+10 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Новости
26 Июля , 20:45

Дорогие мои старики

Я пришел к Фатеевым в гости, потому что хочу рассказать о простом человеческом счастье. О нём надо рассказывать чаще. И для этого не нужен какой-то дополнительный информационный повод. Кайман Нуреевич и Лидия Мирхадеевна вместе почти шестьдесят лет.

Дорогие мои старики
Дорогие мои старики

Улица Благой ключ петляет среди пригорков и низин Нижнего селения. Счастливые люди живут в этом курмыше. Наверное, сами они этого не подозревают, потому что давно привыкли. Но тишина здесь неописуемая!
Я долго ищу дом Фатеевых: два раза туда и обратно переходил Благой ключ, который сегодня дополнительно наполнился дождевыми водами и местами даже бурлит, три раза возвращался на одно и то же место, откуда начинался мой путь. Местные жители (особенно старушки) бросали на меня подозрительные взгляды, а дворовые собаки сопровождали звонким лаем.
Наконец, нашёл. Навстречу мне шагал сам хозяин - Кайман Нуреевич Фатеев. А вокруг него - козы. Некоторые тёрлись об его ноги, как кошки.
- Раньше кроликов держал, теперь перешёл на коз, - рассказал по дороге домой хозяин.
Все козы – ухоженные и упитанные. Неподалеку стоял козёл с огромными рогами и внимательно смотрел в нашу сторону.
- Хозяин, - объяснил мне Кайман Нуреевич, глядя на него.
Мы поднялись на пригорок, который буквально навис над домом Фатеевых. Здесь Кайман Нуреевич пасёт свое небольшое стадо, а вид отсюда открывается великолепный: сразу на весь город.

Я пришел к Фатеевым в гости, потому что хочу рассказать о простом человеческом счастье. О нём надо рассказывать чаще. И для этого не нужен какой-то дополнительный информационный повод. Кайман Нуреевич и Лидия Мирхадеевна вместе почти шестьдесят лет.
Хозяйка нахваливает своего супруга, пригласив меня на чашку чая:
- Он с раннего утра на ногах. Всё хозяйство на нём, я у него помощница. Этот дом мы сами построили.
Правда, временами начинает шутливо ворчать:
- На обед порой не дозовёшься… Чуть ли не силой домой тянуть приходится.
За окном громко кричит петух, из полуоткрытого окошка доносится запах луговых трав.
- Попробуйте красную смородину, вчера собирала, - суетится хозяйка.
Она всю жизнь была учительницей начальных классов, а её супруг – заводчанин. Он был прокатчиком, работал на травильном и огнеупорном производствах. У Фатеевых всё, как в песне из фильма «Весна на Заречной улице». Помните? Впрочем, зачем спрашивать, конечно, помните: «Я не хочу судьбу иную, мне ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня…»
Дом у Фатеевых справный! Сразу видна рука настоящего хозяина.
Лидия Мирхадеевна рассказывает о своем недавнем юбилее: ей ученики устроили настоящий праздник! Забрали из дома, привезли к родной школе, выстроились на крыльце и громко приветствовали её. Она стояла и плакала, принимая букеты цветов и поздравления.
- Многие из них седые уже, у некоторых внуки растут, - вспоминает она, заметно волнуясь. – Я помню всех!..
Этот юбилей стал одним из самых счастливых мгновений её жизни.
Кайман Нуреевич много не разговаривает. Он сидит возле газового котла, положив руки на острые колени.
- Посмотрите на него: совсем исхудал! – опять слегка ворчит хозяйка, глядя на мужа. – С утра до вечера с хозяйством, с козами. Девятый десяток разменял, а всё не угомонится.
Кайман Нуреевич – трудоголик до мозга костей. Это главная черта характера всего поколения. Они все такие, кто родились в годы войны и послевоенной разрухи, неугомонные.
- Он из многодетной семьи, - рассказывает Лидия Мирхадеевна. - Восьмой по счету. В 13 лет стал круглым сиротой.

У Фатеевых две дочери, со своими семьями живут совсем недалеко. Кайман Нуреевич помогал одной из дочерей дом строить после пожара. Лидия Мирхадеевна рассказывает, что тогда в огне сгорело всё имущество, но Коран, который лежал в серванте, только слегка обгорел…
А ещё у Фатеевых – два внука, внучка и шесть правнуков. И всем они помогают.
У Лидии Мирхадеевны в прошлой - советской - жизни было много общественных нагрузок: она два раза окончила Институт марксизма-ленинизма, была председателем народного контроля и методического объединения в своей школе, в молодости возглавляла комсомольскую организацию.

Мне становится немного грустно: когда-нибудь случится так, что уйдет от нас поколение детей войны. Останется в прошлом целая эпоха – радостная, светлая, победоносная. Хозяйка как будто ловит мои мысли:
- Раньше, в советские годы, люди всё-таки добрее были.
Она рассказывает о свадьбе, вернее, о регистрации брака. Жили они тогда в деревне, где свет на ночь отключали. Председатель сельсовета в день регистрации уехал в райцентр и вернулся слишком поздно: света уже не было. Но торжественную регистрацию отменять не стали: её провели при свечах. Она до сих пор помнит этот тихий и радостный свет надежды, робкий поцелуй своего супруга и чей-то всхлип в небольшой кучке гостей.
Потом была большая трудовая жизнь.
- Спасибо мужу, он мне всегда помогал и помогает, никогда не перечил, не роптал, когда я занималась общественной работой.

Кайман Нуреевич сидит молча, слегка трёт большими ладонями колени и смотрит в окно. Наверное, думает об огурцах, которые уже созрели в его теплице.
Одна из дочек Фатеевых пошла по стопам матери и тоже стала педагогом начальных классов. Кстати, работает в той же школе, где учительствовала Лидия Мирхадеевна. Другая дочь пошла в отца, она трудится на комбинате.

Пора прощаться. Супруги выходят проводить меня. Лидия Мирхадеевна объясняет, как быстрее добраться до остановки, боясь, что я опять заплутаюсь в этих улочках. А Кайман Нуреевич предлагает довезти меня до редакции на своей старенькой «Ниве». Отказываюсь категорически, но он уже бежит к гаражу…
Когда вернётся домой, наверняка со своими козами вновь поднимется на пригорок, откуда виден весь город.
А потом направится в сарай, где надо укрепить стену и поправить потолок. Потом заглянет на огород, где у него посажена картошка и три теплицы…
Супруга будет ему помогать по хозяйству, а потом побежит встречать внучку Эвелину, которая приехала погостить на каникулы. Она учится в медицинском университете. Бабушка станет хлопотать на кухне и, шутя, сердиться на деда, которого опять не дозовешься к ужину…

Игорь Калугин.

Фото автора.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

Дорогие мои старики
Дорогие мои старики
Автор:
Читайте нас: