-3 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
24 Апреля 2023, 13:42

Один день в сельской школе

В этом учебном заведении я провёл практически весь день: сидел на уроках, общался с учителями, учениками и даже побывал на мероприятии, посвящённом Дню местного самоуправления. Впрочем, обо всём по порядку.

Один день в сельской школе
Один день в сельской школе

Начальная школа в селе Отнурок находится в самом центре. Я приехал, когда уроки были в самом разгаре. По всем правилам прохожу через охрану и стучусь в ближайший класс.
- Можно я посижу на задней парте? – спрашиваю Риту Николаевну.
Дети, увидев меня, тут же поднимаются с мест.
- Пожалуйста, - отвечает учитель.
Рита Николаевна Муксимова работает в школе около сорока лет. Сейчас идёт урок русского языка. Учитель задает вопрос на тему частей речи. В классе – три ученика: две девочки и мальчик. Они хором дружно протягивают:
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и…
Умильно! На стене класса красочное объявление: «Наши поручения». И далее - список обязанностей, закрепленных за каждым ребёнком: староста, цветовод, затейник… Рядом - плакат о правилах доброты. «Будь приветлив, вежлив, делай добрые дела, не бойся предлагать помощь другим».
Отнурская школа относительно недавно была капитально отремонтирована. И теперь здесь всё новое: потолок, стены, двери, окна.

На перемене захожу в столовую, меня встречает повар Лира Адоньева. Встречает широкой и солнечной улыбкой. Деревенские женщины всегда всем улыбаются, причем делают это совершенно искренне. Столовая шикарная! Небольшая, светлая, уютная. Я бы сказал – домашняя. В школе учатся шесть ребят, и все они здесь обедают.
- Какой сегодня рацион? – спрашиваю Лиру Расульевну.
- Гречневая каша с котлетой, чай с сахаром и лимоном, хлеб с маслом и печенье.

На следующий урок захожу в другой класс, там тоже три ученика. Идёт урок математики.
- Мы проводим срез, - объясняет мне Ольга Геннадьевна Лыгина.
Ученики решают задачки по пройденным темам. Начинаю вместе с детьми решать уравнения, к примеру, такое: х+3=27.
- Икс – неизвестное число, его надо найти, - говорит Ольга Геннадьевна, а дети бросают на меня заинтересованные взгляды.
Я привык к подвохам, а тут - школа, и всё без фокусов: 27–3=24.
Вот вам и значение икс!
- Сельские ребятишки отличаются от городских? – спрашиваю учительницу.
- Да, они более послушные, - отвечает Ольга Геннадьевна. – Но многое зависит от родителей, которые должны быть заинтересованы в подготовке своих детей…
Полностью согласен с педагогом: родители зачастую сбрасывают груз воспитательной ответственности на школу, совершенно не интересуясь внутренним миром своих чад: что они читают, о чём мечтают, во что верят? Дескать, вырастут, сами разберутся, жизнь, мол, научит…
Но ведь жизнь может научить и плохому. А всё хорошее закладывается прежде всего в семье.

Захожу в школьную библиотеку, интересуюсь, что сегодня читают дети.
- Всё, что задают по школьной программе, - отвечает Люция Николаевна Гайсина.
- Гайдара читают?
- Обязательно!
Про Аркадия Гайдара я спросил не случайно, а потому, что очень его люблю. Этот писатель, на мой взгляд, лучший среди советских детских писателей. В пионерском возрасте я прочитал кучу книжек, и ни одна из них не потрясла меня так, как «Тимур и его команда». В ней - изложение вечных истин в простой и очень доступной форме.

Возвращаюсь в класс Риты Николаевны Муксимовой. Урок русского языка уже закончен, на короткой перемене успеваю пообщаться с педагогом.
Она рассказывает о своих учениках. За 37 лет работы в школе их было много, но учительница помнит всех.
- Чему вы хотите научить своих детей, кроме того, чтобы дать им знания? – спрашиваю её, сознательно делая акцент на слове «своих».
Педагогу не надо разъяснять, что речь идёт о всех детях, кто учится в этой школе.
- Я хочу, чтобы они никогда не забывали, что они – люди! – не задумываясь, отвечает Рита Николаевна. - Ой, побегу готовиться. У нас сейчас урок самоуправления.

Выхожу на школьный двор. Боже, какая здесь тишина! Спрашиваю двух мальчуганов, идущих по улице:
- Где жить лучше: в городе или деревне?
- В деревне! – дружно отвечают они.
- Почему?
- Здесь воздуха больше!

Никогда я ещё не был на уроке самоуправления. В кабинете собрались все шесть учеников отнурской школы, к детям пришла глава Нурского сельсовета Надежда Александровна Файрузова. Кстати, она много лет была директором этой школы. Рита Николаевна проводит урок в игровой форме: крепит на школьную доску символический цветок с яркими лепестками. На них - принципы, на которых строится местное самоуправление: открытость, равенство, доступность, сотрудничество. Дети вслед за учителем хором повторяют эти понятия.
Я тихонько спрашиваю мальчика за соседней партой, кем он мечтает стать?
- Я буду продавать мороженое, - тихо и как-то задумчиво произносит он.
Рита Николаевна рассказывает ученикам о том, что наша страна – многонациональная и великая. И эти два понятия связаны друг с другом неразрывно: Россия велика не только своими просторами, но и большой дружбой между народами.
- Я долго выступать не буду, - говорит Надежда Александровна Файрузова, когда ей предоставляется слово. – Хочу призвать и взрослых, и детей: помогите нам, сотрудникам администрации, навести порядок в селе. Что для этого надо сделать?
- Убрать мусор! – слышится голос одного из учеников.
- А еще?
- Не мусорить! – весело произносит девочка, сидящая за первой партой.
В конце урока мы все встаём и поём гимн своей великой страны под названием Россия.

Игорь Калугин.
Фото автора.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Один день в сельской школе
Один день в сельской школе
Один день в сельской школе
Автор:
Читайте нас: