+7 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
6 Октября 2023, 18:45

Счастливые моменты учителя музыки

Я встречаю её на пути в гимназию № 14. Она вместе с дочкой Кирой идёт быстро, я едва догоняю их и, как всегда, натыкаюсь на улыбку Ольги Дмитриевны Трифоновой.

Счастливые моменты учителя музыки
Счастливые моменты учителя музыки

Про улыбку мы поговорим позже, потому что это очень важный штрих к портрету учителя. Сразу завязывается непринуждённая беседа, Ольга Дмитриевна рассказывает о своей семье. У неё трое детей. Дочь Катерина по профессии экономист (сейчас воспитывает сына Мирона), сын Клим работает на БМК. И последыш (как ласково называет дочку мама) – Кира, которая весело вышагивает впереди нас, добавляя к рассказу о детях, что мечтает стать айти инженером.
- Как вы быстро ходите, - запыхавшись, говорю Ольге Дмитриевне.
- Это ещё медленно. Ради вас…
Не стану пафосно говорить, что она учитель с большой буквы. Мы давно привыкли к штампам, и Учитель можем написать и с заглавной. Ольга Трифонова просто очень хороший педагог. Её любят. Ценят. И она умеет любить всех. А это великий дар.

Четырнадцатая гимназия. Понедельник. Скоро восемь утра. Сейчас начнётся главное действо, которое знаменует собой начало каждой учебной недели.
- Девочки, девочки, встаньте в одну линейку, пожалуйста, - суетится Ольга Трифонова, заместитель директора по воспитательной работе.
Гимназисты построились в просторном холле, в центре – знаменосцы.
- Знамя внести! – раздается голос Ольги Дмитриевны.
Голос у неё звонкий, и это профессиональное качество. Все стоят по команде смирно. Втискиваюсь в ряд старшеклассников, чтобы тоже стать соучастником действа. Ольга Трифонова берёт микрофон и поёт гимн России, ученики поют вместе с ней. Я тоже патриотично бубню: «Дружбы народов надёжный оплот. Партия Ленина - сила народная…» Ой! Какой стыд: я до сих пор не выучил слова российского гимна, помню только гимн Советского Союза…
После линейки ученики шестых и восьмых классов идут в актовый зал на классный час. Ольга Дмитриевна сегодня проводит тестирование. Она зачитывает краткие, ёмкие характеристики своих коллег, дети должны угадать, о ком конкретно идёт речь:
- Собрана, сосредоточена, любит порядок, прекрасный садовник, дважды грантовский учитель. Кто это, ребята?
Сижу в последнем ряду и слышу, как кто-то из ребятишек тихо произносит:
- Моя бабушка.
Дети тянут руки:
- Учитель биологии, - слышится с одного края.
- Учитель труда! – отдаётся с другого.
- Ещё версии есть? – спрашивает Ольга Трифонова.
В конце концов дети догадываются, что речь идёт о Светлане Анатольевне Копытовой, учителе русского языка и литературы. Тест продолжается.

Подхожу к Марине Вячеславовне Локоцковой, советнику директора гимназии по воспитательной работе. А ещё Марина Вячеславовна ведёт студию танца. Хрупкая, грациозная, интеллигентная. Впрочем, понятия «14-я гимназия» и «интеллигентность» – это синонимы.
- Какие главные качества можно выделить у Ольги Дмитриевны? - спрашиваю её.
- Человечность! У нее громадное сердце, в котором находится место для каждого. Она педагог, психолог и очень отзывчивый человек. Ольга Дмитриевна всегда поможет и словом, и делом. Она…
Тут речь Марины Вячеславовны обрывается, потому что очередная загадка касается её персоны.
- Она порхает на сцене, как бабочка! – слышится громкий голос Ольги Трифоновой.
Все дружно аплодируют.

Когда-то я сильно обидел Ольгу Дмитриевну. Это было давно. Я написал очень резкую статью, где коснулся, на мой взгляд, спорного мероприятия. И, как у меня часто случается, переборщил. Сейчас уже не важно, прав я был или нет, но резкость тона явно зашкаливала. Позже встретил Ольгу Трифонову, а она… улыбнулась мне. Правда, сквозь слёзы.
На следующий день я пришёл в гимназию и извинился. Она опять улыбнулась, только так сказочно и солнечно, что напрочь исчезли, растворились все недоразумения.
- Улыбка – это у вас профессиональное? – спрашиваю её.
- Нет! Я просто люблю людей. Люблю свою работу. И меня, на-
деюсь, здесь любят.
Её действительно любят!
- Она зажигалка, - говорит учитель физкультуры Александр Талгатович Тагиров.
- Ольга Дмитриевна - оптимист. У неё всегда всё прекрасно! Даже если всё плохо, - говорит учитель химии Марина Владимировна Саранцева.
- Её мама была моей классной руководительницей, - сообщает директор гимназии Любовь Сергеевна Морозова. - Она до сих пор работает в школе. И, пожалуйста, не забудьте сказать о династии, к которой принадлежит наша Ольга Дмитриевна.

Сообщаю: мама Ольги Трифоновой - Галина Сергеевна Вежбинская, учитель географии; папа - Дмитрий Михайлович Вежбинский - долгое время преподавал в школе физкультуру и считался одним из лучших тренеров по волейболу, сейчас на заслуженном отдыхе. По его стопам пошла родная сестра Ольги Трифоновой - Майя Дмитриевна. Она тоже преподает физическую культуру. Общий трудовой стаж династии - мамы, папы и двух сестёр - около ста пятидесяти лет.

В коридоре первоклашки надевают вторую обувь.
- Нравится здесь учиться? – спрашиваю пухленького мальчугана, который, сопя, достает из пакета ботинки.
- Да-а… – как-то вяло протягивает он.
- Но поспать, наверное, всё равно хочется…
- Да!
Как учителя могут целый день (вернее - целую жизнь!) проводить в этом весёлом шуме и гаме во время перемен? Я бы не смог. Я люблю тишину и одиночество. Говорю об этом Ольге Дмитриевне:
- А я не смогу жить без своей гимназии.
- Она самая лучшая?
- Однозначно!
Но отдыхать всё-таки иногда надо и учителям: во время отпуска Ольга Дмитриевна вместе с друзьями любит сплавляться по реке или просто отдыхать в лесу. Уезжают они на неделю, ставят палатки и наслаждаются общением возле костра, когда в руках гитара, рядом - плечо друга, и звучат хорошие песни…

Ольга Трифонова руководит в гимназии хором и ансамблем. А еще она ведёт уроки вокала и музыки. И сама прекрасно поёт! Недавно включил телевизор и на местном канале увидел её. Она пела вместе со своими воспитанницами вот эту песню:
Счастье – что оно? Та же птица:
Упустишь и не поймаешь…
- Вы очень счастливый человек, - говорю я ей.
Мы идём по коридору и опять встречаем директора.
- Я её из гимназии порой просто выгоняю! - смеется Любовь Сергеевна. – Чтобы, наконец, шла домой.

Спрашиваю двух гимназисток об Ольге Дмитриевне:
- Она всегда всем помогает, - говорит Серафима.
- Да она без этого просто жить не может! - продолжает Настя. – Ей обязательно надо делиться с кем-то частичкой своей души.
Ещё одна гимназистка говорит:
- Ольга Дмитриевна учила мою маму и моего дядю, теперь учит меня. Она прекрасный человек!
- Я огромный счастливчик, - радостно рассказывает Ольга Трифонова. - У меня не было ни одного педагога, который бы мне что-то не дал. Классным руководителем в моем классе была мама. Я окончила 20-ю и музыкальную школы. Благодарна своим учителям по музыке: это Татьяна Юрьевна Моисеева, Ольга Владимировна Каретникова, Надежда Васильевна Смальченко, Надежда Николаевна Александрова… Если говорить о двадцатой школе, сразу вспоминаю Марию Александровну Машевскую, Клару Ивановну Флягину и… Ой, всех не перечислить! Огромная благодарность бывшему директору 14-й гимназии Ольге Михайловне Дорофеевой, которой уже нет среди нас. Она взрастила меня, я благодарна ей за веру в меня!
На мой профессиональный рост повлияли и мои талантливые коллеги, мои близкие и любимые люди: Сергей Борисович и Ирина Даниловна Михайловы, Николай Александрович Шахов, Александр Васильевич Смагин, Лариса Валерьевна и Сергей Николаевич Куликовы, Дамир Нурисламович Хасанов, Павел Климчинский, который, увы, тоже ушел от нас… Ах, как нам его не хватает!
А ещё хочу сказать спасибо своей семье. Ведь именно мои родные дают мне возможность реализоваться. Они понимают меня и выдерживают моё отсутствие дома, поэтому готовит практически всегда муж… Кстати, часто приходится работать и дома: пишу сценарии, ищу песенный материал.
Моим домашним со мной тяжело, - вздыхает Ольга Дмитриевна.

Учитель Трифонова знает, что с детьми нельзя фальшивить. Надо быть с ними на равных, знать их интересы, их музыку, смотреть фильмы, которые они смотрят.
- А как вы относитесь к рэпу?
- Там есть много интересного и даже полезного, - отвечает она.
И рассказывает, как однажды зашла в класс, а дети первым делом спросили её насчет фильма, который только-только вышел на большие экраны. Фильм очень современный, как я понимаю, артхаус. Ольга Дмитриевна его не смотрела, но сказала детям:
- Кино мы обязательно обсудим завтра.
Вечером пришла домой, первым делом нашла в интернете этот фильм, посмотрела и на следующий день в классе была дискуссия.
- Надо быть, как сейчас принято говорить, в тренде! - уверена педагог.

Ольга Дмитриевна буквально летает по гимназическим коридорам.
- Здравствуйте, Валечка, - бросает на ходу старшекласснице, у которой скоро урок по вокалу, впрочем, имя я не расслышал, может, она и Верочка.
Валечка-Верочка с удивлением смотрит на тучного дяденьку, который семенит за её педагогом и явно хочет отдохнуть.
- Андрюша, сними шапочку, - опять бросает Ольга Дмитриевна в сторону мальчугана, который переобувается.
У неё очень уютный кабинет. В нём нет парт, вместо них – учебные ряды один выше другого.
- Здесь проходит вся внеклассная жизнь гимназии, - говорит учитель музыки. – Здесь мы спорим, делимся опытом и даже рассказываем друг другу тайны. Сюда может прийти любой гимназист со своими проблемами или идеями. Здесь мы готовим концерты, спектакли, внеклассные мероприятия…
В класс заходят ученики четвертого класса. У многих во рту чупа-чупс.
- Где вы это купили, у вас в гимназии есть буфет? – спрашиваю одну ученицу.
- Нет, это у Арины был день рождения.
- А где Арина? - спрашиваю и вижу девочку с поднятой рукой.
Подхожу и задаю дежурный вопрос: кем она мечтает стать?
- Дизайнером! – отвечает Арина.
Ольга Дмитриевна на минуту вышла из кабинета. Пользуясь случаем, спрашиваю ребят об их педагоге.
- Она классная! – отвечают они.
Перед очередным занятием прошу Ольгу Дмитриевну спеть любимую песню. Она соглашается, но решает это исполнение сделать частью урока.
- Детки мои, у нас сегодня гость, - Ольга Дмитриевна показывает в мою сторону. – Покажем, как мы умеем себя вести. Убираем чупа-чупсы и начинаем занятие.
Сначала учитель рассказывает деткам, что такое мелодия. Кстати, она всех их так и величает: «детки мои». С теми, кто приходит в гимназию впервые из других школ, Ольга Дмитриевна начинает общаться исключительно на «вы», невзирая на возраст ученика или ученицы.
У неё своя методика. Если возникают сложные моменты во взаимоотношениях между гимназистами, педагог тут же переходит на «вы». Чтобы школьники почувствовали себя взрослыми, способными самостоятельно разрешать споры и проблемы. Может, я не слишком удачно объяснил, но, думаю, педагоги меня поймут.
- Ребята, а что является самым важным в авторской песне? – спрашивает Ольга Дмитриевна.
- Текст! – слышится откуда-то сзади.
- Умничка! – восклицает Ольга Дмитриевна, садится на пианино и начинает петь свою любимую песню:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высокопарных слов
не стоит опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты.
Ведь это всё любви
Счастливые моменты…

Об Ольге Дмитриевне Трифоновой можно рассказывать долго. Как и о всей четырнадцатой гимназии. Кстати, здесь есть свой парламент, президент и министры из числа учеников.
Но об этом расскажу позже, тем более будет повод: скоро гимназия № 14 будет отмечать 45-летие. Ольга Дмитриевна Трифонова со своими коллегами готовит большой праздник.

Игорь Калугин.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Счастливые моменты учителя музыки
Счастливые моменты учителя музыки
Счастливые моменты учителя музыки
Счастливые моменты учителя музыки
Счастливые моменты учителя музыки
Автор:
Читайте нас: