Про улыбку мы поговорим позже, потому что это очень важный штрих к портрету учителя. Сразу завязывается непринуждённая беседа, Ольга Дмитриевна рассказывает о своей семье. У неё трое детей. Дочь Катерина по профессии экономист (сейчас воспитывает сына Мирона), сын Клим работает на БМК. И последыш (как ласково называет дочку мама) – Кира, которая весело вышагивает впереди нас, добавляя к рассказу о детях, что мечтает стать айти инженером.
- Как вы быстро ходите, - запыхавшись, говорю Ольге Дмитриевне.
- Это ещё медленно. Ради вас…
Не стану пафосно говорить, что она учитель с большой буквы. Мы давно привыкли к штампам, и Учитель можем написать и с заглавной. Ольга Трифонова просто очень хороший педагог. Её любят. Ценят. И она умеет любить всех. А это великий дар.
Четырнадцатая гимназия. Понедельник. Скоро восемь утра. Сейчас начнётся главное действо, которое знаменует собой начало каждой учебной недели.
- Девочки, девочки, встаньте в одну линейку, пожалуйста, - суетится Ольга Трифонова, заместитель директора по воспитательной работе.
Гимназисты построились в просторном холле, в центре – знаменосцы.
- Знамя внести! – раздается голос Ольги Дмитриевны.
Голос у неё звонкий, и это профессиональное качество. Все стоят по команде смирно. Втискиваюсь в ряд старшеклассников, чтобы тоже стать соучастником действа. Ольга Трифонова берёт микрофон и поёт гимн России, ученики поют вместе с ней. Я тоже патриотично бубню: «Дружбы народов надёжный оплот. Партия Ленина - сила народная…» Ой! Какой стыд: я до сих пор не выучил слова российского гимна, помню только гимн Советского Союза…
После линейки ученики шестых и восьмых классов идут в актовый зал на классный час. Ольга Дмитриевна сегодня проводит тестирование. Она зачитывает краткие, ёмкие характеристики своих коллег, дети должны угадать, о ком конкретно идёт речь:
- Собрана, сосредоточена, любит порядок, прекрасный садовник, дважды грантовский учитель. Кто это, ребята?
Сижу в последнем ряду и слышу, как кто-то из ребятишек тихо произносит:
- Моя бабушка.
Дети тянут руки:
- Учитель биологии, - слышится с одного края.
- Учитель труда! – отдаётся с другого.
- Ещё версии есть? – спрашивает Ольга Трифонова.
В конце концов дети догадываются, что речь идёт о Светлане Анатольевне Копытовой, учителе русского языка и литературы. Тест продолжается.
Подхожу к Марине Вячеславовне Локоцковой, советнику директора гимназии по воспитательной работе. А ещё Марина Вячеславовна ведёт студию танца. Хрупкая, грациозная, интеллигентная. Впрочем, понятия «14-я гимназия» и «интеллигентность» – это синонимы.
- Какие главные качества можно выделить у Ольги Дмитриевны? - спрашиваю её.
- Человечность! У нее громадное сердце, в котором находится место для каждого. Она педагог, психолог и очень отзывчивый человек. Ольга Дмитриевна всегда поможет и словом, и делом. Она…
Тут речь Марины Вячеславовны обрывается, потому что очередная загадка касается её персоны.
- Она порхает на сцене, как бабочка! – слышится громкий голос Ольги Трифоновой.
Все дружно аплодируют.
Когда-то я сильно обидел Ольгу Дмитриевну. Это было давно. Я написал очень резкую статью, где коснулся, на мой взгляд, спорного мероприятия. И, как у меня часто случается, переборщил. Сейчас уже не важно, прав я был или нет, но резкость тона явно зашкаливала. Позже встретил Ольгу Трифонову, а она… улыбнулась мне. Правда, сквозь слёзы.
На следующий день я пришёл в гимназию и извинился. Она опять улыбнулась, только так сказочно и солнечно, что напрочь исчезли, растворились все недоразумения.
- Улыбка – это у вас профессиональное? – спрашиваю её.
- Нет! Я просто люблю людей. Люблю свою работу. И меня, на-
деюсь, здесь любят.
Её действительно любят!
- Она зажигалка, - говорит учитель физкультуры Александр Талгатович Тагиров.
- Ольга Дмитриевна - оптимист. У неё всегда всё прекрасно! Даже если всё плохо, - говорит учитель химии Марина Владимировна Саранцева.
- Её мама была моей классной руководительницей, - сообщает директор гимназии Любовь Сергеевна Морозова. - Она до сих пор работает в школе. И, пожалуйста, не забудьте сказать о династии, к которой принадлежит наша Ольга Дмитриевна.
Сообщаю: мама Ольги Трифоновой - Галина Сергеевна Вежбинская, учитель географии; папа - Дмитрий Михайлович Вежбинский - долгое время преподавал в школе физкультуру и считался одним из лучших тренеров по волейболу, сейчас на заслуженном отдыхе. По его стопам пошла родная сестра Ольги Трифоновой - Майя Дмитриевна. Она тоже преподает физическую культуру. Общий трудовой стаж династии - мамы, папы и двух сестёр - около ста пятидесяти лет.
В коридоре первоклашки надевают вторую обувь.
- Нравится здесь учиться? – спрашиваю пухленького мальчугана, который, сопя, достает из пакета ботинки.
- Да-а… – как-то вяло протягивает он.
- Но поспать, наверное, всё равно хочется…
- Да!
Как учителя могут целый день (вернее - целую жизнь!) проводить в этом весёлом шуме и гаме во время перемен? Я бы не смог. Я люблю тишину и одиночество. Говорю об этом Ольге Дмитриевне:
- А я не смогу жить без своей гимназии.
- Она самая лучшая?
- Однозначно!
Но отдыхать всё-таки иногда надо и учителям: во время отпуска Ольга Дмитриевна вместе с друзьями любит сплавляться по реке или просто отдыхать в лесу. Уезжают они на неделю, ставят палатки и наслаждаются общением возле костра, когда в руках гитара, рядом - плечо друга, и звучат хорошие песни…
Ольга Трифонова руководит в гимназии хором и ансамблем. А еще она ведёт уроки вокала и музыки. И сама прекрасно поёт! Недавно включил телевизор и на местном канале увидел её. Она пела вместе со своими воспитанницами вот эту песню:
Счастье – что оно? Та же птица:
Упустишь и не поймаешь…
- Вы очень счастливый человек, - говорю я ей.
Мы идём по коридору и опять встречаем директора.
- Я её из гимназии порой просто выгоняю! - смеется Любовь Сергеевна. – Чтобы, наконец, шла домой.
Спрашиваю двух гимназисток об Ольге Дмитриевне:
- Она всегда всем помогает, - говорит Серафима.
- Да она без этого просто жить не может! - продолжает Настя. – Ей обязательно надо делиться с кем-то частичкой своей души.
Ещё одна гимназистка говорит:
- Ольга Дмитриевна учила мою маму и моего дядю, теперь учит меня. Она прекрасный человек!
- Я огромный счастливчик, - радостно рассказывает Ольга Трифонова. - У меня не было ни одного педагога, который бы мне что-то не дал. Классным руководителем в моем классе была мама. Я окончила 20-ю и музыкальную школы. Благодарна своим учителям по музыке: это Татьяна Юрьевна Моисеева, Ольга Владимировна Каретникова, Надежда Васильевна Смальченко, Надежда Николаевна Александрова… Если говорить о двадцатой школе, сразу вспоминаю Марию Александровну Машевскую, Клару Ивановну Флягину и… Ой, всех не перечислить! Огромная благодарность бывшему директору 14-й гимназии Ольге Михайловне Дорофеевой, которой уже нет среди нас. Она взрастила меня, я благодарна ей за веру в меня!
На мой профессиональный рост повлияли и мои талантливые коллеги, мои близкие и любимые люди: Сергей Борисович и Ирина Даниловна Михайловы, Николай Александрович Шахов, Александр Васильевич Смагин, Лариса Валерьевна и Сергей Николаевич Куликовы, Дамир Нурисламович Хасанов, Павел Климчинский, который, увы, тоже ушел от нас… Ах, как нам его не хватает!
А ещё хочу сказать спасибо своей семье. Ведь именно мои родные дают мне возможность реализоваться. Они понимают меня и выдерживают моё отсутствие дома, поэтому готовит практически всегда муж… Кстати, часто приходится работать и дома: пишу сценарии, ищу песенный материал.
Моим домашним со мной тяжело, - вздыхает Ольга Дмитриевна.
Учитель Трифонова знает, что с детьми нельзя фальшивить. Надо быть с ними на равных, знать их интересы, их музыку, смотреть фильмы, которые они смотрят.
- А как вы относитесь к рэпу?
- Там есть много интересного и даже полезного, - отвечает она.
И рассказывает, как однажды зашла в класс, а дети первым делом спросили её насчет фильма, который только-только вышел на большие экраны. Фильм очень современный, как я понимаю, артхаус. Ольга Дмитриевна его не смотрела, но сказала детям:
- Кино мы обязательно обсудим завтра.
Вечером пришла домой, первым делом нашла в интернете этот фильм, посмотрела и на следующий день в классе была дискуссия.
- Надо быть, как сейчас принято говорить, в тренде! - уверена педагог.
Ольга Дмитриевна буквально летает по гимназическим коридорам.
- Здравствуйте, Валечка, - бросает на ходу старшекласснице, у которой скоро урок по вокалу, впрочем, имя я не расслышал, может, она и Верочка.
Валечка-Верочка с удивлением смотрит на тучного дяденьку, который семенит за её педагогом и явно хочет отдохнуть.
- Андрюша, сними шапочку, - опять бросает Ольга Дмитриевна в сторону мальчугана, который переобувается.
У неё очень уютный кабинет. В нём нет парт, вместо них – учебные ряды один выше другого.
- Здесь проходит вся внеклассная жизнь гимназии, - говорит учитель музыки. – Здесь мы спорим, делимся опытом и даже рассказываем друг другу тайны. Сюда может прийти любой гимназист со своими проблемами или идеями. Здесь мы готовим концерты, спектакли, внеклассные мероприятия…
В класс заходят ученики четвертого класса. У многих во рту чупа-чупс.
- Где вы это купили, у вас в гимназии есть буфет? – спрашиваю одну ученицу.
- Нет, это у Арины был день рождения.
- А где Арина? - спрашиваю и вижу девочку с поднятой рукой.
Подхожу и задаю дежурный вопрос: кем она мечтает стать?
- Дизайнером! – отвечает Арина.
Ольга Дмитриевна на минуту вышла из кабинета. Пользуясь случаем, спрашиваю ребят об их педагоге.
- Она классная! – отвечают они.
Перед очередным занятием прошу Ольгу Дмитриевну спеть любимую песню. Она соглашается, но решает это исполнение сделать частью урока.
- Детки мои, у нас сегодня гость, - Ольга Дмитриевна показывает в мою сторону. – Покажем, как мы умеем себя вести. Убираем чупа-чупсы и начинаем занятие.
Сначала учитель рассказывает деткам, что такое мелодия. Кстати, она всех их так и величает: «детки мои». С теми, кто приходит в гимназию впервые из других школ, Ольга Дмитриевна начинает общаться исключительно на «вы», невзирая на возраст ученика или ученицы.
У неё своя методика. Если возникают сложные моменты во взаимоотношениях между гимназистами, педагог тут же переходит на «вы». Чтобы школьники почувствовали себя взрослыми, способными самостоятельно разрешать споры и проблемы. Может, я не слишком удачно объяснил, но, думаю, педагоги меня поймут.
- Ребята, а что является самым важным в авторской песне? – спрашивает Ольга Дмитриевна.
- Текст! – слышится откуда-то сзади.
- Умничка! – восклицает Ольга Дмитриевна, садится на пианино и начинает петь свою любимую песню:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высокопарных слов
не стоит опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты.
Ведь это всё любви
Счастливые моменты…
Об Ольге Дмитриевне Трифоновой можно рассказывать долго. Как и о всей четырнадцатой гимназии. Кстати, здесь есть свой парламент, президент и министры из числа учеников.
Но об этом расскажу позже, тем более будет повод: скоро гимназия № 14 будет отмечать 45-летие. Ольга Дмитриевна Трифонова со своими коллегами готовит большой праздник.
Игорь Калугин.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab