+26 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
24 Марта 2023, 15:10

Чтобы механика стала живой

Детские восторженные голоса в краеведческом музее Белорецка не умолкали ни на минуту, а сотрудники за последний месяц проводили ежедневно по 6-8 экскурсий. Вот такой интерес вызвала выставка «Живая механика», представленная Домом занимательных наук «Интеллектус» из Уфы.

Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой

Выиграв президентский грант и создав уникальные экспонаты, его организаторы отправились в путешествие по республике, чтобы познакомить младших школьников с азами физики и механики. Белорецк стал пятым городом в маршруте выставки, за месяц её посетили почти две тысячи горожан. Среди них были и мы. Присоединившись к группе учащихся гимназии № 14, мы пришли на научную экскурсию в историко-краеведческий музей.

- Мы хотим показать и рассказать вам интересные явления, которые есть в физике, - приветствует ребят экскурсовод Елена Гумерова. – Начнём с того, что физические тела – это всё то, что нас окружает. И мы с вами тоже являемся физическими телами. Тела бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, у каждого есть свои размеры и проекции. Посмотрите на эту необычную фигуру, - показывает первый экспонат Елена Николаевна. – Если смотрим прямо или фронтально, то что это?
- Квадрат, - отвечают гимназисты.
- Правильно. А теперь попробуйте посмотреть с других сторон.
- Треугольник, круг, - уверенно говорят ребята, наблюда за действиями экскурсовода.

Переходим к следующему экспонату.
- Вспомним сказку про Красную Шапочку, которая шла к бабушке и несла ей что? – продолжает сотрудница музея.
- Пирожки, - хором отвечают ученики.
- А на дороге ей встретился?
- Волк!
- Давайте представим, что это наш богатый и красивый белорецкий лес. И есть в нём два пути – синий и красный. Посмотрим, кто первым дойдёт до бабушки: девочка по красному пути или волк по синему?
- По красному, - предполагают мальчишки.
А Елена Гумерова запускает два шарика по предложенным направлениям. Школьники с интересом наблюдают и выдвигают первые версии.
– Красная Шапочка первой пришла, потому что её путь идёт по наклонной, а у волка – по прямой.
- Верно, - соглашается экскурсовод. – Красная Шапочка у нас получила ускорение за счёт резкого спуска. Проверим ещё разок?

А любопытные взгляды учащихся уже разбегаются по представленным экспонатам: всё хочется рассмотреть поближе, потрогать, покрутить, запустить… Вот внимание детей остановилось на макете арочного моста.
- Такие мосты строили во времена, когда ещё не было ни цемента, ни бетона, ни гвоздей, ни клея, а были лишь мастера-каменотёсы, - поясняет экскурсовод. – Вот фотография одного из таких мостов в старом турецком городе. Попробуем сами такой построить? Тогда помогайте, соединяйте детали. Теперь вставайте на мостик, чтобы проверить…
- А секрет прочности – в камне, который назвали «замок», он как бы закрывает мостик и удерживает другие камни…

Волшебная линза словно манила к себе детвору.
- Ребята, что необычного вы в ней заметили? – интересуется экскурсовод.
- Она плоская! – хором отвечают гимназисты.
- Молодцы! Все, наверное, видели очки у бабушек? Это обыкновенные лупы, линзы у них выпуклой формы. И чем больше она выпуклая, тем больше будет увеличение. В начале прошлого века господин Френель задумался над тем, что такая линза будет очень тяжелой. И создал плоскую. Посмотрите, где у неё самое большое увеличение?
- В середине.
- Присмотритесь внимательно, что вы видите?
- От точки расходятся лучики…
- Верно, так преломляется свет. Итак, свет – это луч. Оказывается, можно сохранить увеличение, не делая линзу более выпуклой и тяжёлой, - подытоживает Елена Гумерова

Следующий пример живой механики не менее привлекателен для посетителей. Гид знакомит ребят с оптическим прибором под названием праксиноскоп.
– Перемещаемся во времена основания синематографа. Мы уже познакомились с линзой Френеля, говорили об увеличении и о том, что свет – это луч. А теперь загляните внутрь барабана, что вы видите?
- Лошадей.
- Их тут 18. Они все одинаковые? Двигаются?
- Нет.
- Обратите внимание, что в центре прибора расположены 12 зеркал. Как думаете, что будет, если покрутить барабан?
- Оптический обман, как будто лошади стали двигаться, - отвечают гимназисты, а сами восторженно крутят барабан.
- Это не обман. А один из законов физики, который скоро вы будете изучать.

Путешествие по занимательной физике продолжается, Елена Николаевна знакомит детей с центробежной и центростремительной силой, с силой звука. С помощью резонатора они слушали знакомый с детства заводской гудок; благодаря другому прибору увидели манную кашу с другой стороны, как из крупы при помощи силы звука складываются фигуры Хладни, образуемые скоплением мелких частиц.

Детям было интересно всё!
– Звук – это волна. Запомните! - делает ещё один вывод экскурсовод и предлагает ученикам продолжить знакомство с экспозицией.

Восторг вызвали и другие эксперименты. Кто-то уже думает, как показать интересный фокус дома родителям, используя, например, мамин фен.

Потом обсудили вопросы напряжения и равновесия, изучили принцип работы лампы накаливания и маятника Ньютона, познакомились с поющей вазой императора, изготовленной из меди и при определённых действиях создающей фонтанчики и издающей звук. Добровольцы даже решаются повторить трюк из кинофильма.

Экскурсия завершается, и у ребят есть несколько минут, чтобы ещё раз рассмотреть понравившиеся экспонаты. Что же им запомнилось больше всего?

Выиграв президентский грант и создав уникальные экспонаты, его организаторы отправились в путешествие по республике, чтобы познакомить младших школьников с азами физики и механики. Белорецк стал пятым городом в маршруте выставки, за месяц её посетили почти две тысячи горожан. Среди них были и мы. Присоединившись к группе учащихся гимназии № 14, мы пришли на научную экскурсию в историко-краеведческий музей.
- Мы хотим показать и рассказать вам интересные явления, которые есть в физике, - приветствует ребят экскурсовод Елена Гумерова. – Начнём с того, что физические тела – это всё то, что нас окружает. И мы с вами тоже являемся физическими телами. Тела бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, у каждого есть свои размеры и проекции. Посмотрите на эту необычную фигуру, - показывает первый экспонат Елена Николаевна. – Если смотрим прямо или фронтально, то что это?
- Квадрат, - отвечают гимна-
зисты.
- Правильно. А теперь попробуйте посмотреть с других сторон.
- Треугольник, круг, - уверенно говорят ребята, наблюда за действиями экскурсовода.
Переходим к следующему экспонату.
- Вспомним сказку про Красную Шапочку, которая шла к бабушке и несла ей что? – продолжает сотрудница музея.
- Пирожки, - хором отвечают ученики.
- А на дороге ей встретился?
- Волк!
- Давайте представим, что это наш богатый и красивый белорецкий лес. И есть в нём два пути – синий и красный. Посмотрим, кто первым дойдёт до бабушки: девочка по красному пути или волк по синему?
- По красному, - предполагают мальчишки.
А Елена Гумерова запускает два шарика по предложенным направлениям. Школьники с интересом наблюдают и выдвигают первые версии.
– Красная Шапочка первой пришла, потому что её путь идёт по наклонной, а у волка – по прямой.
- Верно, - соглашается экскурсовод. – Красная Шапочка у нас получила ускорение за счёт резкого спуска. Проверим ещё
разок?
А любопытные взгляды учащихся уже разбегаются по представленным экспонатам: всё хочется рассмотреть поближе, потрогать, покрутить, запустить… Вот внимание детей остановилось на макете арочного моста.
- Такие мосты строили во времена, когда ещё не было ни цемента, ни бетона, ни гвоздей, ни клея, а были лишь мастера-каменотёсы, - поясняет экскурсовод. – Вот фотография одного из таких мостов в старом турецком городе. Попробуем сами такой построить? Тогда помогайте, соединяйте детали. Теперь вставайте на мостик, чтобы проверить…
- А секрет прочности – в камне, который назвали «замок», он как бы закрывает мостик и удерживает другие камни…
Волшебная линза словно манила к себе детвору.
- Ребята, что необычного вы в ней заметили? – интересуется экскурсовод.
- Она плоская! – хором отвечают гимназисты.
- Молодцы! Все, наверное, видели очки у бабушек? Это обыкновенные лупы, линзы у них выпуклой формы. И чем больше она выпуклая, тем больше будет увеличение. В начале прошлого века господин Френель задумался над тем, что такая линза будет очень тяжелой. И создал плоскую. Посмотрите, где у неё самое большое увеличение?
- В середине.
- Присмотритесь внимательно, что вы видите?
- От точки расходятся лучики…
- Верно, так преломляется свет. Итак, свет – это луч. Оказывается, можно сохранить увеличение, не делая линзу более выпуклой и тяжёлой, - подытоживает Елена Гумерова
Следующий пример живой механики не менее привлекателен для посетителей. Гид знакомит ребят с оптическим прибором под названием праксиноскоп.
– Перемещаемся во времена основания синематографа. Мы уже познакомились с линзой Френеля, говорили об увеличении и о том, что свет – это луч. А теперь загляните внутрь барабана, что вы видите?
- Лошадей.
- Их тут 18. Они все одинаковые? Двигаются?
- Нет.
- Обратите внимание, что в центре прибора расположены 12 зеркал. Как думаете, что будет, если покрутить барабан?
- Оптический обман, как будто лошади стали двигаться, - отвечают гимназисты, а сами восторженно крутят барабан.
- Это не обман. А один из законов физики, который скоро вы будете изучать.
Путешествие по занимательной физике продолжается, Елена Николаевна знакомит детей с центробежной и центростремительной силой, с силой звука. С помощью резонатора они слушали знакомый с детства заводской гудок; благодаря другому прибору увидели манную кашу с другой стороны, как из крупы при помощи силы звука складываются фигуры Хладни, образуемые скоплением мелких частиц.
Детям было интересно всё!
– Звук – это волна. Запомните! - делает ещё один вывод экскурсовод и предлагает ученикам продолжить знакомство с экспозицией.
Восторг вызвали и другие эксперименты. Кто-то уже думает, как показать интересный фокус дома родителям, используя, например, мамин фен.
Потом обсудили вопросы напряжения и равновесия, изучили принцип работы лампы накаливания и маятника Ньютона, познакомились с поющей вазой императора, изготовленной из меди и при определённых действиях создающей фонтанчики и издающей звук. Добровольцы даже решаются повторить трюк из кинофильма.
Экскурсия завершается, и у ребят есть несколько минут, чтобы ещё раз рассмотреть понравившиеся экспонаты. Что же им запомнилось больше всего?

Александр Юсупов:
- На выставке много всего полезного и познавательного. Я уже видел прибор, который показывает мультики, и маятник с бильярдными шарами на тросиках. Об этом мне рассказывали мои дедушки, и мы даже пробовали сделать их сами. Уверен, что законы физики, о которых мы сегодня узнали, обязательно пригодятся в будущем.

Даша Талалаева и Валерия Миткалёва:
- Очень понравилось наблюдать и изучать действие электричества и звука. Это было так необычно и интересно, особенно как при помощи силы звука двигаются предметы, даже из манки фигуры создаются. Хорошо, что в наш город приехала такая выставка, можно узнать много нового, это очень полезно. Надо всё запомнить и потом на уроках физики применять.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой
Чтобы механика стала живой
Автор:Наталья Аксёнова
Читайте нас: