+1 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
23 Марта 2021, 19:15

В их душах – негасимый свет

Сегодня учителем быть непросто. Это связано и с подготовкой школьников к ОГЭ и ЕГЭ, и с дистанционным обучением, и с тем, что ученики стали другими. Однако не думаю, что нашим преподавателям было легко, ведь и 30, и 40 лет назад дети плохо учились, хулиганили, совершали непредсказуемые поступки... Наверняка мои бывшие одноклассники согласятся, что нам повезло: учителя в туканской школе были замечательные!

В 1984 году нас, первоклассников, встретила на пороге начальной школы Гульсира Мингалеевна Мухаметгалина. Именно она стала первым мудрым наставником, первым учителем, которой вёл девчонок и мальчишек по тропинке знаний.
Раньше в Тукане начальные классы учились в отдельном здании, а когда мы стали четвероклассниками, то перешли в «большую» школу и попали под опеку завуча Марии Александровны Хохловой. Это удивительно светлый и добрый человек, ни при каких обстоятельствах не повышающий голоса на учеников. Помню, как она проводила воспитательные беседы с хулиганами: брала за руку и тихонько отчитывала. На уроках математики стояла идеальная тишина, в которой звучал лишь голос Марии Александровны, объясняющей новую тему, и ученика, отвечающего у доски.
Чуть позже нашим классным руководителем стала Халида Ахатовна Кутлугильдина (на снимке выше), преподаватель алгебры и геометрии. Сколько мероприятий у нас проходило с её подачи – не сосчитать! Она умела заинтересовать всех, поскольку сама была увлечённой, горела своей работой и, что самое главное, – любила своих учеников. Халида Ахатовна была в курсе всех наших дел: у кого какие отношения в семье, кто с кем дружит, кто в кого влюблён… Потом, когда я уже выросла, узнала, как деликатно она беседовала с родителями о наших чувствах, взрослении, стремлениях. Обо всём, что по-настоящему важно для подростков.
По вечерам мы собирались в нашем классе, чтобы пообщаться и узнать друг друга с новой стороны. Халида Ахатовна, придумывая интересные задания по примеру игры «Что? Где? Когда?», которые не так-то просто было решить, учила нас отзывчивости и чуткости, прося отличников помогать в учёбе отстающим, находя при этом правильные слова. Когда на летней практике мы занимались ремонтом класса (в то время это было обычным делом, никому и в голову не приходило возмущаться или отлынивать), она была рядом, работала с нами на равных, подсказывала, направляла, помогала. Но самая большая заслуга - Халида Ахатовна доверяла нам. Конечно, с нашей стороны бывало всякое: не обходилось без хулиганства, лени и разгильдяйства. Были разбирательства, долгие разговоры, внушения. Но наша учительница всегда находила в себе силы понять своих учеников и не переставать их любить. На мой взгляд, это самое главное в работе педагога.
Русский язык и литературу преподавала Райфа Саиткореевна Хусаинова. Нередко у нас проходили литературные вечера, посвящённые русским писателям и поэтам. Класс преображался до неузнаваемости: настольная лампа под зелёным абажуром, кружевные накидки на стульях, скатерть на столе… До сих пор в памяти храню чудесное мероприятие, благодаря которому произведения Александра Сергеевича Пушкина я стала воспринимать иначе, великий поэт стал ближе и понятнее, думаю, не только мне.
Отдельная тема – написание сочинений. Никто из нас не боялся высказывать свою точку зрения. Были случаи, когда литературные герои подвергались критике (чаще всего со стороны мальчиков), и преподаватель разъясняла нам особенности воспитания, склада ума, характера и даже быта литературных персонажей, объясняя это влиянием времени. Даже сегодня, перечитывая классическую литературу, я невольно вспоминаю её рассказы.
Нурия Набиулловна Тухватуллина – директор школы и учитель химии. Строгая, но справедливая, требовательная, но умеющая преподнести урок так, что его невозможно было не слушать. Даже задачки по химии, которые многим кажутся чем-то сверхъестественным, становились интересными и понятными. Про таблицу Менделеева и говорить нечего: её мы учили играючи, хотя первое время были уверены, что запомнить такую массу данных о химических элементах нереально. На деле всё оказалось очень увлекательным!
Зная, как сегодня обстоят дела с уроками физкультуры в школах, не могу не вспомнить о нашем физруке Николае Трофимовиче Пенкине. Помню, как он, смеясь, говорил на сдаче нормативов, что мы будем ему благодарны, когда станем взрослыми. И точно – благодарны! Уроки в основном проходили на улице. Помешать этому могли только мороз, метель или дождь. Мы занимались на стадионе, а зимой ходили на лыжах по лесу за Туканом и вдоль железнодорожной линии, ведущей в Зигазу (была раньше такая ветка). Осень и весна – это волейбол и футбол. Иногда матчи проводились на проигрыш: победители шли домой после урока, а проигравшие мыли полы в спортзале. Обидно? Зато какая мотивация играть лучше! А ещё были игры между сборными мальчиков и девочек разных классов. И болели мы крайне редко, не помню повальной заболеваемости ОРВИ или гриппом. Всё-таки свежий воздух творит чудеса!
Добрых слов достойны все педагоги туканской школы, учившие нас. Это преподаватель физики Гульфира Булатовна Мухамедьянова, преподаватель истории Нина Ивановна Горбатова, преподаватель русского языка и литературы Миннисур Галеевна Горбатова, преподаватель труда у девочек Тамара Петровна Авдеева, под чутким руководством которой мы учились шить, взять и готовить. У мальчиков труды вёл Александр Михайлович Осипов – мастер на все руки. Наши парни его чуть ли не боготворили, поскольку учитель неустанно делился с ними своим опытом.
Немало учителей уехали из Тукана, но оставили след в сердцах учеников. Например, Тамара Никитична Баранова, преподававшая биологию и географию, учитель истории Александр Семёнович Смольников. Разумеется, это всего лишь часть учителей, которым выпускники туканской школы остаются благодарны за знания, чуткость и безграничную любовь.
К сожалению, некоторых преподавателей уже нет с нами, и мы чтим память о них. А всем, кто сегодня продолжает трудиться в школе Тукана, кто по воле судьбы переехал и работает в других регионах страны, кто вышел на заслуженный отдых, – низкий поклон!
Уважаемые преподаватели, дорогие и любимые учителя, спасибо за тот свет, в душе с которым вы идёте по жизни и которым делитесь со своими учениками!
Татьяна Кожевникова.
Читайте нас: