Все новости
Образование
23 Ноября 2021, 17:20

Образование, власть, бизнес – основа новой реальности

Прочитав название мероприятия - «Валавинские педагогические чтения», кто-то подумает, что это для педагогов и узкого круга специалистов, а остальных не касается. И будет не прав.

Образование, власть, бизнес – основа новой реальности
Образование, власть, бизнес – основа новой реальности

Как точно сказала инициатор и организатор этой встречи, директор педагогического колледжа Гульшат Юмагужина:
- Каждая семья, где есть ребенок, мечтает о том, чтобы он получил качественное образование, нашел в жизни себя и мог успешно развиваться и работать на той территории, где он родился и вырос.
Именно поэтому вопрос получения образования, которое позволило бы ребенку в будущем стать успешным человеком, выбор интересной и востребованной на рынке труда профессии волнует как родителей, педагогов, так и представителей бизнес-сообщества, которое заинтересовано в том, чтобы на предприятия пришли молодые квалифицированные специалисты. Зачастую приходится сталкиваться с тем, что педагоги даже профессионального образования, а тем более среднего, не знают реального уровня требуемых на производстве компетенций, обеспечивающих высокую производительность труда и успешность рабочего процесса. И это на самом деле серьезная проблема. Когда выпускник приходит на работу, ему зачастую говорят, что придется всему учиться заново. То есть всё предыдущее образование можно просто отмести. Значит, человек потратил зря такой драгоценный ресурс, как время.
Сегодня, когда с одной стороны бизнес испытывает кадровый голод в части специалистов, а с другой стороны молодые люди не могут найти работу, соответствующую их уровню подготовки, важно найти новые подходы в образовательном процессе. Он должен меняться вместе с реалиями времени. И сделать это можно в тесном сотрудничестве с представителями бизнеса, развивающими экономику региона и страны в целом.
Именно поэтому «Валавинские педагогические чтения» открылись проведением круглого стола на тему «Взаимодействие образования, бизнеса, общественных организаций как ресурс социально-экономического развития региона», в ходе которого представители разных сообществ не только постарались услышать мнение друг друга, сформулировать общий язык, понятный для всех сторон процесса, но и выработать общий подход к решению проблемы, создать действующую площадку, позволяющую на постоянной основе сотрудничать в данном направлении.
Инициаторами столь необходимого разговора стал коллектив педагогического колледжа, готовый к тому, чтобы менять систему подготовки кадров в соответствии с новыми запросами времени и расширять перечень профессий, востребованных в данный момент на рынке труда, становясь многопрофильным учебным заведением.
От себя добавлю, что эта готовность к переменам и освоению инновационных методов в образовательном процессе во многом объясняет выбор имени педагога, которому посвящены чтения. Ведь Вера Константиновна Валавина, начав свою педагогическую деятельность в классическом образовательном учреждении, впитав в себя лучшие достижения педагогов дореволюционной России, сумела развить их в новой исторической реальности, которая ставила перед учительством и всей системой образования новые задачи.

Открывая мероприятие, директор педколледжа Гульшат Юмагужина поблагодарила участников за ту заинтересованность, которую они проявили.
За круглым столом собрались руководители системы образования, законодательной и исполнительной власти, представители молодых и успешных предприятий района, которые создают и развивают его экономический потенциал:
- Это партнёры, с которыми мы работаем на протяжении долгого времени, вместе пытаемся создать для наших школьников и студентов возможности развития, личностного роста, профопределения с раннего возраста до момента выхода во взрослую жизнь. И мы хотели бы найти точки соприкосновения для создания той системы, которая могла бы обеспечить эти потребности, - сказала она.

Участников круглого стола приветствовал министр образования и науки РБ Айбулат Хажин. Он отметил важность вопроса, вынесенного на обсуждение, подробно остановился на имеющихся возможностях для того, чтобы наша школа и учреждения среднего профессионального образования модернизировались и перешли на новый этап своего развития, для чего активно проводится цифровая трансформация системы образования, принимаются конкретные стратегические документы, определяющие вектор развития на длительное время.
Формируется новая среда подготовки специалистов среднего профессионального звена, которая, к сожалению, на некоторое время была упущена. Но сегодня происходят большие перемены. Стартовал федеральный проект «Профессионалитет», который содержит три ключевые инициативы. Первая – инте-
грация колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров. Вторая – внедрение новых образовательных программ, в том числе предусматривающих оптимизацию сроков обучения. И третья – воссоздание государственной системы подготовки педагогических кадров для среднего профессионального образования (СПО). И наша республика активно участвует в этом процессе, а партнёрами образования выступает бизнес. Предприятия становятся соруководителями образовательных программ, организаторами производственной практики, финансируют создание мастерских по отдельным компетенциям.
А значит, уже сейчас представители как малого, так и крупного бизнеса могут включаться в работу, участвуя в разработке программ, делая заказ на формирование тех или иных востребованных у них на предприятиях компетенций, предоставляя возможность уже со второго курса студентам работать на производстве. Такие примеры объединения усилий уже есть в Уфе. И министерство готово оказать помощь в создании условий и в Белорецком районе.

Конечно, педагогам было особенно интересно услышать мнения и пожелания будущих работодателей.
В их выступлениях прозвучала мысль о том, что не только школы и ссузы понимают, что им нужно интегрироваться с бизнесом, но и представители бизнеса со своей стороны тоже давно поняли, что невозможно оставаться в стороне, испытывая кадровый голод и доучивая, как делали раньше, специалистов уже на производстве, тем более что у многих на предприятиях эта деятельность не лицензирована.

Так, директор по управлению персоналом Уральского пружинного завода Евгения Ащаулова отметила, что рабочие специальности по-прежнему в дефиците и остановилась на моменте внедряющейся на производстве автоматизации, которая требует высокого уровня подготовки специалистов и готовности руководства УПЗ участвовать в разработке новых образовательных программ, а также заинтересованности в подготовке выпускников в местных ссузах с возможностью ведения их высококвалифицированными специалистами предприятия в качестве стажировки, кооперации в сфере исследования и разработок, обмена практическим опытом. Нужна поддержка стартапов, сотрудничество в области управления и финансирования, целевое обучение, гранты и стипендии и дальнейшее трудоустройство студентов.
Генеральный директор ООО «Ферротрейд» Евгений Валавин в своем выступлении остановился на задачах по активному развитию экономики страны, решение которых возможно в связке с системой образования в плане подготовки кадров для реального сектора экономики:
- Сегодня крупные корпорации начинают вести перспективных студентов еще на этапе обучения, берут под свое крыло, готовят из них будущих специалистов. Мы тоже приходим к такому решению. Чтобы быть максимально эффективными, конкурентоспособными, лучшими в своей сфере, нам нужны не только передовые технологии, но и кадры, поэтому эта тема актуальна для нас. Мы готовы принять участие в ее успешном решении.

О своём опыте участия в подготовке кадров рассказал директор ООО «ТД» «Завод весового оборудования» Максим Копытов:
- Мы сотрудничаем с учебными заведениями, например, берем студентов колледжа на практику, готовы предоставить возможность и методическую помощь в написании курсовых и дипломных работ с практической направленностью, - подытожил он.

Поддержала коллег и начальник отдела кадров завода «Стропкомплект» Марина Косолапова:
- Нам просто необходима площадка для совместной работы по подготовке кадров для предприятий города и района, когда мы сможем уже на начальном этапе подобрать специалистов, а выпускники загорятся идеей работать в родном городе.

Представитель БЗТО Александр Шилов рассказал о своем видении конкретных решений вопроса.
- Студент уже на первом курсе должен знать, что его знания нужны. И хотелось бы отслеживать этого студента. Площадка для совместных действий должна быть действующей: план работы, мероприятия, ответственные лица. Производственники - люди дела, и мы хотели бы уйти отсюда с результатом, - сказал он.

Ждут совместных решений и руководители предприятий района, например, передового Уральского завода спортивного инвентаря, располагающегося в Серменево. Необходимы профессионалы и сфере услуг, о чем говорил предприниматель Данис Яганшин.

Подводя итог их выступлениям, председатель Комитета по образованию, культуре, молодёжной политике и спорту Раиль Асадуллин рассказал о совершенствовании законодательной базы для воплощения предложений производственников и педагогов в жизнь:
- Сейчас на уровне республики делается много для того, чтобы эта интеграция произошла. Учебные заведения высшего и среднего образования объединяют усилия с партнерами из бизнеса, которые участвуют в процессе не только на словах, но и создают в вузах исследовательские центры, лаборатории, стимуляционные центры и центры профориентации, предуниверсарии. Ждем предложений сегодня, чтобы они завтра легли в основу новых законодательных инициатив. От этого выиграют все стороны.

Гость и один из организаторов мероприятия, член-корреспондент Российской академии наук, доктор экономических наук, почётный работник системы профессионального образования Игорь Павлов внёс предложение, поддержанное всеми участниками круглого стола: создать на базе педагогического колледжа и при участии всех сторон попечительский совет развития образования в Белорецком районе.
При этом он сформулировал основные функции, которые совет сможет выполнять:
- Во-первых, функция экспертная по предложению и обсуждению проектов. Во-вторых, инициативная, чтобы была возможность при необходимости продвигать инициативы на более высокий уровень, обсуждать и вырабатывать единые решения. Формирование такой площадки было бы полезно не только для одного района, но и в целом даст возможность отработать модель общественно-коллегиального попечения над социальной сферой.

Предложение было принято. Сейчас прорабатывается, готовятся учредительные документы.
Вот такое конкретное решение появилось в результате общей работы участников круглого стола, что может значительно изменить систему профориентации и профессиональной подготовки наших детей, задавая им новый вектор развития на территории родного района и самоопределения в будущем.

Образование, власть, бизнес – основа новой реальности
Образование, власть, бизнес – основа новой реальности
Образование, власть, бизнес – основа новой реальности
Автор:Татьяна Николаева
Читайте нас в