+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Военные истории от первого лица

Мавлетшин Ишмурза Хайрнурович родился 3 мая 1924 года в деревне Мухаметово. На фронт ушёл добровольцем в возрасте 18 лет. Его воспоминания прислал в редакцию внук – Рушан Мавлетшин.

Военные истории от первого лица
Военные истории от первого лица

«Свой боевой путь я проходил пулеметчиком второго номера в краснознаменном Смоленском гвардейском 121-м кавалерийском полку, в 32-й дивизии.
Мы стояли в Калининской области. Жара. Июнь 1943 года. Я в карауле. Слышу, в соседней постройке, которая находилась неподалеку от меня, шорох, треск досок. Решил проверить. Захожу туда, а сверху, с чердака, мне на голову кто-то набросил плащ-палатку и начал душить. Я, конечно, сдаваться не думал и не растерялся. Началось единоборство. Вслепую пытаюсь направить ствол своего ружья вверх и жму на спусковой крючок. Пуля про-
шла по правой щеке и уху моего противника, он упал, но сдаваться тоже не хотел. Я скинул с головы плащ-палатку и увидел человека в гражданском.
Мой противник решил убить меня, направил на меня пистолет и выстрелил. В этот момент на шум прибежали мои боевые товарищи. Этого бандита разоружили и арестовали, а меня сняли с поста и - в санчасть, но в госпиталь не отправили, так как ранение было легким.
Выяснилось, что нападавшим был младший сержант Бакиев, татарин. Он часто совершал диверсии: недавно поджег сарай, где было около ста голов лошадей. В этот раз Бакиев хотел подорвать постройку, где находились наши боеприпасы, а меня - убить, чтобы не помешал.
После этого случая меня представили к награде, но я её не увидел, потому что был на фронте. Мой подвиг не забыли, и медаль искала меня много лет. Только в 1974 году в Белорецком РВК мне вручили её, медаль «За отвагу».

Продвигались каждые сутки вперед. В основном ночью, потому что днём наши лошади были мишенью для самолетов врага. Чтобы спрятать их в светлое время суток, старались останавливаться в населенных пунктах.
Однажды в такой деревне меня вызывает к себе гвардии старшина и дает приказ: осмотреть один из домов, в котором горит свет. Взяв с собой ППШ, отправился выполнять приказ. Снаружи всё тихо, ничего подозрительного нет. Открываю дверь во двор, вижу немецкого дневального: спит. Действую ножом, убираю немца тихо. Захожу в дом. Большая комната, посередине пирамидой стоят ружья, и спят немцы, храпят. Долго не думаю, даю очередь из своего оружия. Сам стою в дверях. Вдруг стало страшно, что кто-то из них выстрелит в меня из личного пистолета. Но, набравшись сил, сделав пару шагов назад, чтобы каждого видеть, приказал им выходить по одному.
В соседнем доме находился гвардии старшина Терехов, услышав очередь выстрелов, он бросился ко мне на помощь и увидел, как немцы по одному выходят из дома (их оказалось около 15 человек, кто голый, кто-то одетый, кто-то пьяный). Терехов приказал им встать в ряд по 2 человека. Некоторые из дома выходить отказались, но наш старшина силой вытолкал их на улицу и расстрелял. За успешное выполнение этого задания мне тогда объявили благодарность.

В 1944-м наши войска двигались по направлению 2-го Белорусского фронта. Бой шёл за город Борисов, что на реке Березина. Наш пулеметный полк - впереди. Мы вышли к опушке леса. Как только немцы увидели нас, открыли огонь. Но через какое-то время нам всё-таки удалось пробиться к реке.
Через Березину был построен большой мост. Чтобы наши войска не смогли зайти в город, немцы подорвали этот мост в двух местах.
Много нашей техники и бойцов погибло в том бою. Войска практически вплавь перебирались на другой берег. Там у немцев была крепкая оборона, стреляли из пулеметов, минометов, пушек так, что голову поднять невозможно было.
Так что ползли мы по-пластунски. Рядом со мной с пистолетом в руках старший лейтенант Егоров. Я увидел, как он поднял голову и… сразу упал набок - убили. После долгих боёв немцы покинули Борисов, но, уходя, разбомбили все, что попадалось на их пути.
В этих боях я получил ещё одно ранение. Попал в госпиталь в город Минск. Когда поправился, продолжил службу, вернулся в свою часть. Наши войска были на территории Польши. Я участвовал во взятии Варшавы и других городов. Потом была территория Восточной Пруссии. В течение суток мы прорвали немецкую оборону, попали в тыл врага.
Захватили шесть городов и крупных промышленных объектов, в том числе узловую станцию в городе Аленштайн, там стояли 24 эшелона с немецкой техникой.
Так, с каждым днём и ночью, с каждым часом наши войска щли только вперед, освобождая города и села.
За взятие городов Алленштайн, Ален и других всему личному составу, каждому бойцу была вручена личная фотокарточка И.В. Сталина с фразой, написанной золотыми буквами: «Дважды благодарен!»

Шли бои за портовой город Данциг. Я и пулеметчик 1-го номера вели стрельбу из пулемета. Моего товарища убили, пуля попала прямо в голову. Ранило и меня, я получил контузию. Был найден без признаков жизни, наполовину заваленный землей и доставлен в госпиталь. Ранение в голову было серьёзным, я не подавал признаков жизни, поэтому меня бросили в «мертвяк», туда, где лежали мёртвые бойцы. Но через некоторое время я пришел в себя, буквально ожил. С февраля по 28 июля 1945 года проходил лечение в госпиталях разных городов нашей необъятной родины.

2 мая 1945 года наши войска вошли в столицу Германии, в город Берлин. Правда, в Германию я уже не попал, лечился и восстанавливал силы. Наконец, девятого мая наступил долгожданный для всех день - День Победы! Пусть проходят годы, но мы празднуем его каждый год. Наши дети, внуки и все будущие поколения будут помнить о подвигах за нашу любимую Родину, чтить память павших в тех боях».

Ишмурза Хайрнурович также был награжден орденом Отечественной войны I степени. После войны жил и работал в селе Узянбаш. Прожил 78 лет, умер 3 ноября 2002 года.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Военные истории от первого лица
Военные истории от первого лица
Автор:
Читайте нас: