Попробую рассказать об этой ситуации с позиции учителя. Когда я скинула детям в общий чат расписание уроков и время начала занятий, то первый вопрос после долгих каникул был: «Как проснуться к 10 часам?»
Многие признавались, что в выходные привыкли до ночи засиживаться в интернете, следовательно, поздно вставать на следующий день. Но эта проблема характерна и для обычных учебных дней, решить её можно только при поддержке родителей, которые проследят за тем, чтобы ребенок соблюдал режим сна и бодрствования. Конечно, все понимают, что настало время, когда взаимодействие родителей и учителей особенно важно, поэтому все стараются его наладить. Педагоги на связи с мамами и папами в режиме «24 часа». Обижаться и высказывать претензии не стоит, никого к этому не готовили, а нашим детям надо помогать сообща. Так, в первый же день занятий мы столкнулись с тем, что ребята младшего и среднего звена просто не справляются с проблемами подключения техники и выхода на нужные сайты. Оказалось, что не у всех учеников на компьютере есть программы для открытия специальных файлов с презентациями. Но если старшие дети справляются с подобными вопросами при поддержке более продвинутых одноклассников, то малышам это сделать труднее. Кстати, я заметила, что мой когда-то не очень дружный класс, то ли соскучившись друг по другу, то ли сплотившись перед новыми сложными вызовами, стал другим. Ребята поддерживают одноклассников, помогают, объясняют и даже берут на себя ответственность за товарищей. Например, сообщают учителю, что все присутствуют на уроке, потому что отследить это тоже сложно, да и не хочется перегружать сеть лишними сообщениями. Отмечу: перед началом удаленного обучения звучали опасения, что с переходом предприятий на дистанционную работу заметно возрастет нагрузка на сети интернета, и это может привести к проблемам, однако существенных сбоев не было. Выбор обучающих платформ большой, и школы используют те, которые наиболее для них удобны. В принципе, работа в формате кейсов (то есть определенного набора заданий) позволяет выполнять их в свободном графике и снимает проблему наличия одного компьютера на целую семью.
В первый день ответы на задания приходили мне до самого вечера, но, думаю, что мы и с этим постепенно справимся. Основная масса школьников, как мне кажется, с удовольствием перешла на новый режим. Ученики подключаются задолго до начала урока и ждут информацию. Для них эта ситуация необычная, а детям нравится что-то новое. Многие даже просят дополнительные задания, потому что отправленные ранее уже выполнили. Всё это им здорово пригодится для развития личности: умение брать ответственность за свою работу, договариваться с братом или сестрой о том, кто в какое время будет выполнять свои уроки. Правда, было и такое, что один из не очень старательных учеников долго писал, что он ничего не понимает, а потом радостно (с тремя восклицательными знаками) ответил, что всё понял… И исчез, так и не выйдя на следующие уроки. Была ли проблема в технике или в самом школьнике - это предстоит выяснить учителю и родителям. А, к примеру, внук моей сестры, четвероклассник, живущий с родителями в Москве, всё воскресенье чистил компьютер, готовил его к напряженной работе. И сделал это без всяких понуканий, хотя обычно к урокам относился весьма прохладно. Ему очень понравилось заниматься с учителем по скайпу, видимо, в классе, где он младше всех, ребёнок чувствует себя неуверенно...
Многие, как и моя внучка-первоклассница, которая учится и живет в Ижевске, больше скучают по общению... Дети умудряются общаться в чате и между собой, и с учителем. Ну а мне никогда так дружно не сдавали письменные работы старшеклассники. На уроке они пишут гораздо медленнее, а сейчас отправляют ответы на задания и тут же ждут оценку. И хотя проверять работу, глядя на присланное фото, довольно проблематично, и мои, увы, немолодые глаза к концу дня начинают подводить, но мы стараемся всё делать максимально быстро.
Ведь для ребят, несмотря на расстояние, очень важна обратная связь, они привыкли получать оценки на уроках практически моментально. Вместе с баллами, выставленными за работу, я стараюсь каждому написать что-то: «Молодец, хорошо. А вот здесь недочёт. Уже лучше». Положительную мотивацию никто не отменял даже при дистанционном обучении.
Контакт с учителем тоже важен, хотя бы и такой: «Татьяна Анатольевна, у нас же сейчас физкультура? Я пошла три подхода к холодильнику сделаю». И веселый смайлик.Учитель физкультуры: «Читай инструктаж по технике безопасности перед подходами к холодильнику, спрашивать буду!»Думаю, мы с удовольствием вернёмся к традиционной форме обучения. И, да, мы понимаем, что сейчас должны максимально поддержать детей. Пока мои ребята уверенно взяли старт на отличную учебу, ставлю им только «4» и «5», и я рада этому. Если же кто-то откровенно филонит, то, выйдя в школу, мы это сразу увидим и постараемся поправить. А кто-то за время дистанционки, может быть, обретет уверенность в себе.Скажу честно, сначала я плохо понимала, как будет идти процесс, полагалась на готовые ресурсы, найденные и тщательно отобранные на просторах Всемирной паутины. Отправляла ребятам видеоуроки, презентации, упражнения. Но войдя в нормальный режим, планирую готовить видеоуроки сама (придется привлечь мужа в качестве оператора). Что ж, всей страной справляемся с ситуацией, значит, близким нужно поддержать нас. Думаю, что ребятам будет привычнее, видя меня, слушать объяснение нового материала. Знаете, одним из принципов работы нашего известного педагога Романа Григорьевича Хазанкина был такой: детей надо научить учиться. Время дает нам возможность реализовать это в полной мере.
Я написала о личных впечатлениях от дистанционного обучения в школе № 1. Все мы люди разные, кто-то может оценивать что-то иначе, но в данный момент альтернативы у нас нет, поэтому давайте решать возникающие проблемы вместе: учителя, дети и родители. И я уверена, всегда можно найти общий язык.
Судя по шуткам и фейкам и порой просто крикам о помощи (что лучше детей с учителями закрыть на карантин в школе, а родители готовы их кормить, передавая еду через окно), от введения дистанционного обучения больше всего пострадали родители. Так что по итогам четвёртой четверти лучшим учителем признана мама.Действительно, остаться на карантине с детьми – это непростая задача. Ведь они полны энергии и постоянно должны чем-то заниматься, а также все время, впрочем, как и взрослые, хотят что-нибудь перекусить. И замотанные мамы разрываются между кухней и детской, готовкой и уборкой, пытаясь еще чем-то увлечь ребёнка и направить его энергию в мирное русло. А папы проклинают карантин, который не позволяет им просто сбежать из дома, ссылаясь на важные и неотложные дела. Мои знакомые в два голоса жалуются, что ребёнок, обычно спокойный и покладистый, носится по квартире, как угорелый, снося на своём пути запуганную кошку, ковры, занавески, мебель и самих родителей. Со знанием дела объясняю, что просто раньше он выплескивал силы и эмоции в школе. Я ведь точно знаю о пострадавшей двери в кабинет, разбитом стекле и парочке порванных портфелей. Теперь же мальчик вынужден сидеть в тесной квартире, по-прежнему мечтая о длинном школьном коридоре. А уж когда ко всему этому беспределу добавились еще и уроки, родители, столкнувшись со всеми прелестями дистанционного обучения, прошли все стадии: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие. Так получилось, что я начала обзванивать своих знакомых, которые находились почти на последней стадии поведения.
Как мне призналась Светлана Устинова, мама пятерых учеников школы № 18, первый день был для неё просто ужасным. Пятеро детей, образовательные платформы не грузятся, ответственные малыши чуть не плачут, боясь опоздать на виртуальный урок. Мама не может понять, кому какое задание пришло. Вечером ей понадобилась небольшая реабилитация в виде ухода из дома, хотя бы в магазин.
Для работающей в карантин мамы второклассницы из школы № 21 в эти дни сложной стала техническая сторона. Чтобы выполнить присланное учителем упражнение, дочери нужно было его распечатать, а у неё не получается. В итоге мама всё время «висела» на телефоне. Кто пытался объяснить по телефону приёмы управления компьютером, поймёт маму. А если ребёнку что-то не понятно, то опять звоним маме, потому что она по факту терпеливее папы. Но зато на второй день, когда учителя скорректировали свои задания, а дети начали запоминать нужные кнопки на компьютере, дело пошло лучше. Да и ученик всё-таки занят делом, хотя бы до обеда.
Мама, не пожелавшая, чтобы её имя упоминали в статье, так рассказала о первом дне учебы:- Сейчас на часах 17:00, ребёнок до сих пор за ноутбуком, делает домашку с электронного учебника и отправляет учителям по электронке или по «Ватсапу». Смотрю, сидит вся сгорбленная, уставшая, прошу ее отдохнуть, но - нет! Ведь учителя просили скинуть задание: кто-то - до 16 часов, кто-то - до 18. Ничего не открывается, всё «висит». Куда кидаться, не понятно. Уроки пропали. Все изнервничались. Хорошо, у кого родители дома. А если дети одни? И может ли ученик младшей или даже средней школы самостоятельно освоить программу, прочитав главу в учебнике? Надеюсь, что учителя учтут наши проблемы.
В семье Махаматовых три дочери-школьницы, ученицы школы № 8. Конечно, думали, что будут проблемы. Уроки ведутся через скайп, дети подключаются с телефонов. Задания учитель или присылает, или объясняет в режиме онлайн. Младшая дочь даже текст пересказывала, хотя иногда у нее не получалось разобраться самой, тогда старшие приходили на помощь. И такой плюс: сидя дома, старшая дочь увлеклась кулинарией, балуя семью вкусностями, а средняя нашила защитных масок на всю семью. Кажется, мы начинаем медленно, но верно входить в новый для нас виртуальный мир. Но все очень надеемся, что это закончится, и мы вернемся к привычной и, оказывается, такой нужной школе.
Сразу после каникул все школы страны перешли на дистанционное обучение. Данные меры были приняты в связи с коронавирусной инфекцией, которая в буквальном смысле гуляет по миру. Вербальное общение детей с учителями таит в себе много интересного и необычного. Например, наш первый день обучения в Белорецкой компьютерной школе, благодаря современной технике и интернету, прошёл непривычным для всех образом. Несмотря на продвинутые технологии, не всегда сразу удавалось подключиться к уроку, были сбои и неполадки, но это совершенно никак не сказалось на процессе в целом. Все понемногу привыкают, а учителя не ругают детей за опоздания.Хочу заметить, что обучение на дому, с одной стороны, может расслабить детей, потому что нет четкой дисциплины, занятия проходят в домашней обстановке, на перемене можно прилечь на кровать и отдохнуть или сходить на кухню и перекусить. С другой стороны, обучаясь дистанционно, ребята должны понимать, что сейчас на них лежит большая ответственность - постигать гранит науки по большей части самостоятельно. Безусловно, учителя стараются по максимуму объяснить новый материал, но ведь даже взрослым бывает сложно прийти в себя после долгого отдыха и начать работать в полную силу. Также интересным новшеством стали ежедневные уроки с известными личностями. Так, 6 апреля к ученикам на связь вышел глава Республики Башкортостан Радий Фаритович Хабиров. Он дал боевое напутствие и сказал, что сейчас - время героев, когда проявляются самые лучшие качества человека, но вместе с тем и самые худшие. Эпидемия не должна останавливать процесс обучения. Думаю, многим будет интересно узнать, как же проходят дистанционные уроки физической культуры. Во вторник мне посчастливилось заниматься физкультурой в домашних условиях. Наш класс поделён на две группы: девочки и мальчики, которые занимаются с разными учителями. На первом уроке у девочек была гимнастика для глаз. Да-да, именно для глаз. И ничего более. Мальчикам же, как настоящим мужчинам, пришлось сразу идти в бой, они делали упражнения для укрепления мышц тела. Предполагаю, дальше никаких поблажек не будет, и девчонки будут также, как и мальчики, полноценно заниматься на уроках физкультуры. С моей точки зрения, сейчас труднее всего будет учиться ребятам начальной школы. Потому что многие родители работают и в карантин, а дети должны контролировать себя сами, чтобы обучаться и не пропускать уроки. Старшеклассникам же, особенно выпускникам, выпала хорошая возможность в большей мере готовиться к предстоящим экзаменам. Появилось свободное время, потому что те же вечерние занятия перенесли в дневное расписание. Можно своё внимание распределить на те предметы, которые ты сдаёшь на экзамене, и работать над ними ещё усерднее. Дистанционное обучение все воспринимают по-разному. Кому-то нравится сидеть дома в тёплой и уютной пижаме, выполнять задания и пить горячий кофе, который в любимой кружке стоит рядом с компьютером. Но большинство ребят хотят поскорее вернуться к привычному методу обучения. Все соскучились друг по другу, живого общения детям катастрофически не хватает. Просто нужно перетерпеть это время и надеяться, что жизнь совсем скоро вернётся в прежний ритм. А пока учиться, учиться и ещё раз учиться, как говорил Владимир Ильич Ленин.Анастасия МАШКОВА, ученица 11 класса БКШ.