+24 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
12 Декабря 2022, 17:02

Чем домра отличается от думбыры?

Признаться, до встречи с Людмилой Барминой особых различий между двумя этими инструментами я не знал. Уверен, что многие наши читатели тоже не особо разбираются в таких тонкостях

Чем домра отличается от думбыры?
Чем домра отличается от думбыры?

Почему мы вдруг заговорили о народных инструментах? Дело в том, что в Детской музыкальной школе Белорецка воспитывают прекрасных домристов и думбыристов, которые побеждают на международных, всероссийских и республиканских конкурсах.
Перечисление побед юных музыкантов - дело долгое. И пусть оно вызывает гордость за учениц ДМШ, но всё же не так заинтересовывает, как живой урок. Лучше отправимся в музыкалку... Осторожно вхожу в кабинет. И, как всегда, не вовремя.
Зульхиза Эниева начинает свою музыкальную партию, на фортепиано ей аккомпанирует педагог Нина Клочкова. Звучит Бетховен. «Ничего себе! - думаю я. – Не знал, что Бетховена можно исполнять на балалайке...» Стоп! Знаю, что балалаечники всегда обижаются, когда об их инструменте говорят уничижительно.
Это, во-первых. Во-вторых, Зульхиза играет не на балалайке, а на думбыре. Как и все струнные инструменты, они очень схожи между собой. Но об этом чуть позже.

Итак, звучит Бетховен, а я знакомлюсь с другой воспитанницей класса народных струнных инструментов Эвелиной Камалетдиновой.
- Я прихожу сюда для удовольствия, чтобы поиграть на домре, - рассказывает Эвелина, музыкальную школу девушка уже окончила.
- Зульхиза сейчас тоже играет на домре?
- Нет! Это звучит думбыра, - поясняет Эвелина. - Домра – это русский народный инструмент, а думбыра – башкирский. Они похожи по звучанию.
Получается, что оба инструмента также близки друг другу, как давно и прочно сблизились русский и башкирский народы в своей дружбе и общей истории.
- На этих инструментах, несмотря на их простоту, можно играть произведения любой сложности, - продолжает Эвелина.
Девушка рассказывает, что в детстве хотела заниматься скрипкой, вместе с подружкой пришла в музыкальную школу. Но места были только в классы гитары и домры.
- У меня пальцы короткие, - улыбаясь, говорит Эвелина. – Для гитары не слишком годятся. Так я и решила учиться игре на домре.
И нисколько не пожалела о своем выборе: в период учёбы она становилась победительницей всевозможных конкурсов, а сегодня является постоянной участницей концертов, проводимых в музыкальной школе.
Эвелина говорит, что каждый выход на сцену – это всегда волнительно, и любое выступление заряжает дополнительной энергией творчества.

Зульхиза заканчивает музыкальную партию. Она – одна из лучших учениц класса.
- В прошлом году Зульхиза стала дипломантом республиканского конкурса «Парус», - рассказывает её педагог Людмила Бармина. - Обратила на себя внимание, и её пригласили сниматься в фильме «Игрушка».
- Там я должна была либо играть на думбыре, либо танцевать, - добавляет Зульхиза Эниева. – Режиссёр поставил танец.
На стене в кабинете вижу афишу: «Три волшебные струны». Недавно Эвелина и Зульхиза давали концерт в школе № 18. Они, кстати, часто выступают вместе: Эвелина играет на домре, Зульхиза – на думбыре.
Педагог девушек Людмила Геннадиевна читает мне целую лекцию о том, что такое домра и думбыра. Говорит ярко и с таким чувством, как будто поэму читает!
Теперь я понимаю, почему воспитанницы Барминой становятся победителями: ведь даже меня, весьма далёкого от музыки человека, она сумела заинтересовать струнными народными инструментами.
Теперь я заню, что родоначальником домры и думбыры был древний инструмент под названием танбур, который пользовался особой популярностью в Сирии. Все племена, перенимавшие в свои культуры танбур, вносили в инструмент что-нибудь своё. Так появились домра, думбыра и даже наша балалайка.

Зульхиза Эниева – удивительная девушка! Она умеет исполнять старинные башкирские кубаиры, аккомпанируя себе на думбыре.
Для непосвященных скажу, что кубаир – это импровизационная песнь в честь какого-либо события или народного героя. В культуре и истории башкир известны так называемые сэсэны, которые воспевали на празднествах и других массовых действах свои кубаиры. Сэсэны были народными сказителями. А культура кубаиров уникальна тем, что они часто сочинялись на ходу. Зульхиза пока не занимается импровизацией, она исполняет уже известные и старинные кубаиры. При этом прекрасно владеет думбырой.
Вот такой широкий диапазон у этого инструмента: от Бетховена до кубаиров.

Впереди у обеих девушек большое будущее. В этом можно не сомневаться! Они умеют ценить подлинную народную культуру. А ещё у них есть прекрасный преподаватель - Людмила Геннадиевна Бармина, которая любит своё дело. И любовь эту передает своим воспитанникам.
Напоследок спросил Эвелину и Зульхизу, о чем они мечтают?
- Я хочу связать свою жизнь с музыкой, - ответила Эвелина Камалетдинова.
- А я хочу заняться бизнесом! - сказала Зульхиза. – Но всегда буду пропагандировать народную культуру.

Игорь Калугин.
Фото автора.

Чем домра отличается от думбыры?
Чем домра отличается от думбыры?
Автор:
Читайте нас: