Выиграв президентский грант и создав уникальные экспонаты, его организаторы отправились в путешествие по республике, чтобы познакомить младших школьников с азами физики и механики. Белорецк стал пятым городом в маршруте выставки, за месяц её посетили почти две тысячи горожан. Среди них были и мы. Присоединившись к группе учащихся гимназии № 14, мы пришли на научную экскурсию в историко-краеведческий музей.
- Мы хотим показать и рассказать вам интересные явления, которые есть в физике, - приветствует ребят экскурсовод Елена Гумерова. – Начнём с того, что физические тела – это всё то, что нас окружает. И мы с вами тоже являемся физическими телами. Тела бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, у каждого есть свои размеры и проекции. Посмотрите на эту необычную фигуру, - показывает первый экспонат Елена Николаевна. – Если смотрим прямо или фронтально, то что это?
- Квадрат, - отвечают гимназисты.
- Правильно. А теперь попробуйте посмотреть с других сторон.
- Треугольник, круг, - уверенно говорят ребята, наблюда за действиями экскурсовода.
Переходим к следующему экспонату.
- Вспомним сказку про Красную Шапочку, которая шла к бабушке и несла ей что? – продолжает сотрудница музея.
- Пирожки, - хором отвечают ученики.
- А на дороге ей встретился?
- Волк!
- Давайте представим, что это наш богатый и красивый белорецкий лес. И есть в нём два пути – синий и красный. Посмотрим, кто первым дойдёт до бабушки: девочка по красному пути или волк по синему?
- По красному, - предполагают мальчишки.
А Елена Гумерова запускает два шарика по предложенным направлениям. Школьники с интересом наблюдают и выдвигают первые версии.
– Красная Шапочка первой пришла, потому что её путь идёт по наклонной, а у волка – по прямой.
- Верно, - соглашается экскурсовод. – Красная Шапочка у нас получила ускорение за счёт резкого спуска. Проверим ещё разок?
А любопытные взгляды учащихся уже разбегаются по представленным экспонатам: всё хочется рассмотреть поближе, потрогать, покрутить, запустить… Вот внимание детей остановилось на макете арочного моста.
- Такие мосты строили во времена, когда ещё не было ни цемента, ни бетона, ни гвоздей, ни клея, а были лишь мастера-каменотёсы, - поясняет экскурсовод. – Вот фотография одного из таких мостов в старом турецком городе. Попробуем сами такой построить? Тогда помогайте, соединяйте детали. Теперь вставайте на мостик, чтобы проверить…
- А секрет прочности – в камне, который назвали «замок», он как бы закрывает мостик и удерживает другие камни…
Волшебная линза словно манила к себе детвору.
- Ребята, что необычного вы в ней заметили? – интересуется экскурсовод.
- Она плоская! – хором отвечают гимназисты.
- Молодцы! Все, наверное, видели очки у бабушек? Это обыкновенные лупы, линзы у них выпуклой формы. И чем больше она выпуклая, тем больше будет увеличение. В начале прошлого века господин Френель задумался над тем, что такая линза будет очень тяжелой. И создал плоскую. Посмотрите, где у неё самое большое увеличение?
- В середине.
- Присмотритесь внимательно, что вы видите?
- От точки расходятся лучики…
- Верно, так преломляется свет. Итак, свет – это луч. Оказывается, можно сохранить увеличение, не делая линзу более выпуклой и тяжёлой, - подытоживает Елена Гумерова
Следующий пример живой механики не менее привлекателен для посетителей. Гид знакомит ребят с оптическим прибором под названием праксиноскоп.
– Перемещаемся во времена основания синематографа. Мы уже познакомились с линзой Френеля, говорили об увеличении и о том, что свет – это луч. А теперь загляните внутрь барабана, что вы видите?
- Лошадей.
- Их тут 18. Они все одинаковые? Двигаются?
- Нет.
- Обратите внимание, что в центре прибора расположены 12 зеркал. Как думаете, что будет, если покрутить барабан?
- Оптический обман, как будто лошади стали двигаться, - отвечают гимназисты, а сами восторженно крутят барабан.
- Это не обман. А один из законов физики, который скоро вы будете изучать.
Путешествие по занимательной физике продолжается, Елена Николаевна знакомит детей с центробежной и центростремительной силой, с силой звука. С помощью резонатора они слушали знакомый с детства заводской гудок; благодаря другому прибору увидели манную кашу с другой стороны, как из крупы при помощи силы звука складываются фигуры Хладни, образуемые скоплением мелких частиц.
Детям было интересно всё!
– Звук – это волна. Запомните! - делает ещё один вывод экскурсовод и предлагает ученикам продолжить знакомство с экспозицией.
Восторг вызвали и другие эксперименты. Кто-то уже думает, как показать интересный фокус дома родителям, используя, например, мамин фен.
Потом обсудили вопросы напряжения и равновесия, изучили принцип работы лампы накаливания и маятника Ньютона, познакомились с поющей вазой императора, изготовленной из меди и при определённых действиях создающей фонтанчики и издающей звук. Добровольцы даже решаются повторить трюк из кинофильма.
Экскурсия завершается, и у ребят есть несколько минут, чтобы ещё раз рассмотреть понравившиеся экспонаты. Что же им запомнилось больше всего?
Выиграв президентский грант и создав уникальные экспонаты, его организаторы отправились в путешествие по республике, чтобы познакомить младших школьников с азами физики и механики. Белорецк стал пятым городом в маршруте выставки, за месяц её посетили почти две тысячи горожан. Среди них были и мы. Присоединившись к группе учащихся гимназии № 14, мы пришли на научную экскурсию в историко-краеведческий музей.
- Мы хотим показать и рассказать вам интересные явления, которые есть в физике, - приветствует ребят экскурсовод Елена Гумерова. – Начнём с того, что физические тела – это всё то, что нас окружает. И мы с вами тоже являемся физическими телами. Тела бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, у каждого есть свои размеры и проекции. Посмотрите на эту необычную фигуру, - показывает первый экспонат Елена Николаевна. – Если смотрим прямо или фронтально, то что это?
- Квадрат, - отвечают гимна-
зисты.
- Правильно. А теперь попробуйте посмотреть с других сторон.
- Треугольник, круг, - уверенно говорят ребята, наблюда за действиями экскурсовода.
Переходим к следующему экспонату.
- Вспомним сказку про Красную Шапочку, которая шла к бабушке и несла ей что? – продолжает сотрудница музея.
- Пирожки, - хором отвечают ученики.
- А на дороге ей встретился?
- Волк!
- Давайте представим, что это наш богатый и красивый белорецкий лес. И есть в нём два пути – синий и красный. Посмотрим, кто первым дойдёт до бабушки: девочка по красному пути или волк по синему?
- По красному, - предполагают мальчишки.
А Елена Гумерова запускает два шарика по предложенным направлениям. Школьники с интересом наблюдают и выдвигают первые версии.
– Красная Шапочка первой пришла, потому что её путь идёт по наклонной, а у волка – по прямой.
- Верно, - соглашается экскурсовод. – Красная Шапочка у нас получила ускорение за счёт резкого спуска. Проверим ещё
разок?
А любопытные взгляды учащихся уже разбегаются по представленным экспонатам: всё хочется рассмотреть поближе, потрогать, покрутить, запустить… Вот внимание детей остановилось на макете арочного моста.
- Такие мосты строили во времена, когда ещё не было ни цемента, ни бетона, ни гвоздей, ни клея, а были лишь мастера-каменотёсы, - поясняет экскурсовод. – Вот фотография одного из таких мостов в старом турецком городе. Попробуем сами такой построить? Тогда помогайте, соединяйте детали. Теперь вставайте на мостик, чтобы проверить…
- А секрет прочности – в камне, который назвали «замок», он как бы закрывает мостик и удерживает другие камни…
Волшебная линза словно манила к себе детвору.
- Ребята, что необычного вы в ней заметили? – интересуется экскурсовод.
- Она плоская! – хором отвечают гимназисты.
- Молодцы! Все, наверное, видели очки у бабушек? Это обыкновенные лупы, линзы у них выпуклой формы. И чем больше она выпуклая, тем больше будет увеличение. В начале прошлого века господин Френель задумался над тем, что такая линза будет очень тяжелой. И создал плоскую. Посмотрите, где у неё самое большое увеличение?
- В середине.
- Присмотритесь внимательно, что вы видите?
- От точки расходятся лучики…
- Верно, так преломляется свет. Итак, свет – это луч. Оказывается, можно сохранить увеличение, не делая линзу более выпуклой и тяжёлой, - подытоживает Елена Гумерова
Следующий пример живой механики не менее привлекателен для посетителей. Гид знакомит ребят с оптическим прибором под названием праксиноскоп.
– Перемещаемся во времена основания синематографа. Мы уже познакомились с линзой Френеля, говорили об увеличении и о том, что свет – это луч. А теперь загляните внутрь барабана, что вы видите?
- Лошадей.
- Их тут 18. Они все одинаковые? Двигаются?
- Нет.
- Обратите внимание, что в центре прибора расположены 12 зеркал. Как думаете, что будет, если покрутить барабан?
- Оптический обман, как будто лошади стали двигаться, - отвечают гимназисты, а сами восторженно крутят барабан.
- Это не обман. А один из законов физики, который скоро вы будете изучать.
Путешествие по занимательной физике продолжается, Елена Николаевна знакомит детей с центробежной и центростремительной силой, с силой звука. С помощью резонатора они слушали знакомый с детства заводской гудок; благодаря другому прибору увидели манную кашу с другой стороны, как из крупы при помощи силы звука складываются фигуры Хладни, образуемые скоплением мелких частиц.
Детям было интересно всё!
– Звук – это волна. Запомните! - делает ещё один вывод экскурсовод и предлагает ученикам продолжить знакомство с экспозицией.
Восторг вызвали и другие эксперименты. Кто-то уже думает, как показать интересный фокус дома родителям, используя, например, мамин фен.
Потом обсудили вопросы напряжения и равновесия, изучили принцип работы лампы накаливания и маятника Ньютона, познакомились с поющей вазой императора, изготовленной из меди и при определённых действиях создающей фонтанчики и издающей звук. Добровольцы даже решаются повторить трюк из кинофильма.
Экскурсия завершается, и у ребят есть несколько минут, чтобы ещё раз рассмотреть понравившиеся экспонаты. Что же им запомнилось больше всего?
Александр Юсупов:
- На выставке много всего полезного и познавательного. Я уже видел прибор, который показывает мультики, и маятник с бильярдными шарами на тросиках. Об этом мне рассказывали мои дедушки, и мы даже пробовали сделать их сами. Уверен, что законы физики, о которых мы сегодня узнали, обязательно пригодятся в будущем.
Даша Талалаева и Валерия Миткалёва:
- Очень понравилось наблюдать и изучать действие электричества и звука. Это было так необычно и интересно, особенно как при помощи силы звука двигаются предметы, даже из манки фигуры создаются. Хорошо, что в наш город приехала такая выставка, можно узнать много нового, это очень полезно. Надо всё запомнить и потом на уроках физики применять.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab