Итак, через несколько минут учитель начальных классов школы № 21 Ирина Разнадежина начнёт свой классный час. Просим уделить пару минут.
- Вы впервые участвуете в таком конкурсе?
- Нет. В самом начале учительской карьеры я уже пробовала свои силы. Это было давно, я тогда многого ещё не знала. А сейчас, думаю, что это завершающий шаг. В школе я работаю 32 года. Теперь подобное испытание совершенно по-другому оценивается, проходит и воспринимается. Мне хочется подвести некий итог преподавательской деятельности, увидеть, чего достигла, что могу показать коллегам.
- Как прошли конкурсные испытания?
- Открытый урок математики я давала в школе № 20, в первом классе. Его мы посвятили малой родине, родному и любимому Белорецку. Урок стал небольшим путешествием, которое мы совершили по парку «Шагни за горизонт». Выполняя задания на свежем воздухе, дети ещё насладились красотой нашей природы. У первоклассников было много эмоций и впечатлений.
Мастер-класс посвятила новой методике «Секреты госпожи Каллиграфии». Задача педагога начальных классов – научить детей писать красиво и аккуратно. Поэтому теперь я использую предыдущий опыт, когда в школе были уроки чистописания и добавляю к нему новый.
Тема классного часа: «Учитель – наставник, друг». Урок посвящён профессии, которую я выбрала и люблю всей душой.
- Как для вас проходит конкурс?
- Особых сложностей нет. Уроки строятся легко. Наверное, спокойно и уверенно двигаться вперёд мне помогает опыт. Пользуясь случаем, благодарю своих коллег, заместителей директора Викторию Юрьевну Клепинину и Эльвиру Салаватовну Сафиуллину за поддержку и помощь.
Отправляемся в другой кабинет, где к уроку готовится учитель истории и обществознания школы № 3 Фарзана Баймухаметова. Задаю педагогу те же вопросы.
- Это ваш первый конкурс педагогического мастерства?
- Да, хотя от коллег много слышала о нём. Решила попробовать. На моём открытом уроке в пятом классе школы № 21 мы разбирали тему «Демократия в Афинах при Перикле». На мастер-классе я поделилась опытом работы на уроках истории и культуры Башкортостана с детьми с ограниченными возможностями. Подводя итог пройденной темы, показала, как задаю домашнее задание в гугл-формах.
- Какие впечатления от конкурса?
- Сейчас уже ощущаю лёгкость, удовлетворённость и радость, что решилась на участие, смогла победить свои страхи и сомнения. Переборола себя! Думаю, это самое главное. На мастер-классах у коллег позаимствовала что-то новое и полезное, что потом смогу применять на своих уроках.
- Почему вы решили стать педагогом?
- Для меня примером при выборе профессии послужил мой школьный учитель истории - Денис Закриевич Денисламов. Он всегда так интересно рассказывал о прошлом и настоящем, я просто влюбилась в обществознание и историю, потом поступила в Сибайский филиал БашГУ. И с 2004 года работаю в школе.
- Нужны ли такие конкурсы профессионального мастерства?
- Обязательно! Я увидела здесь настоящих профессионалов. И здорово, что можно участвовать в них несколько раз. Много лет я проработала в шигаевской школе, теперь пять лет - в школе № 3. Мне есть с чем сравнивать! Разница между сельской (с несколькими учениками) и городской (с сотнями школьников) очень большая, - сказала Фарзана Аллабирдеевна.
Настало время выйти к доске молодым специалистам, чей стаж работы меньше трёх лет. На их мастер-классах было на что посмотреть. Отметим, молодые педагоги довольно уверенно держались во время символичного экзамена, отвечая на вопросы жюри.
Первым мастер-класс представил учитель истории и обществознания школы № 21 Денис Циплинов.
- Мне выпало выступать первым, было очень волнительно. Конечно, я готовился, старался работать без бумажек и шпаргалок. На мой взгляд, это показатель компетентности педагога. Конечно, конспекты никто не отменял, но всё же.
Я постарался показать коллегам, как можно использовать современные гаджеты и интернет-ресурсы на уроках. С их помощью дети могут получить более глубокие знания. И в моей практике уже есть положительные примеры, когда ученики, которые, казалось, не смогут сдать экзамен, делали это вполне успешно. Надеюсь, этот опыт пригодится и моим коллегам.
- Каково быть молодым педагогом в современной школе?
- Лучше, чем это может показаться со стороны. Думаю, в каждом коллективе есть люди, которые всегда помогут, поддержат. А дети нас понимают и уважают - это доказал и конкурс. Даже в комментариях под постом в соцсетях про «Учителя года» прочёл много слов поддержки от своих учеников. Так что не могу я их подвести, надо выложиться по полной.
- Как проходит конкурс?
- Прекрасно! Открытый урок по обществознанию на тему «Роль государства в экономике» я проводил в восьмом классе школы № 20. В целом всё было хорошо, ребята активно работали.
Много времени я уделил подготовке к конкурсу, помогли и наставники, в частности Ирина Алексеевна Белышева. Большое ей спасибо! Конкурс заставляет учителя выйти из зоны комфорта, преодолеть страх, оценить себя со стороны. Думаю, я с этим справился, чему очень рад. Уверен, что подобные конкурсы профессионального мастерства просто необходимы.
- Мужчины-учителя по-прежнему - явление редкое. Как вы пришли работать в школу?
- Родился и вырос я в Кумертау, там же окончил школу, сдал ЕГЭ, поступил в Башкирский государственный университет на исторический факультет. Мой дед был историком, и я с детства был полностью погружён в эту тему.
Во время учёбы познакомился с будущей женой, которая родом из Белорецка. После университета, как и многие парни, я отслужил в армии, а супруга тем временем уже начала работать в управлении образования Белорецкого района. Приехав в Белорецк, подал резюме, вскоре мне позвонил Владимир Лукич Кривоус. Так я стал учителем истории школы № 21.
Учитель английского языка Эльза Сахаутдинова из школы села Железнодорожный поделилась на мастер-классе секретами быстрого изучения иностранного языка. Её стаж работы всего полтора года.
- Как решились на участие в этом конкурсе?
- Было интересно попробовать свои силы, познакомиться и пообщаться с коллегами и узнать что-то новое. Всё проходит просто замечательно!
Открытый урок на тему «Числительные» я проводила в четвёртом классе школы № 21. Конечно, сильно переживала, ведь мы с детьми абсолютно незнакомы, но всё прошло прекрасно. Дети активно работали, урок получился таким, как задумала.
Изучать разные языки углублённо я начала еще со школы. У тех, кто знает больше двух языков, больше возможностей для общения, широкое информационное поле, выше шансы получить более престижное образование и работу, невзирая на государственные границы и языковые барьеры. Я стараюсь прививать любовь к языкам своим ученикам. Привожу примеры, что большая часть информации в интернете хранится на английском языке, что мы любим путешествовать, значит, нужно хоть немного понимать и говорить на языке той страны, куда едешь. Подобными аргументами стараюсь доказать необходимость изучения и привить любовь к иностранным языкам.
Своими впечатлениями от конкурса поделились и воспитатели, которые также провели открытые занятия и мастер-классы.
Алла Карпушова работает музыкальным руководителем в детском саду № 1, в профессии она уже 27 лет.
- Конкурсы всегда интересны и полезны. 12 лет назад я уже была его участницей. Теперь решила освежить знания и получить дополнительный стимул для дальнейшей работы и развития.
На этом этапе я прошла творческое задание по созданию сайта, затем провела занятие в детском саду № 9, в логопедической группе. Мы с ребятишками добавили в игры элементы логоритмики (системы двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью), со всеми заданиями дети справились. Малышам нравится активно двигаться и использовать различные атрибуты, выполняя задания воспитателя.
Должна отметить, что сегодня многие родители сталкиваются с проблемами развития речи ребёнка. Поэтому мы, педагоги-логопеды, стараемся постоянно повышать свою квалификацию, посещать курсы опытных педагогов, учиться и потом внедрять новые методы в свою работу.
Регина Гайсарова - воспитатель в детском саду № 15, а в педагогике уже 9 лет.
- Я из семьи педагогов. Бабушки, дедушки, родители и даже мой супруг составляют целую династию. Когда руководство детсада предложило мне участвовать в конкурсе «Воспитатель года», я без сомнений согласилась. Знала, что мои близкие меня поддержат, да и хотелось проверить свои силы, посмотреть, на что я способна. Думаю, всё получилось отлично, я достойно показала себя на конкурсе.
Занятие я проводила в средней группе детского сада № 5, оно было разноплановым, посвящено малой родине и жизненным ценностям.
Идею мастер-класса по созданию мультфильмов подсказало открытие на базе нашего садика экспериментальной площадки «Продуктивные виды деятельности». Заметила, что дети хорошо владеют информационными технологиями, разбираются в этом чаще лучше взрослых. Поэтому и решила создать мультстудию. Ребята очень увлечены: создают героев, с восторгом снимают, переставляют, играют, обсуждают работу. В общем, с нетерпением ждут конечный результат, хотя это трудоёмкий процесс, требующий времени и терпения. В среднем на мультфильм нужно около двух месяцев работы. Возможно, кого-то заинтересует эта методика.
А участие в подобных конкурсах даёт отличный опыт и заряд энергии.