетали птицы, навстречу солнцу раскрывали бутоны цветы, хвойный лес играл всеми красками зеленого цвета. Но она видела только мужа, всё дальше и дальше уходящего от неё. Своего Павлика. Колонна новобранцев из небольшого уральского городка Кушва двигалась маршем по лесной дороге на железнодорожную станцию. Он оборачивался, чтобы еще раз увидеть её, а она всё бежала за ним, за уходящей колонной. Маленькая дочка, которую она несла на руках, давно проснулась и громко плакала, провожая отца. Лесная дорога круто повернула вправо, и он громко крикнул: «Я вернусь, ласточка!» Она осталась стоять на той дороге, прижимала к себе ребёнка и шептала: «Только вернись!» Ей было всего 22 года.
Он вернулся только через 77 лет… В обелиске в честь защитников Москвы, который был поставлен в городе Рузы. Он был сапёром и погиб под Москвой
5 января 1942-го. В сапёрной роте 408-го стрелкового полка их было триста три. В тот январский день погибли все...»
Тема «Истории любви в истории Победы» трепетная, тревожная и сложная, поэтому учитель выбрала интерактивную форму урока. Это был исторический экскурс, погружение сегодняшних школьников в эпоху Великой Отечественной войны. Дети не просто рассказывали истории своих семей, описывая конкретные ситуации из жизни героев военных лет, они выбирали для себя роли и пытались прожить хотя бы час в том историческом периоде, пытаясь понять поступки, мотивы, мысли людей.
Опытный и мудрый учитель своими уроками как будто будит историю, давая возможность детям погрузиться в прошлое и принять участие в исторических событиях. О своей работе и учениках, о школе и коллегах Эльвира Сафиуллина говорит охотно и с любовью:
- Как учителю истории мне важно эмоциональное восприятие события. Дети осмысливают историческое действие, погружаясь в ту эпоху. Используя педагогический прием эмпатии и учитывая особенности временного периода, на уроке мы стараемся ответить на сложные вопросы: что и почему произошло, почему участники того события действовали именно так? Воспринимая через эмоции то, что случилось когда-то давно, ученики думают.
В итоге образовательный процесс становится более результативным и мотивирует детей к дальнейшему познанию и развитию творческих способностей, формирует такие качества, как долг, честь, достоинство, преданность, ответственность. К основным понятиям патриотизма мы относим любовь к семье, родному городу, республике, стране, гордость за принадлежность к России и Башкортостану. Да и тема патриотизма вновь становится актуальной, являясь основным звеном воспитания детей. А генетическая память через шежере только укрепляет основы, заложенные на уроках эмоциональной истории, - считает Эльвира Салаватовна.
О том, что высокие идеалы патриотизма для России имеют особую ценность, говорил и наш президент Владимир Путин, называя патриотизм важнейшей частью общенациональной культуры, стержнем нашей генетической памяти. А подобные уроки позволяют детям продолжить изучение истории через проведение и посещение экскурсий по улицам города, к памятным местам и достопримечательностям. Школьники участвуют в конференциях (местных и республиканских), выполняют творческие задания, пишут проекты не только о великих битвах той войны, но и о дне сегодняшнем, к примеру, об использовании беспилотных летательных аппаратов на СВО, о технике безопасности при их обнаружении в людных местах.
В школе проводятся встречи с участниками военных конфликтов, спецоперации, представителями общественных организаций Белорецка и Белорецкого района. Ученики работают с документами в архивах, собирают артефакты, участвуют в поисковой и краеведческой деятельности, развивают детский познавательный туризм. Все эти формы образовательной деятельности позволяют педагогу-новатору и детям оценить роль и масштаб каждого исторического события.
Совместно с педагогами учитель истории и заместитель директора по методической работе Эльвира Сафиуллина работает над повышением качества преподавания гуманитарных учебных предметов. Дети должны разбираться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, иметь собственную позицию, основанную на знании истории, а также духовных ценностей и достижений нашей страны.
- Важно, чтобы все формы патриотического воспитания доводились до детей с любовью, тогда результат будет положительным, ведь добру откроется сердце! - такими словами закончила беседу Эльвира Салаватовна Сафиуллина – удивительно добрый и искренний человек, учитель, любящий свой предмет, детей, школу и, конечно, жизнь.
Елена Гумерова, учитель школы № 21.
Фото автора.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab