Прошло девять лет с того момента, когда в Белорецк впервые приехали участники проекта «Пленэр», организатором и вдохновителем которого стал уфимский художник, заслуженный работник культуры РБ Юрий Николаевич Григорьев.
Художники, преподаватели художественных школ из Башкортостана, Оренбуржья, Челябинской области, Екатеринбурга, Тюмени и других мест собрались тогда в Белорецке, чтобы творить, обмениваться опытом, повышать своё мастерство. Лучшие работы потом были переданы в фонд нашей картинной галереи, а Белоречье стало ежегодным пристанищем романтиков, навсегда покорённых необыкновенной красотой Южного Урала.
Работы для выставки «Эксклюзив – 6» были выбраны неслучайно. В основном это пейзажи уникальной природы Белоречья, которая и по сей день остается неиссякаемым источником вдохновения для многих профессиональных и самодеятельных художников, создающих картины на открытом воздухе, при естественном освещении. Трудно перечислить все места, где побывали с этюдниками художники.
Ускользающие мгновения, запечатлённые на холстах, позволяют по-новому посмотреть на родные и знакомые места, увидеть то, чего когда-то не замечал. Всё, на что упал взгляд художника: висячий мост через ручей, яркую радугу после дождя, утренний туман, поднимающийся вверх, берёзовую рощицу, отражённую в прибрежной воде, пруд в обрамлении осени – останется на картине навсегда. По новому зазвучали те места башкирской глубинки, которые нечасто до этого момента изображались на картинах. Здесь деревни и сёла, давно исчезнувшая узкоколейная дорога, разрушенные наводнением здания завода в Тирляне, покосившиеся домики Саргаи, цветущая Шушпа и картины заповедной природы.
Даже такие известные места, как Белорецкий металлургический комбинат с застывшей домной, ажурный мост к заводоуправлению, водонапорная башня, пруд, гора Малиновая, уютные, тихие дворики в зарослях сирени, заросшие травой окраинные улочки теперь предстали перед нами в ином ракурсе, в ином видении, как бы показанные нам со стороны. Вроде бы один и тот же пейзаж, но как по-разному видят его художники, наверное, потому, что в каждом живёт творец, созидатель. Каждый преображает увиденное, создаёт свой мир, где царствует красота и гармония.
Нельзя не признать великолепия пейзажей Людмилы Плисецкой из города Гай Оренбургской области. Её пейзажи нежны и осязаемы, легки и прозрачны, воспринимаются как ласкающий шёпот дождя или мелодия, сыгранная на флейте. Художник умеет извлечь из весьма обычного мотива удивительную красоту и поэзию.
Авангардна, немногословна, ярка и декоративна работа Г. Карпова «После дождя». В ней радость жизни и восторг миром, его многообразием. Стремление уловить и передать мгновение, изменчивое состояние природы приводит художника Ольгу Черный-Ткач из Октябрьского к работе над серией картин, написанных по одному сюжету, но совершенно разных по эмоциональному строю. Такое же чудо иллюзии и в картинах Елены и Ольги Литвиненко, они эмоциональны, искренни, глубоки, в них высочайшая лирика и правда.
Летние картины сменяются осенними мотивами, в них сквозит, бьётся, сияет неуёмная и взволнованная жизнь природы. Очертания облаков причудливы, но неслучайны. Изменчивые, они подчиняются своим небесным законам. Пролетая мимо, успевают овладеть нашим воображением и мыслями художников Н. Хоруженко (Магнитогорск); Е Шабановой (Магнитогорск); Р. Шагиевой (Уфа); А. Рахимовой (Екатеринбург). Обманчивая простота работ И. Петренко (Каменск-Уральский), А. Рахимова (Екатеринбург), Н. Бабушкиной (Каменск-Уральский), А. Яковлевой (Белорецк), Г. Ахметшина (Благовещенск) – воплощение эмоций, в которых отражаются впечатления недавних и далёких событий. И это будоражит наше воображение, возвращая нас к событиям прошлого, заставляет вспомнить давно забытое. Главное здесь – это встречи с жизнью и размышление о ней. В экспозиции много работ белорецкого художника Константина Аверина. Много места занимает Нижнее селение, именно с него начинался когда–то наш город. Это и спуск к Белой, и узкоколейная железная дорога, и Шанхай, отдалённый район города. Его яркие и нежные, ностальгические и очаровательные пейзажи глубоко духовны.
Невероятно красивы и выразительны гуашевые пейзажи Е. Сафоновой, пастели Г. Русяевой Р. Хайзаматова, акварели Н. Сметнёва, Р. Шагиевой, А. Фуфаевой, О. Ильичёвой и других. Всё это написано лёгкими, чуткими красками, словно художники боятся нарушить очарование природы. В работах Сергея Клочкова, выполненных гуашью и пастелью, есть острая наблюдательность, тонкость колорита и цветовая гармония. Он – живописец лирического камерного пейзажа. Своеобразен наш город в изображении О. Шеньшиной (Гай), Ю. Григорьева и других. Здесь нет эффектных архитектурных ансамблей, многолюдных шумных улиц, кажется, художники нарочно ищут самые ординарные закоулки, дворики, чтобы раскрыть их затаённую прелесть.
В непафосных сюжетах О. Лобачёвой, Н. Трахтенгерц (Магнитогорск), Т. Тулюсевой (Магнитогорск) и других - окраинные улочки, заросли сирени, что всегда отличало наш город и создавало его особый колорит. Она цветёт пышно, ярко и окутывает городские скверы и дворы нежным ароматом и таинственным маревом.
Великолепны индустриальные пейзажи в карандаше Ю. Григорьева, его работы несут в себе заряд страсти и глубины. Несомненно, краски дают больше возможностей для передачи палитры, чем простой карандаш, но Ю. Григорьев – виртуоз, у него своё видение мира, своё мироощущение, самые простые вещи он открывает с неожиданной стороны, что говорит о его яркой индивидуальности.
Десятки картин, десятки мгновений, как пазлы, собранные в одну общую картину с названием «Белоречье», призваны взволновать зрителя, зажечь в сердце эмоции и запасть в память. Магия работ пленэровцев ещё и в том, что они искренние, и мы узнаём места, в которых были, которыми любовались. И это становится откровением для многих. Уверена, зритель получит истинное удовлетворение от увиденного. Приходите, выставка будет работать до конца сентября.
Лидия Григорьева, экскурсовод.