+7 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
22 Ноября 2022, 12:20

Нужно ли готовиться к учёбе и как это делать?

Этот вопрос неизбежно встаёт перед родителями. Мой опыт говорит: «Да! Сегодня примерно в 80% случаев такая подготовка необходима»

Нужно ли готовиться к учёбе и как это делать?
Нужно ли готовиться к учёбе и как это делать?

Это связано с тем, что представления общества о требованиях к дошкольникам и младшим школьникам существенно изменились. Можно ли сделать это дома, обойтись без платных занятий? Не только можно, но и нужно!
Думая, что подготовка к школе состоит в обучении ребёнка грамоте (чтению), первоначальному счёту и другим премудростям, родители ошибаются. Это задача учителей! Кстати, последние исследования нейрофизиологов убедительно доказывают, что несвоевременное раннее обучение не просто неэффективно, оно впоследствии может затормозить развитие, помешать ребёнку нормально учиться.

Давайте посмотрим, в чём проявляется «неготовность» к школе.
Маша не может усидеть на месте, занимаясь одним делом больше пяти минут. Олег не знает, как нужно здороваться со взрослыми, обращается к любому человеку на «ты». Костя не умеет застегивать пуговицу на брюках, завязать шнурки. Артём готов начать драку из-за любого пустяка, например, не понравившегося ему чем-то ответа или обращения другого ребёнка. Алина рисует человека: точка, точка, два крючочка – так делают трёхлетки.
Всё перечисленное не даст этим детишкам благополучно учиться в школе. Но преодолеть трудности помогут именно родители, а вовсе не платные курсы подготовки к школе.

С чего начать?
Оцените физиологическую готовность вашего ребёнка: общее физическое развитие – вес и рост должен быть в пределах возрастной нормы (от 5 до 7 лет:
от 16 до 26 кг, 105-127 см).Может ли он, играя, бегая, совершать плавные, точные движения? Легко ли собирает рассыпавшиеся мелкие предметы; как бросает и ловит мяч; умеет ли прыгать на двух и одной ноге? Нормальное физическое развитие позволяет избежать нарушений осанки во время долгого сидения за партой. Развитие координации (то есть согласованных, соразмерных) движений формирует человеческий мозг, в том числе связь между его полушариями.

Проверьте навыки самообслуживания. Оцените психологическую готовность. Может ли ребёнок в течение 15–20 минут заниматься скучным/нелёгким делом?

Умеет ли фантазировать? Понимает ли смысл сказок, поговорок? Сопереживает ли героям рассказов? Понимает ли простейшие рисунки и схемы? Рисует ли сам разнообразные сюжеты, поясняет ли свои рисунки? Умеет ли лепить и может ли слепить то, что ему нравится?
Проверьте его социальную готовность. Умеет ли ребёнок налаживать контакт с незнакомыми детьми, взрослыми? Знает ли он, как вежливо обратиться к незнакомому взрослому, к другу семьи (не родственнику)? Понимает ли смысл ваших действий в магазине, в учреждениях культуры? Приучен ли уступать место пожилым людям в общественном транспорте?

Теперь несколько слов о том, как это делать. Играйте с ребёнком в подвижные игры! Взрослые должны научить детей, показать, как это делается, увлечь. Очень полезны спортивные секции, особенно занятия плаванием, легкой атлетикой, лыжным спортом. Но отдавать ребенка в спортивную секцию стоит с одобрения врача.

Наиболее важные совместные занятия: ежедневное домашнее чтение ребёнку вслух (хотя бы 10–15 минут) с обсуждением прочитанного; сюжетно-ролевые игры со сверстниками (в детском саду, на площадке, дома с друзьями); конструкторы, рисование, лепка из пластилина, складывание бумажных фигурок оригами, вырезание из бумаги и тому подобное.

Обращайте внимание ребёнка на простые, но загадочные явления в обычной жизни. Например, вы заметили, что на стене появился солнечный зайчик. Скорее зовите ребёнка и ищите вместе с ним, что отражает свет на стену, возьмите зеркало и пускайте солнечных зайчиков.

Ваш ребенок научится считать в достаточной мере, если вы будете вместе, а потом он самостоятельно: считать гостей, чтобы накрыть на стол; искать счастливые номера автомобилей и билетиков; играть в игры, требующие подсчёта очков; пересчитывать любимых героев мультфильмов; рисовать и вырезать кукол, солдатиков и т.п., строя их по порядку (первый, второй, третий…) и так далее.

Чтобы ребенок научился читать, можно: прикрепить к разным предметам обихода крупные подписи, вместе читать вывески на улицах, собирать слова из магнитных букв. Регулярно пишите открытки или сообщения бабушке (Деду Морозу и т.п.).

Все эти незамысловатые занятия, а также посещение и обсуждение с ребёнком музеев, выставок, походы, привлечение малыша к разным трудовым делам помогут ему подготовиться к учёбе.
Но если вы заметите у ребенка очень неустойчивое внимание, нечеткое произнесение звуков – не поленитесь вовремя обратиться к специалистам, чтобы помощь была оказана ребёнку своевременно, до того, как он столкнется с непреодолимыми трудностями в школе.

Елена ЧУДИНОВА, кандидат психологических наук.

Нужно ли готовиться к учёбе и как это делать?
Нужно ли готовиться к учёбе и как это делать?
Автор:
Читайте нас: